» » » Али Демирли - Ислам. Его термины, символы и атрибуты


Авторские права

Али Демирли - Ислам. Его термины, символы и атрибуты

Здесь можно купить и скачать "Али Демирли - Ислам. Его термины, символы и атрибуты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство ЛитагентОстеон74fca568-0472-11e5-9ef7-002590591dd6, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Али Демирли - Ислам. Его термины, символы и атрибуты
Рейтинг:
Название:
Ислам. Его термины, символы и атрибуты
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-00064-664-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ислам. Его термины, символы и атрибуты"

Описание и краткое содержание "Ислам. Его термины, символы и атрибуты" читать бесплатно онлайн.



Мировая история доказала, что вероучение, которое создал пророк Мухаммед, оказалось поистине уникальным. Напрасно противники упрекают ислам в том, что часть имеющихся в Коране легенд взята из иудейских сказаний, чуть ли не переписана из Торы. Действительно и легенда об Адаме и Еве (у мусульман Хавва), и образ Авраама – представляют общеизвестные сюжеты. Но подобные же сюжеты имеются и в ассиро-вавилонских мифах и есть все основания считать, что они общечеловеческие. А кроме того, Мухаммед создал совершенно самостоятельное учение, и к тому же находящее из года в год и из века в век себе всё новых и новых сторонников. Символика ислама остается на протяжении веков одной из наиболее сильных его сторон. Изучению этой символики и посвящается настоящая книга.






Али Демирли

Ислам. Его термины, символы и атрибуты

Толковый словарь


Введение

Исламская религиозная символика

Ислам (по-арабски буквально – «покорность», предание себя воле Божьей), одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи – мусульмане – составляют большую часть (от 80 до 98 %) населения в таких странах, как Египет, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан; ислам исповедует практически все население Аравийского полуострова и значительная часть жителей Индостана, стран Юго-Восточной Азии и Северной Африки. К мусульманам себя причисляют люди, проживающие на Северном Кавказе, в Татарстане и в республиках Средней Азии. Общины мусульман имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным, от 1,3 до 1,8 млрд человек.

Ислам возник в VII в. н. э. в Хиджазе (Западная Аравия). Основатель этой религии – пророк Мухаммед (Магомет). Это был выдающийся человек, талантливый писатель и оратор, безусловно обладавший задатками лидера. В своей единственной, но программной книге «Коран» он изложил свои диалоги с являвшимся ему в видениях ангелом, который изъяснял ему принципы жизни, угодные Аллаху (т. е. Господу Богу). Примечательно, что к своему вероучению Мухаммед пришел уже в сорокалетнем возрасте, осознав свое место в мире и сознательно избрав путь, изобиловавший опасностями. Отстаивая свое учение в языческой среде, он подвергся изгнанию, воевал и с мечом в руках привел свое войско к победе. Его последователи завоевали половину мира от Индии до Испании.

Вероучение, которое создал Мухаммед, оказалось поистине уникальным. Напрасно противники упрекают ислам в том, что часть имеющихся в Коране легенд взята из иудейских сказаний, чуть ли не переписана из Торы. Действительно и легенда об Адаме и Еве (у мусульман Хавва), и образ Авраама – представляют общеизвестные сюжеты. Но подобные же сюжеты имеются и в ассиро-вавилонских мифах и есть все основания считать, что они общечеловеческие. А кроме того, Мухаммед не умел ни читать, ни писать, и вряд ли смог бы ознакомиться с Ветхим или Новым Заветами. Конечно, он был знаком и с иудейским и с христианским вероучениями и творчески переосмыслил их, создав учение совершенно самостоятельное и находящее из года в год и из века в век себе все новых и новых сторонников.

Универсальность ислама, как вероучения) является причиной того, что значительное количество последователей его с веками не уменьшается, но все увеличивается. Примечательно, что отдельные вспышки религиозного фанатизма на исламской почве не охватывают целые народы, но остаются уделом нескольких сект и вызывают осуждение у подавляющего числа мусульман.

Собственно религиозная структура ислама состоит из двух частей: 1) Иман – вера (в истинность ислама) и 2) Дин (религиозная практика – совокупность религиозных обрядов, морали, традиций и т. д.), детали которых определены Кораном, сунной (сборником традиционных установлений) и решениями официальных религиозных авторитетов. Суть Имана сводится к единобожию, вере в пророческую миссию Мухаммеда и предшествовавших ему пророков, в ангелов, в откровение, ниспосланное в Коране, в день «страшного суда».

Традиционный ислам продолжает играть весьма заметную роль в различных сферах социальной жизни мусульманских стран. Для жителей этих стран ислам – не только государственная религия, но и важнейший компонент национальной культуры, во многом определяющий нормы поведения, быта, отношения к другим народам и событиям в мире.

Как религия, ислам максимально лаконичен в употреблении каких либо изображений и символов и, кстати, совершенно в них не нуждается. Общеизвестно, что при жизни сам Магомет чудес не творил и запрещал обожествлять себя, подчеркивая, что сам он не Бог, и лишь общается с Богом посредством бесед с ангелом Джебраилом (архангелом Гавриилом). Единственным чудом, совершенным при жизни самим пророком, можно считать основанное им вероучение, которое оказало революционизирующее воздействие на народы Востока и привело к арабской экспансии, которая завоевала половину цивилизованного мира. Рухнули царства, затрещали империи – выстояла лишь христианская часть мира, и то не вся и лишь потому, что на пути у арабских полчищ несокрушимой скалой встала Византия.

