» » » » Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли


Авторские права

Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли

Здесь можно купить и скачать "Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство ЛитагентЦентрполиграф ОООb9165dc7-8719-11e6-a11d-0cc47a5203ba, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли
Рейтинг:
Название:
Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-227-07543-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли"

Описание и краткое содержание "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли" читать бесплатно онлайн.



Знаете ли вы, что подземную дорогу в Санкт-Петербурге предполагалось построить еще в 1820-х годах и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин вполне бы мог стать пассажиром метрополитена? В 1814 году английский изобретатель Марк Изамбар Брюнель представил императору Александру I проект первого в мире проходческого щита для прокладки тоннелей под Невой. Но построили с помощью этого щита подводный тоннель под Темзой для Лондонского метрополитена, а вот в городе на Неве первая подземная линия появилась только в ноябре 1955 года, хотя открыть ее собирались и в 1925, и в 1942 годах. В главе, посвященной истории проектирования и строительства метрополитена, приводятся только недавно рассекреченные архивные документы.

Читатели побывают на всех станциях Петербургского метрополитена, узнают немало любопытного из биографий архитекторов, художников и скульпторов, принимавших участие в их создании, а желающим предлагается, воспользовавшись подсказками, самим отыскать сюрпризы, «спрятанные» мастерами в их творениях.

Возможно, некоторые факты окажутся неожиданными, не обошлось без легенд и удивительных историй: вы узнаете, чем занимался на строительстве метро писатель Сергей Довлатов и где снимались известные кинофильмы, а также сможете заглянуть в будущее и выяснить, где в перспективе появятся новые станции метрополитена и как они будут выглядеть.






На станции «Технологический институт» ни растения, ни скульптура Сталина не появились. Вместо этого на четырех пилонах овального зала повесили бронзовые медальоны с изображениями «корифеев науки», основоположников научного коммунизма: Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и Иосифа Сталина.

Еще до начала строительства предусматривалось, что на станции «Технологический институт» будут скрещиваться две линии подземной дороги. В связи с этим конструкция станции позволяла создать здесь пересадочный узел, и из центрального овального зала, не поднимаясь на поверхность, попасть на другую линию.

Позднее, при открытии второй линии метро и строительстве перехода на станцию «Технологический институт-2», внешний вид овального зала изменился. Появилась лестница, и несколько красивых колонн с каннелюрами «ушли» в лестничный марш на треть. Позднее сняли барельефы Сталина и Энгельса, которые сейчас находятся в музее метрополитена.

Сегодня овальный зал украшают бронзовые медальоны с рельефными портретами Маркса и Ленина. В краеведческой литературе отсутствуют указания на авторство четырех барельефов. Но с достаточным основанием можно предположить, что портрет Ленина создал медальер Николай Александрович Соколов, заслуженный деятель искусств РСФСР и заслуженный художник РСФСР. Изображения его ленинских барельефов украшали денежные знаки советской эпохи. Н. А. Соколов работал на ленинградском Монетном дворе гравером, а с 1957 г. – главным художником. Возможно, он же автор барельефов Сталина, Маркса и Энгельса.

* * *

Особенность станции «Технологический институт» не только в том, что она первый пересадочный узел в метро нашего города, но в том, что она стала первой в СССР кросс-платформенной станцией, то есть станцией, где на разные стороны приходят поезда разных линий, движущиеся приблизительно в одном направлении. Впрочем, первые шесть лет она просуществовала в качестве обычной станции, но уже при проектировании закладывалась ее особенность. Подобное новшество реализовано впервые в мировой практике, и неудивительно, что в 1958 г. совместный проект еще не построенной станции Соколова и Андреева получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

11 апреля открылась станция «Технологический институт-2», и с этого дня поезда, следовавшие в направлении станции «Площадь Ленина», вместо привычной колонной станции стали прибывать в зал новой станции, построенной рядом с действующей. Как писала газета «Смена»: «Пассажиров ленинградского метро… утром ожидал сюрприз: по одному из путей – левому от эскалаторов – поезда не ходили. – Многочисленные указатели извещали о том, что для проезда в сторону Финляндского вокзала нужно перейти на соседнюю станцию второй очереди».

29 апреля 1961 г., после открытия движения по новой линии (Московско-Петроградской, или 2-й линии), стал работать кроссплатформенный пересадочный узел. Но первые два года, до 1 июля 1963 г., узел работал только вполсилы, так как станция «Технологический институт» Московско-Петроградской линии являлась конечной, и поперечные пассажиропотоки в залах были направлены только в одну сторону.

До наших дней это единственный действующий кроссплатформенный узел петербургского метрополитена, хотя запланирован еще один – на станции «Спортивная». Остальные проекты (на станции «Достоевская» и «Обводный канал») реализовать не удалось. Еще одна подобная станция есть в Москве – «Китай-город» (до 1990 г. – «Площадь Ногина»), открытая в 1970 г.

В переходе со станции «Технологический институт» на станцию «Технологический институт-2» на торцевой стене с момента открытия находилась схема линий ленинградского метрополитена, показывающая огоньками работающие станции. По мере открытия новых участков на ней появлялись дополнительные элементы. С 1995 г. ее перестали обновлять и при проведении косметического ремонта перехода вообще убрали.

