» » » » Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли


Авторские права

Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли

Здесь можно купить и скачать "Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство ЛитагентЦентрполиграф ОООb9165dc7-8719-11e6-a11d-0cc47a5203ba, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли
Рейтинг:
Название:
Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-227-07543-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли"

Описание и краткое содержание "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли" читать бесплатно онлайн.



Знаете ли вы, что подземную дорогу в Санкт-Петербурге предполагалось построить еще в 1820-х годах и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин вполне бы мог стать пассажиром метрополитена? В 1814 году английский изобретатель Марк Изамбар Брюнель представил императору Александру I проект первого в мире проходческого щита для прокладки тоннелей под Невой. Но построили с помощью этого щита подводный тоннель под Темзой для Лондонского метрополитена, а вот в городе на Неве первая подземная линия появилась только в ноябре 1955 года, хотя открыть ее собирались и в 1925, и в 1942 годах. В главе, посвященной истории проектирования и строительства метрополитена, приводятся только недавно рассекреченные архивные документы.

Читатели побывают на всех станциях Петербургского метрополитена, узнают немало любопытного из биографий архитекторов, художников и скульпторов, принимавших участие в их создании, а желающим предлагается, воспользовавшись подсказками, самим отыскать сюрпризы, «спрятанные» мастерами в их творениях.

Возможно, некоторые факты окажутся неожиданными, не обошлось без легенд и удивительных историй: вы узнаете, чем занимался на строительстве метро писатель Сергей Довлатов и где снимались известные кинофильмы, а также сможете заглянуть в будущее и выяснить, где в перспективе появятся новые станции метрополитена и как они будут выглядеть.






Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «1917 год» прямоугольной формы с полукруглым завершением, выполненное по эскизу художников Г. И. и И. Г. Рублевых.

В центре композиции – группа из четырех человек, стоящая на пьедестале: комиссар в кожаной тужурке левой рукой сжимает знамя, а правой показывает куда-то в сторону особняка Румянцева на Английской набережной, у его ног пулемет. Слева от комиссара два матроса, справа – солдат с ружьем. За ними солдаты, идущие строем по набережной в сторону Зимнего дворца. На заднем плане – силуэт крейсера «Аврора» с дымящими трубами и включенным прожектором. Справа Николаевский мост, за которым угадывается здание Академии художеств. По сторонам от пьедестала надпись «1917 год». В левом нижнем углу подпись: «выполнено Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем им. В. И. Мухиной».


Мозаичное панно «1917 год»


К панно стоит присмотреться, оно уникально. Обычно мозаику изготавливают из смальты, но тут особый случай, картина выложена из кусочков мрамора и цветных камней. Ее называют «пластинчатой», или «флорентийской», в России она применялась редко. Отец и сын Рублевы фактически воскресили технику старых итальянских мастеров. Молодой художник И. Г. Рублев почти все лето провел в цехах Московского мраморного завода, в груде мрамора или яшмы отыскивая камень нужного оттенка и тут же отдавая на машину вырубать из них кусочки требуемого размера.

Московский художник Георгий Иосифович Рублев (1902–1975) учился на монументальном отделении живописного факультета Высших художественно-технических мастерских. Преподавал в Высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной в Ленинграде. Автор монументальных росписей «с безоблачно счастливыми советскими людьми в безоблачных небесах» в Доме культуры Московского метро, клубе им. Ф. Э. Дзержинского МВД СССР, на станции метро «Серпуховская».

В 1930-е гг. написал картину «Сталин». «По обличительной силе, – пишет искусствовед Е. Громов, – этот портрет Сталина сопоставим только с известным стихотворением О. Мандельштама… В фигуре вождя чудится что-то дьявольское, он так же страшен, коварен, злобен». Но, по воспоминаниям его сына, Рублев не собирался создавать сатирическое произведение, таким оно получилось помимо воли автора. Портрет найден в старых холстах художника после его смерти.

Сын Георгия Иосифовича, Игорь Георгиевич Рублев (1925–2010), в 1942 г. призывается на фронт. Войну закончил старшим сержантом технической службы 761-й истребительного Полоцкого орденов Суворова и Кутузова авиационного полка. Замечательный иллюстратор детских книг.

В проекте оформление торцевой стены предполагалось иным, на панно хотели изобразить И. В. Сталина в окружении моряков-балтийцев. Еще об одном замысле рассказал в 1950 г. корреспонденту газеты «Ленинградский метрополитен» архитектор М. К. Бенуа: «Торцевая стена центрального зала станции будет представлять собой карту Балтийского моря, выполненную из мрамора. Карта послужит фоном для бюста товарища Сталина, с чьим именем связаны развитие и боевые успехи военно-морских сил нашей Родины».

В перспективе станция «Балтийская» должна приобрести второй выход, который должен появиться на участке южнее пересечения набережной Обводного канала и Варшавского проезда, рядом с бывшим Варшавским вокзалом. Рассматривается возможность построить новый выход в торце станции, где ныне находится декоративное панно «1917 год», переместив мозаику на стену перехода, как на «Площади Александра Невского», либо вывести, как на «Пушкинской», над одним из перронов.

