» » » Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия


Авторские права

Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия

Здесь можно купить и скачать "Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство Свято-Филаретовский православно-христианский институтЛитагент СФИd7f08827-92dc-11e7-8179-0cc47a520474, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия
Рейтинг:
Название:
Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89100-138-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Описание и краткое содержание "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" читать бесплатно онлайн.



В хрестоматию включены фрагменты текстов Священного писания Ветхого и Нового Заветов, писаний отцов церкви, постановлений церковных соборов, посланий священнослужителей, исследований богословов, историков искусства, философов, филологов, размышлений иконописцев и художников, а также отрывки отдельных художественных произведений. Тексты расположены в соответствии с разделами курса «Церковная архитектура и изобразительное искусство», который читается в СФИ.






Глава IV. Каким образом и в каком отношении святая церковь Божия служит символическим образом человека и сама им образуется, как бы человек?

И еще он (старец) говорил, что, по иному способу созерцания, святая церковь Божия подобна человеку, имея святилище – душу, божественный жертвенник – ум, и храм – тело, и служа как бы образом и подобием человека, созданного по образу и подобию Божию. В храме, т. е. в теле, проповедуется нравственное любомудрие; в святилище, т. е. в душе, сообщается духовный смысл естественному созерцанию; а в уме, т. е. в божественном жертвеннике, открывается таинственное богословие. И наоборот, человек есть в таинственном смысле церковь, в теле, как бы в храме, проявляя деятельную силу души исполнением заповедей по силе нравственного любомудрия; в душе, как бы в святилище, принося Богу, при помощи слова, как плод естественного умозрения, вытекающие из сердца слова, совершенно очищенные духом от всего вещественного; наконец, в уме, как в жертвеннике, входя в сокровенное на неприступной высоте многопетое неявленного и недоведомого великогласия безмолвие Божества, при помощи некоего многоречивого и многозвучного молчания, и, сколько возможно для человека, по силе таинственного богословия, пребывая с Ним (с Божеством) и делаясь таким, каким поистине должен быть тот, кто удостоился приближения Божия и осияния Его всесветлыми лучами.


Глава V

<…>

…Святая церковь Божия, в созерцании уподобляемая (душе), будет сходна с душою. Все, что касается ума и что, как показано было, последовательно происходит из ума, в ней знаменуется святилищем; все, что касается слова и что, как было показано, происходит из слова в отдельности, изображается через храм; наконец, все сводит она к таинству, совершаемому на божественном жертвеннике. Кто мог, по благоразумию и мудрости, от того, что совершается в церкви, возвыситься к созерцанию этих тайн, тот, поистине, соделал свою душу церковью Божиею и божественною. Для нее-то, быть может, дана нам и церковь рукотворенная, которая разнообразием божественных (вещей), находящихся в ней, символически изображает душу, с тою целью, чтобы вести нас к лучшему. <…>

Святитель Герман Константинопольский

Последовательное изложение церковных служб и обрядов[7]

Церковь есть храм Божий, место священное, дом молитвы, собрание народа, тело Христа, имя Его, невеста Христа, призывающая людей к покаянию и молитве, очищенная водою святого крещения, окропленная честною Его кровию, облеченная в брачную одежду и запечатленная миром Святого Духа, по слову пророческому: миро излиянное имя твое, и в воню мира твоего течем (Песнь 2:1,2,3); ибо Он – яко миро, текущее со главы на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его. Иначе: церковь есть земное небо, в котором живет и пребывает пренебесный Бог. Она служит напоминанием распятия, и погребения, и воскресения Христова, и прославлена более Моисеевой скинии свидения, она предображена в патриархах, основана на Апостолах, в ней-то истинное очистилище и Святое Святых, она предвозвещена Пророками, благоукрашена Иерархами, освящена Мучениками и утверждается престолом своим на их святых останках. Иначе: церковь есть божественный дом, где совершается таинственное животворящее жертвоприношение, где есть и внутренейшее святилище, и священный вертеп, и гробница, и душепитательная, животворящая трапеза, где (найдешь) перлы божественных догматов, коим учил Господь учеников своих. Било 1 есть образ гвоздей, которыми были прободены руки и ноги Господа, что отозвалось во всех концах вселенной. Иначе: билом 2 изображаются трубы Ангелов и подвижники возбуждаются к борьбе с невидимыми врагами.

