» » » » Сергей Зверев - «Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов


Авторские права

Сергей Зверев - «Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов

Здесь можно купить и скачать "Сергей Зверев - «Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание, издательство ЛитагентАлетейя316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Зверев - «Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов
Рейтинг:
Название:
«Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-906910-32-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов"

Описание и краткое содержание "«Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов" читать бесплатно онлайн.



На фундаменте изучения воинских уставов XVII–XXI вв. в предлагаемом издании исследуются особенности воинского институционального дискурса с позиции теории общественной речи.

Уроки войн, личностные особенности верховного вождя армии, состояние умов общества, из которого армия черпает пополнения для своих рядов, отражаются в уставах. Тексты боевых и полевых уставов – летопись вооруженных сил; они помогают лучше понять дух армии и народа, выявить предпосылки побед и причины поражений.

Уставы должны являться не просто нормативными актами, регламентирующими порядок подготовки и организации боя и обязанности военнослужащих; главная их задача – служить воспитанию победоносных войск.

Книга адресована широкому кругу читателей.






С другой стороны, инструкция к части четвертой устава на том заумном основании, что в боевом столкновении как победившая, так и потерпевшая неудачу кавалерия пребывает в расстройстве, отличающемся только по длительности этого состояния, требовала «распределять свои силы более в глубину, чем по фронту, в несколько линий резервов» [74, с. 64]. Как видим, устав не проводил никакого различия между разгромленной и победоносной кавалерией, которое надо было бы проводить по духу войск, а не по их способности вновь образовать стройные ряды. Опасное заблуждение, в котором кроется характерное для печальной памяти николаевского времени внимание к внешнему, но не внутреннему. Эшелонирование сил как ненужная предусмотрительность, отдающая мерами осторожности, как представляется, только мешала полностью использовать кавалерию в одном сокрушительном ударе, коль скоро уж на него решились.

И в дальнейшем мы постоянно сталкиваемся на страницах устава с противоречащими друг другу положениями. То лихо утверждается, что «в бою против пехоты как от действий кавалерии, так и от ее боевого порядка требуется развитие в гораздо большей степени наступательного элемента, чем элемента осторожности и готовности к неожиданным случайностям» [74, с. 84]. То вдруг устав выливает на голову бравому кавалеристу ушат ледяной воды: «При этом нельзя однакож не обратить внимание на то, что кавалерия должна решаться на атаку устроенной пехоты с крайней осмотрительностью, ввиду тех громадных потерь, которые сопровождают даже самую удачную атаку и которые совершенно расстраивают кавалерию» [45, с. 89]. И совсем уж отдающее перестраховкой и трусостью: «При том кавалерия не должна забывать, что пехота, даже находящаяся в довольно значительном расстройстве, представляет еще достаточную силу для поражения кавалерии» [74, с. 90].

Как представляется, отсутствием решительных результатов набега лучшего кавалерийского командира Русско-японской войны (1904–1905) генерала Мищенко на Инкоу мы обязаны именно чуждой истинно воинственному духу двойственности в воспитании русской кавалерии, заложенной уставом 1884 года. Устав – не пособие по овладению диалектическим методом. Неизбежные в любом деле условия, оговорки и ограничения не должны затмевать в уставе ясную и определенную его суть – воспитания бойца, уверенного в своих силах, стремящегося только к победе и верящего в нее.

Попыткой создать полноценный боевой устав, в котором был бы прописан порядок действия всех родов войск в бою и правила организации их взаимодействия смотрится проект «Наказа войскам в бою» (1900). Новый проект имел мало общего с «Наказами» 1838 и 1859 годов. В нем объединялись изданные по итогам Русско-турецкой войны «Инструкция для действия в бою отрядов всех родов оружия» (1882), «Инструкция для действия в бою полевой артиллерии в связи с другими родами войск» (1882) и ряд положений из проектов уставов строевой кавалерийской и пехотной службы (соответственно, 1896 и 1897 гг.), из проекта «Устава строевой службы пешей артиллерии» (1899) и некоторых второстепенных документов. Явным недостатком «Наказа», впитанным им из его компонентов, являлась механистичность, проявлявшаяся в перечислении порядка действий в разных видах боя разных родов войск и обязанностей соответствующих начальников. Никакого воспитательного элемента проект не содержал, очевидно, поэтому он и не прижился в войсках и не был утвержден государем.