* * *

Выход в город: на площадь Балтийского вокзала, к Библиотечному переулку, набережной Обводного канала и Митрофаньевскому шоссе.

Рядом находятся: торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», музей железнодорожной техники (бывший Варшавский вокзал).

«Нарвская»

Станция «Нарвская» получила свое название от Нарвской заставы, находившейся на юго-западной окраине российской столицы, на въезде в город. Здесь взимали пошлины, осматривали ввозимые грузы, поверяли документы и подорожные, в специальную книгу вносили фамилии уезжавших и въезжавших в город. Отсюда начинался Нарвский почтовый тракт на Нарву и Ревель (Таллин).

В начале 1830-х гг. здесь по проекту В. П. Стасова возвели величественные Нарвские триумфальные ворота, посвященные победе русских войск над Наполеоном. Торжественное открытие состоялось 17 августа 1834 г., в день Кульмского сражения. Нарвские ворота напоминают арку Тита в Риме, но Стасов украсил их фигурами русских витязей и увенчал колесницей Славы, шестерку коней для которой создал барон Петр Клодт.

Архитектор заново распланировал и расширил за счет соседних дач Нарвскую площадь, где находились ворота. Она стала прямоугольной с полуциркульной северо-западной частью, а по периметру ее обсадили деревьями. Для помещения караула рядом с воротами возвели кордегардию – каменный одноэтажный павильон с лоджией, поддерживаемой двумя тосканскими колоннами. Ее разобрали в 1930-х гг., когда проводилась реконструкция площади. Самое последнее изменение произошло в январе 1999 г., когда перед Нарвскими воротами появился памятник маршалу Л. А. Говорову.


Нарвские ворота


Наземный вестибюль станции метро «Нарвская» расположен на площади Стачек (так после революции стала называться Нарвская площадь), прямо напротив Нарвских ворот, в тридцати метрах от них. Интересно, что в довоенных проектах эта станция называется «Площадью Стачек», а после войны только как «Нарвская». Впрочем, в 1950 г. появляются предложения назвать станцию «Сталинской» и ее художественное оформление посвятить Иосифу Виссарионовичу. Весомым аргументом являлся тот факт, что неподалеку, на улице Ивана Черных, в марте – октябре 1917 г. в доме № 30 размещались Нарвско-Петергофский райком партии и военная организация большевиков. Здесь проходил VI съезд большевистской партии, на котором 30 июля (12 августа) 1917 г. И. В. Сталин, бывший в те дни фактическим лидером большевиков (Ленин скрывался в Разливе), выступил с докладом о политическом положении. Но станция так и осталась «Нарвской», до конкретных официальных решений об изменении названия станции дело не дошло.


Станция «Нарвская»


Наземный вестибюль станции имеет вид монументального павильона в неоклассическом стиле, завершенного куполом, и чем-то напоминает древний храм. Массивным ризалитом здание обращено к Нарвским воротам. Павильон поставлен на возвышении с подпорными стенками, облицованными гранитом. Привлекают внимание высокие арки входов в вестибюль с коваными дверями (три спереди и по одной двери с боков), декорированные орнаментом из знамен, щитов, ветвей дуба и лавра (символы силы и славы).

Дугообразный кассовый зал освещает массивная 12-рожковая люстра с украшениями в виде пятиконечных звезд и серпов с молотами. Купол круглого эскалаторного зала опирается на парные беломраморные каннелированные колонны, выделяющиеся на фоне стен, облицованных искусственным мрамором красного цвета. Основание купола украшено лепным фризом.

По первоначальному проекту оформление станции посвящалось И. В. Сталину. Стену кассового зала предполагалось украсить рельефным порталом с высказыванием вождя, сделанным им в августе 1917 г.: «Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму… Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указывать нам путь. И. В. Сталин».


Один из первоначальных проектов станции «Нарвская»


Еще одну мраморную доску со сталинскими словами собирались установить в эскалаторном зале, а в основании купола написать строки гимна СССР: «Мы в битвах решаем судьбу поколений, Мы к славе Отчизну свою поведем!». Сам купол намеревались сделать из художественного стекла, подсвеченного лампами дневного света, создавая впечатление больших окон, сквозь которые проходит наружный свет. Но этим планам не суждено было осуществиться, от большого скульптурного панно отказались, а мраморную облицовку стен заменила штукатурка.

Над эскалаторным ходом установлено большое скульптурное панно «Слава труду!» работы скульпторов Г. В. Косова, А. Г. Овсянникова, В. Г. Стамова и А. П. Тимченко, выполненное из декоративного бетона. На горельефе изображены 39 фигур рабочих, колхозников, деятелей науки и техники, матросов, детей на фоне символов города – башни Адмиралтейства и памятника Ленину у Финляндского вокзала. На переднем плане инженер и рабочий в спецовке держат чертеж, на котором читается надпись «проект гидротурбины».


Панно «И. В. Сталин – депутат Ленинграда» на ВСХВ в Москве


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли"

Книги похожие на "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Жданов

Андрей Жданов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли"

Отзывы читателей о книге "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.