<…>

Приалтарное полукружие3 соответствует вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, в которой Он погребен был, как говорит евангелист Марк: пещера иссечена была из камня, где и положили Иисуса (Мк 15:46). Жертвенник же (в тексте – ἐκκλησία, церковь) есть место, где совершается таинственное жертвоприношение; ему соответствует другая сторона святилища (дьяконик), где поставляется гробница (Спасителя, т. е. плащаница). Свод над жертвенником напоминает перенесение креста; а столбы (его поддерживающие) знамения (страдания Христова); почему то и другое справедливо поставляется пред очами священнодействующих. Святая трапеза соответствует месту гроба, в котором положен был Христос; на ней предлежит истинный и небесный хлеб, таинственная и бескровная жертва – закланный (Агнец) предлагает верным свою плоть и кровь в пищу и питие в жизнь вечную. Святая трапеза есть также Божий престол, на котором носимый Херувимами пренебесный Бог опочил телесно. На подобной трапезе восседал Христос среди своих Апостолов и во время тайной своей вечери, когда, взяв хлеб и вино, изрек своим ученикам и Апостолам: приимите, ядите, и пийте от нея: сие есть тело мое, и кровь моя (Мф 26:26–28). Сия трапеза была прообразована трапезою подзаконною, на которой хранилась манна, которая есть Христос, сшедший с небесе. Святая трапеза есть образ трапезы Христа с Его учениками; а перлы на ней – божественные догматы учения Христова к Его ученикам. Киво́рий есть здесь знамение распятия и напоминает о месте, на котором распят был Христос; ибо близки были одно к другому и то место (распятия), и пещера, в которой Он был погребен. В церкви он поставляется для того, чтобы служить сокращенным изображением и распятия, и погребения, и воскресения Христова. Он также соответствует и кивоту завета Господня, в котором, как сказано, заключалось Святое Святых и святыня Господня, и у которого Бог повелел поставить двух херувимов, обращающихся в обе стороны; ибо κιβ значит – ковчег, а ὥριον – озарение Господне, или свет Божий. Жертвенник (престол) есть очистилище, на котором совершено приношение за грех; им изображается святой гроб Христов. На нем Христос принес Себя в жертву Богу и Отцу, чрез принесение своего тела, как закланный Агнец, как Архиерей и Сын человеческий, приносящий и приносимый, закалаемый в таинственную и бескровную жертву и в словесное служение верным, чрез которое мы соделались причастниками вечной и бессмертной жизни. Сего-то Агнца прообразовал в Египте Моисей в (пасхальный) вечер, кровью Агнца отвратив Ангела губителя от избиения народа; ибо тем вечерним временем предозначаем был вечер, в который был заклан истинный Агнец-Христос, вознесший на Свой крест грех мира, потому что Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор 3:7). Жертвенник есть и называется также яслями и гробом Господа; жертвенник есть и называется еще образом пренебесного и мысленного жертвенника; стоящие пред ним и приносящие за всех службу Господу земные и обличенные плотию иереи изображают мысленные служебные чиноначалия бесплотных и вышних сил. Посему-то они и должны быть якоже огнь палящ; ибо Сын Божий и Судия всех земное чиноначалие установил по образу служения небесного. Алтарь есть место престольное, и трон, где с своими Апостолами восседит царь всех Христос, как Сам Он говорит к ним: сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевама (Мф 19:28). Седалища указывают на проповедь веры, в которой подвизаясь, Апостолы научили вселенную, и за свою проповедь получили в награду Царствие Небесное, где, конечно, седалищ нет. Алтарь напоминает и второе пришествие Христово, когда Он придет во славе судить живых и мертвых, воздать каждому по делам его и совершить суд над всем миром, как говорит Пророк: яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове (Пс 121:3). Космит соответствует ветхозаветному священному космию, представляя украшенное крестом изображение распятого Христа 4. Столбики, или преграды, отделяющие алтарь от других частей храма, составляют внешнею в отношении к алтарю стороною предел, куда входит и где предстоит приходящий для молитвы народ; а внутреннею, или обращенную в алтарь, обозначают Святое Святых, куда входят только иереи и следующие за ними (священнослужебные чины). Перила отделяют место молитвы и определяют внешнею стороною пространство, какое может занимать народ, а внутреннею – Святое Святых, доступное одним священнодействующим. Устрояясь во образ ограды святого гроба, они весьма прилично делаются медные, чтобы никто не проникал за них с небрежением, как случится. Амвон служит образом камня у святого гроба (Христова), на котором, по отвалении его от дверей гроба, Ангел возвестил мироносицам о воскресении Господа. И это согласно с словами Пророка: на горе полней воздвигните знамение: взыди благовествуяй Сиону и возвыси глас твой (Ис 13:2; 40:9); ибо гора явилась на месте долин и мест ровных (Иер 26:18). Молиться на восток, подобно всему прочему, предано от святых Апостолов; установлено же это потому, что мысленное солнце правды – Христос Бог наш явился на земле в тех странах, где восходит солнце чувственное, как говорит Пророк: восток имя ему (Зах 6:12); и опять: поклонитеся Господеви, возшедшему на небо небесе на востоке; поклонимся на место, идеже стояху нозе Его (Пс 67:34); также: станут нозе Господни на горе Господней Елеонстей на восток (Зах 14:4). Так говорят Пророки и потому, что на востоке чаем мы снова получить эдемский рай и надеемся сретить восток второго светлого явления Господня и пакибытия. Не преклоняем колен в воскресный день Господень, в знамение того, что грехопадение наше исправлено тридневным воскресением Христовым; не преклоняем колен до Пятидесятницы потому, что семь дней после святой Пасхи, умноженные на семь, суть продолжение (дня воскресения), в который мы не преклоняем колен; семью семь делают сорок девять, а с днем воскресным – пятьдесят.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Книги похожие на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Копировский

Александр Копировский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Отзывы читателей о книге "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.