Тем не менее, возвращаясь к символизму, укажем, что существует определенная атрибутика, обрядовость, свод правил, что тоже является своеобразными символами. Ниже в статьях мы ссылаемся на соответствующие суры и строки из «Корана».

А

Авраам (Ибрагим)

Согласно исламской традиции пророк Авраам (Ибрагим) «… не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом[1], предавшимся [Аллаху], и не был многобожником»(3:67). Он должен был быть убит царем Нимродом, которого предостерегали о предстоящем рождении ребенка, носящего это имя и превосходящего богов и царей. Авраам был рожден от архангела Джебраила (Гавриила), и мать скрывала его в пещере в течение 15 лет, причем вскармливали его пальцы Аллаха: из них он получал воду, молоко, сок фиников и простоквашу до тех пор, пока не стал достаточно взрослым, чтобы покинуть пещеру и устремиться к познанию Создателя.


Ад (Джаханнам)

Представления об адском пламени с одуряющей серной вонью частично восходят, видимо, к долине Енном (букв. Ге-Енном, отсюда «геенна», в исламе – «джаханнам») близ Иерусалима, где в древности возжигались жертвы, а позже палили мусор, частично – к наблюдениям явлений вулканического характера. Уже пророк Исаия говорит о том, что огнем неугасимым будут снедаемы восстающие на Бога, «ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис., 66:24).

Исламское предание сообщает об адском огне, который в семьдесят раз жарче земного. Тела грешников при адских мытарствах увеличиваются в размерах, с тем, чтобы повысить их способность к восприятию соответственно большего объема мук. Мусульмане полагают, что неверные и согрешившие мусульмане, нарушающие основы ислама будут наказаны в Джаханнаме, однако в конечном счете будут прощены. Впрочем, те, кто впадает в грех многобожия, будут осуждены в Джаханнаме для вечности.

Аллах обещает грешникам даже более того: «Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (4:59). Грешники, находящиеся в Джаханнам, связаны цепями, «одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь» (14:50–51), «огонь обжигает их лица и они… мрачны» (23:106). Питьё грешников – кипяток (37:65; 38:57), который «рассекает их внутренности» (47:17), и гнойная вода. Когда грешник проглатывает эту воду, «приходит к нему смерть со всех мест, но он не мёртв, а позади его – суровое наказание» (14:19–20). В Джаханнаме растёт усеянное колючками дерево заккум, у которого вместо плодов – головы шайтанов (37:60–64), которые грешники принужденые есть, чтобы увеличить собственные мучения. «Ведь дерево заккум пища для грешника. Как масляный отстой, кипит оно в животах, точно кипяток. Возьмите его и бросьте в середину геенны, потом полейте ему на голову в наказание кипятком» (44:44 48).

Свирепость всех этих представлений, однако, позволяет понять, что они служат лишь выражением надежды на то, что совершенные на земле несправедливости не могут быть вечно неискупимы, даже если в нашем мире об этом говорится как о справедливой мере наказания.


Адам и Ева (Хавва)

Согласно Корану, Аллах создал Адама либо из глины (7:11), либо из праха земного (3:59). Аллах научил Адама именам всех вещей с тем чтобы он стал его наместником на земле. Когда аллах повелел ангелам, не знавшим этих имён, пасть ниц перед Адамом один из них Иблис, отказался, за что и был изгнан из райского сада, в котором жили Адам и его жена (Хавва) (2:28-33; 7:11 и след.; 15:26-35; 17:63-66; 18:48-49; 20:116). Для Адама и Хаввы существовал специально изданный запрет приближаться к некоему дереву и вкушать от него, «чтобы не оказаться из неправедных». Шайтан проник в райский сад и убедил их попробовать плодов запретного дерева, после чего «обнаружилась пред ними их скверна», Адам ослушался Аллаха и «сбился с пути» (20:119). Аллах изгнал первых людей на землю (2:34-35; 7:19-23; 20:120 и след.), но обещал Адаму своё руководство и милость (2:36-37; 7:24-26; 20:115-125).

Почти все мотивы коранических и посткоранических преданий имеют параллели в библейских преданиях иудеев и христиан. Между тем в исламе имеются оригинальные мотивы, притягивающие Адама к Аравии. В некоторых преданиях говорится, что: 1) глину или прах для тела Адама брали из Мекки и Йемена; 2) Адам после грехопадения был низвергнут на землю в районе Адена (или Цейлона), а Хавва – около Джидды. Они встретились в Аравии, около мекканских святых мест – Муздалифы и горы Арафат; 3) с неба Адаму был послан священный чёрный камень, для которого он построил Каабу; 4) в раю Адам говорил на арабском, а на земле на многих языках, главным образом на сирийском; 5) он был похоронен вместе с Хаввой в «пещере сокровищ» около Мекки, а после потопа перенесён в Иерусалим.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ислам. Его термины, символы и атрибуты"

Книги похожие на "Ислам. Его термины, символы и атрибуты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Али Демирли

Али Демирли - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Али Демирли - Ислам. Его термины, символы и атрибуты"

Отзывы читателей о книге "Ислам. Его термины, символы и атрибуты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.