» » » » Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли


Авторские права

Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли

Здесь можно купить и скачать "Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство ЛитагентЦентрполиграф ОООb9165dc7-8719-11e6-a11d-0cc47a5203ba, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли
Рейтинг:
Название:
Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-227-07543-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли"

Описание и краткое содержание "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли" читать бесплатно онлайн.



Знаете ли вы, что подземную дорогу в Санкт-Петербурге предполагалось построить еще в 1820-х годах и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин вполне бы мог стать пассажиром метрополитена? В 1814 году английский изобретатель Марк Изамбар Брюнель представил императору Александру I проект первого в мире проходческого щита для прокладки тоннелей под Невой. Но построили с помощью этого щита подводный тоннель под Темзой для Лондонского метрополитена, а вот в городе на Неве первая подземная линия появилась только в ноябре 1955 года, хотя открыть ее собирались и в 1925, и в 1942 годах. В главе, посвященной истории проектирования и строительства метрополитена, приводятся только недавно рассекреченные архивные документы.

Читатели побывают на всех станциях Петербургского метрополитена, узнают немало любопытного из биографий архитекторов, художников и скульпторов, принимавших участие в их создании, а желающим предлагается, воспользовавшись подсказками, самим отыскать сюрпризы, «спрятанные» мастерами в их творениях.

Возможно, некоторые факты окажутся неожиданными, не обошлось без легенд и удивительных историй: вы узнаете, чем занимался на строительстве метро писатель Сергей Довлатов и где снимались известные кинофильмы, а также сможете заглянуть в будущее и выяснить, где в перспективе появятся новые станции метрополитена и как они будут выглядеть.






Панно «И. В. Сталин – депутат Ленинграда» на ВСХВ в Москве


Почти сразу замечается некоторая странность: взоры людей, изображенных на этом горельефе, обращены в центр композиции, но там ничего особенного нет. Рабочий и учительница со школьным журналом в первом ряду как-то странно смотрят друг на друга. Объясняется это тем, что в первоначальном варианте в центре должен был находиться И. В. Сталин, на которого с благоговением смотрят ленинградцы. Впоследствии вождя убрали, заменив не совсем удачно на фигуру мужчины в пиджаке, держащего в руках знамя с надписью «Слава труду».

Интересно, что авторы горельефа ранее создали панно «И. В. Сталин – депутат Ленинграда», демонстрировавшееся в павильоне «Ленинград» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Это панно абсолютно идентично горельефу на «Нарвской», но на месте человека со знаменем – И. В. Сталин. Фотографию этого панно можно увидеть в «Ежегоднике ЛОССА 1953 г.».

Надо сказать, что у этого панно был свой прототип – масштабный горельеф «Советскому народу, знаменосцу мира, слава!», созданный выдающимся советским скульптором-монументалистом народным художником СССР Евгением Вучетичем. Этому скульптору также пришлось убрать фигуру Сталина, но у него, в отличие от горельефа на «Нарвской», персонажи смотрят на зрителя.

Все четверо авторов горельефа учились во Всероссийской Академии художеств у прославленного ваятеля Александра Терентьевича Матвеева. Вместе участвовали в оформлении павильона «Ленинград и Северо-Запад» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Григорий Васильевич Косов (1908–1986) в 1953 г. – председатель правления Ленинградского отделения Союза советских художников. Автор скульптуры «Россия – покорительница космоса» (архитектор Б. Н. Журавлев) на площади Чернышевского, у входа в гостиницу «Россия», исчезнувшей после реконструкции.

Александр Григорьевич Овсянников (1913–1993) – автор барельефного портрета адмирала С. О. Макарова на станции метро «Балтийская».

Василий Гаврилович Стамов (1914–1993) – заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. В 1942 г. мобилизован в Красную армию, но из-за болгарского происхождения отправлен на тыловые работы под Архангельск. Принимал участие в создании мемориалов «Скорбящая» в Павловске и воинам Ленинградского фронта в Колпине. Автор скульптур «Девочка с птичкой» и «Аленушка» в Александровском парке на Петроградской стороне.

Алексей Павлович Тимченко (1913–1991) – заслуженный художник РСФСР, автор бюстов П. П. Семенова-Тян-Шанского и М. П. Мусоргского на Лермонтовском проспекте, Г. И. Турнера во дворе Военно-медицинской академии.

* * *

В конкурсе предварительных проектов (фор-проектов), проведенных «Ленпроектом» в конце 1946 г., первую премию по станции «Нарвская» получил зодчий Б. Н. Журавлев, второе место занял проект архитекторов С. В. Васильковского, П. Р. Ясенского и В. С. Васильковского.


Проект станции «Нарвская» В. Ф. Белова и А. А. Леймана. 1946 г.


В 1949 г. проводится второй тур конкурса, к этому времени уже известно, что тема оформления станции – революционная история Нарвской заставы. Свои проекты представили архитекторы Б. Н. Журавлев, действительный член Академии архитектуры СССР А. И. Гегелло, архитекторы А. И. Лапиров и Е. Н. Сандлер, а также архитекторы С. В. Васильковский, В. С. Васильковский и инженер Н. В. Волоцкий.