В перспективе намечается капитальный ремонт наклонного хода станции «Технологический институт-1». Вместо трех старых эскалаторов установят четыре новых. Для монтажа эскалаторов придется частично разобрать капитальную стену вестибюля со стороны Московского проспекта.

Компания «Монплезир-3» разработала уникальный проект модернизации станции, его авторами стали Борис Кириков, Маргарита Штиглиц и Елена Лущеко. Внешний вид останется прежним, светильники в виде опор с шарами и решетки, установленные на эскалаторе, демонтируют и после реставрации вернут на место. Для новой, третьей, балюстрады изготовят еще один комплект «по историческим образцам», его отольют из алюминиевых сплавов и анодируют под золотистую бронзу.

Изменится покрытие пола в эскалаторном зале. Изначально оно было асфальтовое, а в 1986 г. его сделали бетонным, с вкраплениями боя керамической плитки оранжевого цвета, что, по мнению экспертов, «не соответствует исторической цветовой гамме и разрушает целостность восприятия помещения». Проектом предусмотрена укладка серого гранита.

Турникеты из эскалаторного зала перенесут в переходную камеру, где они размещались исторически. Подобное решение позволит поставить в эскалаторном зале подъемники для людей с ограниченными возможностями. Сроки выполнения этих работ пока окончательно не определены.

* * *

Выход в город: на Московский и Загородный проспекты, 1-ю Красноармейскую улицу и Технологическую площадь.

Рядом находятся: Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Музей Державина и русской словесности, Молодежный театр на Фонтанке, сад Олимпия.

«Балтийская»

Наземный павильон станции метро «Балтийская» располагается рядом с Балтийским железнодорожным вокзалом. Официальный адрес павильона – набережная Обводного канала, дом 120А, но расположен он в некотором отдалении от самого канала, за небольшим сквером, в котором в ноябре 1949 г. установили памятник Сталину. Вождь стоял на пятиметровом постаменте, правую руку он заложил за обшлаг шинели, а в левой, закинутой за спину, почему-то держал какой-то свиток, напоминающий подзорную трубу. Позднее, в 1961 г., статую убрали, и теперь на этом месте не слишком выразительный гранитный памятник Народным ополченцам Ленинского района Ленинграда.


Наземный вестибюль станции «Балтийская»


Здание Балтийского вокзала, к которому примыкает павильон метрополитена, построено в 1855–1858 гг. архитектором А. И. Кракау. Прототипом строения стал Восточный вокзал в Париже, но Александр Кракау творчески переработал проект. По бокам основного корпуса располагались двухэтажные боковые флигели с ризалитами, причем левый флигель предназначался исключительно для императорской семьи. Интересно, что в 2010 г. Балтийский вокзал стал побратимом с крупнейшим вокзалом Франции Сен-Лазар. Первоначально вокзал именовался Петергофским и только с декабря 1872 г., когда в столицу из Ревеля прибыл первый поезд, стал Балтийским.


Балтийский вокзал


Павильон метро пристроен непосредственно к восточному флигелю вокзала, где когда-то находились царские комнаты, закрыв собой несколько витражей светового зала. Новая пристройка исказила первоначальный вид вокзала, и, чтобы как-то исправить положение, авторы предлагали построить точно такой же павильон с другой стороны здания и перевести туда ресторан и ряд других помещений, но этот вариант в те годы не осуществили. Начиналась кампания «борьбы с излишествами», и из проекта вычеркнули не только второй павильон, но и барельефы на боковом фасаде со стороны Митрофаньевского шоссе, и многое другое.

Чтобы как-нибудь вписать вестибюль метрополитена в вокзал, оба здания покрасили одним цветом. Впоследствии исторический колер Балтийского вокзала восстановили. Предложения построить западный павильон раздаются до сих пор, но вряд ли это исправит положение. Тяжеловесный классический портик вестибюля плохо сочетается с ренессансным зданием вокзала.

Северный фасад станции «Балтийская», где расположен вход в метро, украшен шестью колоннами. Такие же колонны имеются и на противоположном, южном, фасаде вестибюля, который обычно не видят пассажиры. Но здесь уже не шесть, а восемь колонн. Восточная стена вдоль Митрофаньевского шоссе не столь богато украшена, здесь можно видеть, что здание трехэтажное, первый этаж – с прямоугольными окнами, второй – с небольшими квадратными, и третий – с полукруглыми. Имеются два входа, фланкированные колоннами.

Между полукруглыми окнами северного и южного фасадов лепные барельефы с изображением символики различных сил Военно-морского флота (штурвал, перекрещенные пушки, торпеды и т. п.) на фоне якоря и расходящихся знамен. Над входными дверями за колоннадой барельефы, изображающие великих русских адмиралов и флотоводцев: Ф. Ф. Ушакова, В. А. Корнилова, М. П. Лазарева, С. О. Макарова и П. С. Нахимова. Может возникнуть сомнение в уместности помещения на станции, посвященной Балтике, портретов адмиралов, героев морских сражений на Черном и Средиземном морях. Но стоит вспомнить, что Федор Ушаков, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Корнилов, Степан Макаров всегда считали себя балтийцами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли"

Книги похожие на "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Жданов

Андрей Жданов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли"

Отзывы читателей о книге "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.