» » » Паисий Святогорец - Слова. Том V. Страсти и добродетели


Авторские права

Паисий Святогорец - Слова. Том V. Страсти и добродетели

Здесь можно купить и скачать "Паисий Святогорец - Слова. Том V. Страсти и добродетели" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Электронное Издательство «ОрфографЛитагент98b60554-6d28-11e7-aa84-0cc47a1952f2, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Паисий Святогорец - Слова. Том V. Страсти и добродетели
Рейтинг:
Название:
Слова. Том V. Страсти и добродетели
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-9907764-5-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Слова. Том V. Страсти и добродетели"

Описание и краткое содержание "Слова. Том V. Страсти и добродетели" читать бесплатно онлайн.



Преподобный Паисий хотел выпустить книгу, полезную всем: мирянам, монахам и священнослужителям, но не успел, отдав всё своё время и силы молитве и общению с приходившими к нему людьми. После преставления преподобного его письма, записи поучений и бесед были систематизированы для удобства использования в повседневной жизни, ибо сам старец говорил: «Задача в том, чтобы вы работали, применяли услышанное на деле».

Для того, чтобы помочь нам избавиться от страстей, которые мучают нас, преподобный Паисий показывает, что все они проистекают из самолюбия и гордости, и призывает нас стать обновлёнными людьми Нового Завета, исполненными духовного благородства, смирения и любви.






Глава вторая. О том, что гордость многообразна

Скрытая гордость

Геронда, Вы сказали, что во мне есть скрытая гордость. Что такое скрытая гордость?

– Это внутренняя гордость. А внутренняя гордость намного хуже внешней.

– А чем внешняя гордость отличается от внутренней?

– Внешняя гордость заметна и потому легко поддаётся врачеванию. Человека, имеющего внешнюю гордость, можно узнать и по одёжке, и по походке, и по разговору. Но бывает, что ему достаточно услышать всего несколько слов, и он начинает исправляться. А вот скрытую гордость попробуй распознай! Именно поэтому она с трудом поддаётся исцелению. Она прячется глубоко, окружающие её не видят, только очень опытный человек способен заметить её. Скрытой гордостью страдают в основном люди, ведущие духовную жизнь. Внешне они могут казаться смиренными и благочестивыми, а в душе скрывать такую гордость, что будь здоров! Не обманывайся: тангалашка может быть одет как в модный костюмчик, так и в нищенские лохмотья…

– А если человек имеет скрытую гордость, он чувствует её?

– Если наблюдает за собой, то чувствует.

– Мне кажется, геронда, что человек, имеющий скрытую гордость, не чувствует в душе покоя.

– Покоя от Бога он не чувствует, даже не знает, что это такое. Но он сам успокаивает свой помысел.

– Геронда, что может помочь мне распознать скрытую гордость и как бороться, чтобы избавиться от неё?

– Представим, что ты ревностно подвизаешься и помысел тебе говорит: ты делаешь нечто великое, ты добродетельный человек. Если так, то в тебе есть гордость, ты её в себе скрываешь. Если ты в себя всмотришься, то увидишь, что удовлетворение, которое ты испытываешь, – удовлетворение ложное. Чтобы скрытая гордость ушла, тебе нужно возненавидеть эту ложь и прогнать её от себя. У людей вызывают отвращение те, в ком заметна внешняя гордость, и это помогает последним исправиться. Однако те, у кого есть внутренняя, скрытая гордость, должны сами возгнушаться собой, чтобы от неё избавиться. Кроме того, если ты даёшь другим право делать тебе замечания, ты тоже себе помогаешь, потому что твоя скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает.

Эгоизм – непослушный сын гордости

– Геронда, гордость и эгоизм – это разные страсти?

– Гордость, эгоизм, тщеславие – это одна и та же страсть, только в разной степени и с разными оттенками. А вот состояние совершенной гордыни – сатанинское.

Эгоизм – непослушный сын гордости. Эгоист не уступает, он всегда стоит на своём. Но как в конце концов ломаются деревья, которые не гнутся под порывами ветра, так и эгоист, не уступая, расшибает себе лоб. Эгоизм – великое зло! Хотя эгоист и не находит покоя, всё равно стоит на своём! Взять, например, ересиарха Ария. Родная мать говорила ему: «Столько людей утверждают, что ты неправ, неужели ты сам этого не понимаешь?» – «Понимаю, – отвечал он, – но разве я могу подчиниться их мнению?» Эгоизм Ария не позволял ему признать свою ошибку.

– Неужели ему было всё равно, что он стольких людей увлёк в свою ересь?

– А этот вопрос его интересовал меньше всего. «Если я призна́ю ошибку, – говорил он, – то потеряю уважение своих последователей». И чем больше он понимал, что заблуждается, тем активнее пытался убедить других в своей «правоте». Страшная всё-таки это вещь – эгоизм!

– Геронда, а чем эгоист отличается от гордеца?

– У эгоиста есть упорство, упрямство, а у гордого может не быть ни того, ни другого. Например, в церкви вы подходите к иконам по чину, все знают, кто за кем идёт. Если у какой-нибудь сестры есть эгоизм, а другая сестра влезет в очередь перед ней, то первая так надуется, что даже не пойдёт прикладываться к иконам!.. «Если эта пролезла вперёд меня, – кипит такая сестра, – то я вообще не пойду никуда прикладываться!» А вот если она не эгоистка, а гордячка, то она точно так же будет задета, что сестра влезла вперёд неё, но вида при этом ни за что не подаст! Она не только эту сестру, но ещё и других, младших себя, с елейным смирением будет пропускать перед собой: «Ах, проходите, пожалуйста, прикладывайтесь-прикладывайтесь!.. И ты проходи вперёд, сестра, и ты вперёд проходи!..»