Отец и сын Васильковские предложили оригинальное решение искусственного верхнего света с помощью люминесцентных ламп, скрытых за цилиндрическими панелями из пластинчатых решеток, создающих прямое, но не слепящее освещение станции. В проекте Журавлева предполагался орнаментальный пояс по низу свода с изображениями знатных людей района и рельефы на столбах, запечатлевшие революционные события района. У Лапирова и Сандлера комиссия «Ленметропроекта» отметила оригинальное решение плафонов из опалового стекла, но и этот проект не отвечал идейному содержанию станции, «находящейся в районе, связанном с историей революционного движения и событиями Великой Октябрьской социалистической революции». В результате Городской архитектурный совет не выделил ни одного из этих четырех проектов для дальнейшей разработки.


С. Б. Сперанский


Архитекторы А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор и С. Б. Сперанский не были включены в число участников заключительного тура закрытого конкурса, они разрабатывали проект по собственной инициативе. Но именно их работа, разработанная «вне задания и посвященная великому вождю трудящихся товарищу Сталину», получила после бурного обсуждения поддержку архитектурной общественности.

Несмотря на отдельные недоработки проекта, его приняли, и авторскому коллективу 30 мая 1950 г. было предложено продолжить дальнейшую разработку. Эти же архитекторы получили право проектировать и наземные вестибюли станций.

Своеобразный триумвират молодых архитекторов – А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор и С. Б. Сперанский – сложился в начале 1950-х гг. По их проектам построено немало зданий в послевоенном Ленинграде и Выборге. За станцию «Нарвская» С. Б. Сперанский награжден орденом Трудового Красного Знамени, А. В. Васильев и Д. С. Гольдгор – орденами «Знак Почета».

Сергей Борисович Сперанский (1914–1983) – один из ведущих архитекторов Ленинграда, народный архитектор СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Учился в Ленинграде, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. В начале войны уходит добровольцем на фронт, в боях дважды ранен.

Участвовал в разработке проектов железнодорожного вокзала в Выборге (совместно с А. В. Васильевым, Д. С. Гольдгором и А. Н. Берковым), жилых домов на Московском и Новоизмайловском проспектах, у площади Победы, гостиниц «Ленинград» и «Пулковская», мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» и других.

Разработку инженерно-конструкторской части станции выполняла старший инженер «Ленметропроекта» Ольга Владимировна Иванова (1912–2002). С 1935 по 1947 г. она работала в «Метропроекте», принимала участие в строительстве спецобъектов Народного комиссариата обороны в Комсомольске-на-Амуре. Во время Великой Отечественной войны, работая в институте, участвует в строительстве защитных сооружений в Москве. В начале 1942 г., как она пишет в автобиографии, месяц работает в Куйбышеве, участвуя в проектировании специальных оборонных объектов. В 1946 г. занимается восстановлением железнодорожных тоннелей в Карпатах. Награждена медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В память 800-летия Москвы». За строительство четвертой очереди Московского метро ей присвоено звание «Почетный железнодорожник».

В марте 1947 г. О. В. Иванову переводят в наш город, в только что организованный филиал «Метропроекта» – «Ленметропроект», на работу инженером в конструкторском отделе. В феврале 1951 г. приказом начальника филиала она назначается автором проекта, а с июля 1954 г. – руководителем группы. Ольга Владимировна работала в «Ленметропроекте» до 1 ноября 1970 г. В 1955 г., в связи с вступлением в брак с главным инженером ленинградского «Метропроекта» Борисом Владимировичем Грейцем, она поменяла фамилию на Грейц.

* * *

Подземные интерьеры «Нарвской» построены на сочетании материалов белых, красных и золотистых тонов, что создает впечатление праздничности и торжественности. Белая облицовка вверху и внизу оттенена ярко-рубиновым мозаичным фризом.

Массивные пилоны перронного зала и путевые стены облицованы прекрасным уральским мрамором Прохорово-Баландинского месторождения, белым с серыми разводами. Цоколь перонных стен выполнен из мрамора «Садахло».

Вдоль сводов центрального зала расположены красные мозаичные фризы из селенового стекла, на фоне которых укреплены золотые гирлянды из дубовых и лавровых листьев с пятиконечными звездами, выполненные из латуни способом выколотки. Эти гирлянды по заказу Ленинграда выполнили рижские умельцы.

На вентиляционных решетках пилонов – барельефы с венками из дубовых листьев, в центре – серп и молот. На дверях кабельных шкафов в путевых стенах установлены декоративные решетки с копьями и лентами и надписью «1955», по году открытия станции.

Освещение центрального зала выполнено в виде хрустальных светящихся дуг с люминесцентными лампами, перекинутыми по своду. Боковые залы освещаются большими восьмирожковыми хрустальными люстрами с элементами из рубинового стекла.

Пол центрального зала выложен плитами темного красновато-коричневого украинского гранита Лезниковского месторождения. Вдоль пилонов орнамент из токовского и янцевского гранита со вставками габбро. В 2009 г. асфальт на посадочных платформах заменен гранитом серого цвета.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли"

Книги похожие на "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Жданов

Андрей Жданов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Жданов - Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли"

Отзывы читателей о книге "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.