» » » Паисий Святогорец - Слова. Том V. Страсти и добродетели


Авторские права

Паисий Святогорец - Слова. Том V. Страсти и добродетели

Здесь можно купить и скачать "Паисий Святогорец - Слова. Том V. Страсти и добродетели" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Электронное Издательство «ОрфографЛитагент98b60554-6d28-11e7-aa84-0cc47a1952f2, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Паисий Святогорец - Слова. Том V. Страсти и добродетели
Рейтинг:
Название:
Слова. Том V. Страсти и добродетели
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-9907764-5-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Слова. Том V. Страсти и добродетели"

Описание и краткое содержание "Слова. Том V. Страсти и добродетели" читать бесплатно онлайн.



Преподобный Паисий хотел выпустить книгу, полезную всем: мирянам, монахам и священнослужителям, но не успел, отдав всё своё время и силы молитве и общению с приходившими к нему людьми. После преставления преподобного его письма, записи поучений и бесед были систематизированы для удобства использования в повседневной жизни, ибо сам старец говорил: «Задача в том, чтобы вы работали, применяли услышанное на деле».

Для того, чтобы помочь нам избавиться от страстей, которые мучают нас, преподобный Паисий показывает, что все они проистекают из самолюбия и гордости, и призывает нас стать обновлёнными людьми Нового Завета, исполненными духовного благородства, смирения и любви.






Часть вторая. Гордость – корень зла

«Гордый человек отделён от Бога, потому что гордость не пропускает через себя Божественную благодать. Гордость – это изоляционный материал, не пропускающий сквозь себя благодать Божию и изолирующий нас от Бога».

Глава первая. О том, что гордость – это генштаб страстей

Геронда, я завистлива, злопамятна, осуждаю, гневаюсь…

– Зависть, осуждение, гнев, злопамятство и другие подобные страсти происходят от гордости. Гордость – это генштаб всех страстей. Сокрушая гордость, ты одновременно поражаешь все страсти, и в сердце приходят смирение и любовь. Потому я думаю, что в духовной брани достаточно сосредоточить все силы удара на гордости или, лучше сказать, открыть фронт на её направлении. Надо сосредоточить огонь всех наших орудий на крепости гордыни, отделяющей нас от Бога. Погляди, ведь объявляя войну какому-нибудь государству, главный удар наносят по столице. Если удастся захватить столицу – считай, захватили всё государство.

– Геронда, а с кем в родстве находится гордый человек?

– С тем, чьё имя лучше не произносить, – с самим диаволом… Хотя даже диавол уступит скорее, чем гордец… Чтобы уступил диавол, достаточно смириться. А человек гордый не уступит тебе, даже если ты смиришься перед ним, даже если ты попросишь у него прощения. В ответ на твоё смирение он бросит тебе в лицо: «Лицемер!»

У кого больше смирения, у того богаче его духовная сокровищница. А гордый человек ничего путного внутри себя не содержит. Он, как и пшеничный колос без зерна, гордо задирает нос, тогда как зрелый, наполненный хлебом колос смиренно склоняет свою голову к земле. Помрачённый гордостью человек не только внутренне неспокоен, но и даже внешне взбудоражен. Он распространяет вокруг себя шум. Все его дела – как воздушный шарик: диавол его сперва надувает, надувает, что есть мочи… А потом прокалывает тонюсенькой булавкой, и шарик с шумом лопается.

Гордость – лакейская штука, она низка и подла. Страшное дело – ведь самих ангелов она превратила в демонов! Гордость выгнала нас из рая на землю, а теперь с земли пытается отправить в ад.

Когда мы не замечаем своей гордости

– Геронда, я не вижу в себе гордости, не понимаю, в чём конкретно она во мне проявляется.