– Геронда, а что мне делать, когда ранят мой эгоизм?

– Когда ранят твой эгоизм, не спеши накладывать на него мази и повязки. Оставь его как есть, раненым, – пусть себе умирает. Если умрёт твой эгоизм, то воскреснет твоя душа.

– А как умирает эгоизм?

– Надо похоронить своё «я», пусть оно гниёт и превращается в удобрение, чтобы на нём выросли смирение и любовь.

Высокое самомнение

– Геронда, отчего я легко впадаю в гордость?

– Если ты легко впадаешь в гордость, это означает, что ты имеешь высокое мнение о себе. Ты думаешь, будто что-то из себя представляешь. Ведь человек не стал бы гордиться, если бы он не думал, будто что-то из себя представляет, правда? И поскольку ты считаешь себя человеком выдающимся, то и гордишься ты по малейшему поводу. Ты как тот гипертоник, у которого, стоит ему немного поволноваться, мгновенно подскакивает давление.

– Геронда, у меня опять охладело сердце. Почему со мной так происходит?

– Потому что кое-какие винтики у тебя в голове разболтались, и теперь там гуляет ветер высокоумия. Я ставлю на твою голову заглушку, закручиваю на ней болты, а ты её всё равно срываешь. Теперь нам нужно поставить заглушку побольше и закрутить её покрепче. Знаешь, какие бы ты могла получить от Христа дарования, если бы не имела этого недостатка? Когда мы теряем внимание, то незаметно приходит диавол, пронзает нам голову иглой высокоумия, надувает её, как воздушный шар, и запускает вверх.

– Геронда, тому, кто высокого о себе мнения, нелегко разглядеть хорошее в других.

– Да, это так. Человек, высоко о себе мнящий, находится во мгле гордости и не имеет ни духовного здравия, ни ясного зрения, потому он и не может разглядеть дарования, которые имеют другие люди. Как к человеку могут прийти высокие мысли от Бога, если он занят высокими мыслями о себе? Если Христос возьмёт отвёртку и совсем чуть-чуть повернёт у нас в голове хоть один винтик, мы тут же станем нести такую ахинею!.. Какое уж тут высокое о себе мнение?..

Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, такой человек безумен. Ему нужно плавно спуститься на землю, чтобы найти на земле самого себя. Иначе так и будешь попусту парить в облаках и тратить горючее.

Самоуверенность

– Геронда, что значат слова: А́ще не Госпо́дь сози́ждет дом, всу́е труди́шася зи́ждущии?[34]

– Это сказано о человеческой самоуверенности. Когда при совершении великого пострига постригаемого спрашивают: «Сия́ вся… претерпе́ти обещава́еши ли ся?» – он отвечает: «Ей, Бо́гу споспе́шествующу»[35]. Будущий монах не говорит: «Конечно, я всё вытерплю сам!» Если же человек не поставляет впереди во всём Бога, но говорит: «Я сам сделаю это, я своими силами сделаю то», тогда он хоть лоб себе расшибёт, всё равно ничего не сделает.

– Геронда, я сильно огорчаю сестёр: они мне говорят одно, а я делаю совсем другое.

– Это происходит с тобой из-за самоуверенности. Тебе кажется, что ты мух на лету ловишь, но на самом-то деле ты ловишь не мух, а воздух! Ты хватаешь воздух и думаешь, что поймала муху. «Поймала!» – кричишь, только в кулаке-то у тебя пусто. Ты хватаешь воздух другой рукой и снова кричишь, что поймала муху, но кулак-то твой снова пустой. Так что давай договоримся: сначала проверь, есть ли что в кулаке, а потом уже кричи: «Поймала!»

– Геронда, сёстры говорят мне, что им со мной тяжело, потому что я настаиваю на своём мнении. Но вот сама я этого не замечаю.

– Знаешь, в чём причина того, что с тобой происходит? Когда у тебя сформировалось определённое мнение по какому-то вопросу, то ты уже не спрашиваешь себя и других: «Мне пришёл такой-то помысел, и я не знаю, правильный он или нет», но считаешь, что твоё мнение априори верное, и потому упрямо стоишь на своём. Ты как та жена, которой муж-рыбак принёс осьминога и попросил приготовить его на ужин. А у осьминога не хватало одного щупальца. «Ну что, жена, – говорит проголодавшийся муж, – как там наш осьминог? Небось сварился уже?» – «Но он же не осьминог, – отвечает жена. – Он же семиног». – «Какой там ещё семиног? – говорит муж. – Осьминог, я тебя спрашиваю, сварился?» – «Но он же семиног!» Осьминог – семиног, осьминог – семиног… Слово за слово, наконец муж так разозлился на упрямую жену, что взял её в охапку, отнёс к колодцу и бросил туда! Вот стоит она, бедная, в колодце, по подбородок в воде, кричать уже не может, но всё равно продолжает ему на пальцах молча показывать: «Семь, семь, семь!» Так что ты говори, конечно, сёстрам свой помысел, но на мнении своём не настаивай.

– Да, геронда, но я часто замечаю, что моё мнение правильнее, чем мнение сестёр, с которыми я вместе тружусь на послушании.

– Это из-за твоей самоуверенности вещи представляются тебе в таком свете. Будь аккуратной: тот, кто имеет ко всему слишком рациональный подход, со своим эгоизмом и самоуверенностью может дойти до того, что перестанет вообще кого-либо слушать.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Слова. Том V. Страсти и добродетели"

Книги похожие на "Слова. Том V. Страсти и добродетели" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Паисий Святогорец

Паисий Святогорец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Паисий Святогорец - Слова. Том V. Страсти и добродетели"

Отзывы читателей о книге "Слова. Том V. Страсти и добродетели", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.