Воинские уставы последнего в истории России царствования являются лучшими представителями своего жанра в семье отечественных воинских руководящих документов. Государь Николай Александрович любил армию и флот, которые платили ему тем же, пока их не потрясли сначала тяжелые кровавые жертвы на полях Великой войны, а потом разлагающая революционная пропаганда. Немаловажно, что государь проходил строевую службу, а потому, в отличие от венценосных предков, по факту своего рождения бывших официальными наследниками престола и не слишком утруждавших себя мелочами, эту службу знал. Недаром, по свидетельству С. С. Ольденбурга, прежде чем утвердить новую форму одежды и снаряжения для пехоты, государь не поленился прошагать в ней с полной выкладкой от Зимнего дворца до Царского Села. Обратной стороной медали, конечно, было то, что он менее своих предшественников был подготовлен к должности Верховного вождя русской вооруженной силы, что во многом было обусловлено безвременной кончиной его отца.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

«Боярский приговор о сторожевой, станичной и полевой службе» (1571) относится все же к организации пограничной службы и здесь не рассматривается.

2

Трупы неприятелей, пораженных огнем артиллерии.

3

Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки. СПб., 1777–1781. С. 120.

4

Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. СПб., 1904. С. 29.

5

Например, мягкость в обращении была свойственна почти всем корпусным и дивизионным начальникам Отечественной войны 1812 года. По воспоминаниям Н.Е Митаревского, в отношении к войскам чувствовалось «душевное спокойствие и какая-то особенная снисходительность высшего начальства… что переходило и на низших начальников – все это располагало нас к приятному настроению» [116, с. 243]. Приподнятое же настроение есть основа боевого настроя, для формирования которого, по заповеди А. В. Суворова, следовало «забавлять и веселить солдата всячески».

6

Ср.: «Праздность корень всему злу, особенно военному человеку, напротив того, постоянное трудолюбие ведет каждого к знанию его должности в ее совершенстве».

7

Снабдевать (устар.) – снабжать, оделять.

8

Артикул 177 «Артикула воинского» (1715).

9

Расторопному.

10

Из письма Н. А. Зубову 26 мая 1788 г.

11

Керсновский А. А. История русской армии в 4 томах. Т.1. М.: Голос, 1992. С. 91.

12

Столетие Военного министерства (1802–1902). Главный штаб: ист. очерк. Т. 4. Ч. 1. Кн. 1. Отд. 1. СПб., 1903. С. 166.

13

Инструкция пехотного полка полковнику, с приложением форм, штатов и табелей. СПб., 1764. С. 3.

14

Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Ч. 3. М.: Воениздат, 2005. С. 10–11.

15

Холодным оружием.

16

См., например, письмо А. В. Суворова Н. А. Зубову с изложением тактики боя против турок от 26 мая 1788 г. [150, т. 2, с. 233].

17

Моруа А. Полковник Брэмбл и его друзья. М.: Изд-во политической литературы, 1992.

18

Деплояда (от фр. déployer, déploiement) – развертывание войск из походного порядка в боевой.

19

Воинский устав о строевой кавалерийской службе. СПб., 1819. С. 180.

20

Краткое наставление о полевой службе для пехотных солдат, 1823. С. 4.

21

«Святая добычь! Возьми лагерь! – все ваше. Возьми крепость! – все ваше» («Словесное поучение солдатам»).

22

«Шанцы всякие перескочишь» («Словесное поучение солдатам»).

23

«Пальба должна быть кратка; ибо тут дело больше картечь. Потом бросаются колоть» («Ученье разводное»).

24

«Пехотные огни открывают победу; штык скалывает буйно пролезших в кареи…» (приказ по Кубанскому корпусу от 16 мая 1788 г.).

25

Однако в печатных экземплярах данного «Наставления» ничего похожего не содержится. Можно предположить, что обязанности солдата описывались подобным образом в рукописном приложении или к нему, или к «Положению о управлении саперными и пионерными баталионами, при войсках состоящих», конфирмованному одновременно с «Наставлением» 19 ноября 1818 г. (ПСЗРИ, т. 35, № 27484). В пользу данного предположения говорит тот факт, что тексты отделения четвертого «О внушении солдату его обязанностей в строевом служении во время военное», содержащиеся в «Наказах войскам» 1838 г. и 1857 г. содержат довольно свободные трактовки параграфов «Наставления о полевой службе» 1823 г., неукоснительно передавая только их дух.

26

Волкенштейн А. С. История лейб-гвардии Саперного батальона. 1812–1852. СПб., 1852. С. 15.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов"

Книги похожие на "«Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Зверев

Сергей Зверев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Зверев - «Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов"

Отзывы читателей о книге "«Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.