– Значит, в тебе есть гордость в общем смысле. Диавол часто представляет вещи настолько замаскированно, что человек не понимает, когда поступает по гордости. Но если он будет внимателен к себе, то поймёт, когда действует с гордостью. Он может не ощущать всей гордости, которая в нём, но хотя бы часть её он чувствует. Он может распознать гордость, если заметит в себе чувство эгоистичной удовлетворённости и превосходства над другими.

– А если, геронда, человек совсем не понимает, что в нём есть гордость? Что происходит тогда?

– А тогда начинают действовать духовные законы. Человек гордится, падает и волей-неволей смиряется. Снова гордится, опять падает и снова волей-неволей смиряется. И так продолжается всю жизнь: гордость – смирение, гордость – смирение. Однако такого рода смирение – не добродетель, оно просто результат действия духовных законов. Человек смиряется, сам того не желая и не делая для себя никаких выводов. Это состояние застоя. Гордому человеку просто даётся возможность понять, что в нём что-то не так. Например, говоришь сестре, несущей послушание в иконописной мастерской: «Эта икона у тебя хорошо получилась!..» Если она возгордится, то в следующий раз, когда нужно будет написать другую икону, подумает: «Эту икону я напишу лучше прежней, чтобы старец опять меня похвалил!» И смотришь, вместо иконы у неё выходит самая настоящая карикатура. Я ей замечаю, что где-то пошло не так, а она говорит себе: «Ну, на этот раз я сделаю в точности так, как мне сказал старец, и теперь-то он меня обязательно похвалит!» Ну и что же? Получается ещё одна карикатура.

– Геронда, а при этом ей самой икона может казаться очень красивой?

– Да, ещё как может!.. Её мазня может казаться ей шедевром, она прибежит и будет с радостью говорить мне: «Ну что? Какова она Вам теперь, геронда? Ну скажите, хорошую ведь я теперь написала икону?» Только когда я ей начинаю объяснять и показывать, что её работа – самая настоящая мазня, тогда до неё потихоньку доходит.

– Ну а если она так и не поймёт?

– А если не поймёт, значит, гордость в ней закостенела, и она будет наступать на одни и те же грабли. Что бы ты ни говорил гордому человеку, он все равно не выходит за пределы собственного «я».

– Геронда, а если я умом понимаю свою гордость, однако сердце моё все равно остаётся каменным?

– Начни понимать её хотя бы умом, и постепенно начнёшь исцеляться. Ведь и врач сначала ставит диагноз, а только потом приступает к лечению.

Гордость проникает везде

– Геронда, когда при исполнении своих монашеских обязанностей[30] я преодолеваю какие-то трудности, то радуюсь, поскольку чувствую, что получаю от этого пользу. Может быть, в этом тоже есть гордость?

– Если человек к себе невнимателен, то он может гордиться, даже лёжа на кровати и глядя в потолок. Наш духовный поезд может улететь под откос как направо, так и налево – диавол нас уловляет и с той, и с другой стороны. Некоторые меня спрашивают: «Скажите, пожалуйста, на что особенно мне следует обратить внимание, чтобы не впадать в гордость?» Это всё равно что спрашивать: «Не подскажете ли, где именно я могу упасть: здесь или чуть подальше?» Да где угодно! И здесь ты можешь упасть, и чуть подальше, и совсем далеко ты тоже можешь упасть, и направо ты можешь упасть, и налево… Ты можешь упасть отовсюду! И с лестницы, и со стула, и даже с низенькой скамейки! Ты можешь упасть в любой момент и при любых обстоятельствах, поэтому нужно внимание: гордость проникает всюду.

– Геронда, а может человек гордиться, когда и гордиться-то ему совсем нечем?

– У-у, иногда такой человек может гордиться даже больше тех, кому есть чем гордиться!.. Когда я жил в монастыре Сто́мион[31] в Эпире, то узнал, что в горах скитается один старый пастух. Семьи и дома у него не было, и он переходил с места на место. В конце концов его приютил у себя другой пастух, поселив в в сарае, где хранились веники для коз. Он не разрешал ему даже огонь разводить, чтобы веники не спалил. Так и жил этот старик в горах в холодном сарае. Спал он в углу на двух досках, на которые клал какие-то старые тряпки. Услышав о нём, я пошёл его навестить. Какой же он был грязнющий – настоящий трубочист!.. Я спросил одну бедную женщину из села неподалёку, сколько ей дать, чтобы она вымыла его. «Ничего, – говорит, – не надо, только мыло принеси». Ну что же, принёс я мыла, она его привела в порядок, и я навестил его ещё раз. Застал я его за обедом. Закончив есть, он молодцевато посмотрел на меня, хитро прищурился, потом важно перевернул миску вверх дном и гордо заявил: «Премудрость, брат! Что ж мы, без понятия? А то тут собаки, коты всякие бродят». Перевернуть миску вверх дном, чтобы её не облизывали собаки и кошки, он считал великим достижением. Как будто в космос слетал! Вот что такое гордыня… Жил не пойми как, а при этом гордился – не пойми чем.

Гордые помыслы

– Геронда, что нужно делать, когда к нам приходят гордые помыслы?

– Как другие люди смеются над нами, когда видят в нас гордость, так и мы сами должны смеяться над своими помыслами гордыни.

– А смиренному человеку приходят на ум гордые помыслы?

– Приходят. Но он смеётся над ними, потому что знает, кто он есть на самом деле.

– Геронда, я где-то читала, что гордые помыслы надо отгонять сразу, как и блудные.

– Блудный помысел распознаётся сразу. А вот чтобы распознать помысел гордыни, нужно трезвение. Например, если во время молитвы в уме появится блудный помысел, ты его распознаешь и сразу отгонишь: «А ну-ка, – скажешь, – пошёл отсюда!..» Но если, например, в церкви тебе придёт помысел, что ты хорошо прочитала Псалтирь, то нужно трезвение, чтобы его распознать и отогнать.

– Но ведь в большинстве случаев помысел гордости появляется во мгновение ока. Как успеть привести на ум смиренный помысел?

– Готовиться нужно заранее. Угото́вихся и не смути́хся[32], – говорит пророк Давид. Помыслы гордыни приходят молниеносно – это старая уловка диавола. А ты применяй против него другую уловку – постоянно возделывай смиренные помыслы, чтобы все время быть впереди его хотя бы на один шаг. Только смиренные помыслы приносят смирение, и только от смирения уходит гордость. Один проповедник[33] рассказывал мне, что как-то раз приготовил очень хорошую проповедь. Он поднялся на амвон и стал говорить, речь его текла как река, и говорил он очень красиво. Но вдруг в один момент у него в уме промелькнул гордый помысел, он сбился, речь его смешалась, и он не мог и пары слов связать. Он растерянно стоял перед всем народом, потом расплакался и молча спустился с амвона, сгорая со стыда. Потом он долго не мог произносить проповеди – в такую пришёл в негодность как проповедник. Я ему сказал: «Это случилось с тобой из-за гордости. Ты возгордился, и поэтому благодать Божия от тебя отошла. Что же, теперь со смирением начинай всё сначала. Когда подойдёт время подниматься на амвон, говори себе: „Если я собьюсь, значит, мне для пользы духовной нужно опять стать посмешищем перед людьми“. И если ты вдруг снова собьёшься и начнёшь плакать, то люди будут думать, что ты плачешь от умиления, и не соблазнятся, а получат пользу. Так что не бойся, смиряйся и проповедуй!» И в самом деле, он теперь всегда заранее готов стать посмешищем – и со смирением произносит хорошие проповеди.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Слова. Том V. Страсти и добродетели"

Книги похожие на "Слова. Том V. Страсти и добродетели" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Паисий Святогорец

Паисий Святогорец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Паисий Святогорец - Слова. Том V. Страсти и добродетели"

Отзывы читателей о книге "Слова. Том V. Страсти и добродетели", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.