» » » Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия


Авторские права

Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия

Здесь можно купить и скачать "Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство Свято-Филаретовский православно-христианский институтЛитагент СФИd7f08827-92dc-11e7-8179-0cc47a520474, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия
Рейтинг:
Название:
Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89100-138-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Описание и краткое содержание "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" читать бесплатно онлайн.



В хрестоматию включены фрагменты текстов Священного писания Ветхого и Нового Заветов, писаний отцов церкви, постановлений церковных соборов, посланий священнослужителей, исследований богословов, историков искусства, философов, филологов, размышлений иконописцев и художников, а также отрывки отдельных художественных произведений. Тексты расположены в соответствии с разделами курса «Церковная архитектура и изобразительное искусство», который читается в СФИ.






Стрижение головы иерея и кругловидное острижение волос посредине ее делается по образу тернового венца, который носил Христос. Знаменуемый волосами двойной лежащий на голове иерея венец изображает честную главу апостола Петра, которая, когда Господом и Учителем послан был он на проповедь, как бы в насмешку была обрита неверовавшими его слову, на которую учитель Христос, благословив, бесчестие ее обратил в честь, поношение в славу, и возложил на нее венец не из камней драгоценных, а такой, который блестит камнем веры и который честнее золота, топаза и камней драгоценных. Риза священническая соответствует подиру Аарона, то есть той одежде, которая составляла священнослужебное облачение, простиравшееся до самых ног и по составу драгоценнейшее. Она огневидна, как говорит и Пророк: творяй ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ (Пс 103:4); и еще: кто сей пришедый от Эдома. Ибо Эдом значит и земной, и избранный, и червленый; и потом прибавляет: червлены ризы твоя от винограда Восорскаго. Почто червлены ризы твоя и одежды твоя, яко от истоптания точила? (Ис 63:1–3). Пророк разумеет здесь обагренную на пречистом кресте кровию ризу плоти Христовы. С другой стороны, так как Христос во время страдания носил багряницу, то архиереи (облачением своим) напоминают, какого Архиерея они суть служители. А что иереи ходят в фелонях не препоясанные, то этим напоминают они, что так шел и Христос под крестом, когда нес его (на Голгофу). В вышних светлостях мысленных небесных слуг (Божиих), Пророков и Иерархов – двадцать четыре пресвитера (старца. Апок 4:4,10) и семь дьяконов (Апок 4:5). Пресвитеры носят на себе подобие серафимских сил, покрываясь как бы крылами, ризами, двумя крылами уст воспевая песнь и объемля на жертвенник божественный и мысленный угль Христа, откровенно ими держимого клещами рук; а дьяконы, по образу ангельских сил, как бы на легких крылах льняных орарей, как служебные духи в служение посылаемые, обтекают (церковь). Стиха́рь их, белого цвета, служит образом блеска Божества и чистого образа жизни священнослужителей. Обшивки на рукавах стихаря знаменуют узы Христовы: ибо, связав Христа, (Иудеи) повели Его к архиерею Каиафе и Пилату. Обшивки 5 на боках суть образ крови, текшей на кресте из ребра Христова. Перитрахи́ль (то же, что епитрахиль) знаменует вервие, которым Христос был связан от архиерея и влеком за выю, когда шел на свои страдания. Правая половина 6 епитрахили знаменует трость, которую издевавшиеся над Христом дали Ему в правую руку; а левою стороною ее означается ношение креста на раменах Его. Пояс, которым (иерей) препоясан, знаменует лепоту Христову, т. е. силу Божества, в которую он облекся, воцарившись 7. Фело́нь указует на багряную одежду, которую нечестивцы, издеваясь над Иисусом, возложили на Него. Фелонь напоминает также и ризу крещения. Омофо́р составляет принадлежность архиерея и соответствует той Аароновой одежде, которую носили подзаконные архиереи, покрывая долгими полотенцами левое плечо, в знамение бремени Христовых заповедей. А омофор, возлагаемый на епископа, означает заблудшую овцу, которую обретши, Господь взял на рамена свои и сопричислил к овцам незаблудшим. На нем изображены и кресты – в знак того, что Христос на раменах нес крест свой, и того, что хотящие жить подобно Христу подъемлют на рамена свои крест Его, то есть злострадания. Монашеское одеяние устрояется по подражанию пустынножителя и Крестителя Иоанна, у которого одеяние было из верблюжьих волос, а пояс на чреслах его кожаный. Острижение главы делается по подражанию святому апостолу Иакову, брату Божию, апостолу Павлу и прочим; а верхняя одежда (ряса) – по подобию одежд, которые они носили. Ку́кули указывают на слова Апостола: распяся мне мир и аз миру (Гал 6:14). Мантия свободною своею развеваемостию изображает крылатость Ангелов, и потому называется ангельскою одеждою. Лентие, с которым служат диаконы, означает уничижение Христа, явленное Им в горнице умовения ног. Енхи́рий (ручной платок) при поясе есть лентие, которым Христос отирал свои руки; а частию ручник при поясе напоминает и того, кто, отерши свои руки, сказал: неповинен есмь (см. Пс 25:6).

Проскомидийный жертвенник, помещаемый в сосудохранилище, знаменует лобное место, где был распят Христос и где, по преданию, лежит череп праотца Адама, и напоминает, что гроб (Христов) был близ места распятия. <…>

Копие́ напоминает о копье, прободшем ребра Господа. Изъятие копием (агнца из хлеба) объясняется словами: яко овча на заколение ведеся, и проч. Дискос есть ложе, на котором иерей и дьякон уготовляют тело Господне, сами нося образ Иосифа и Никодима. <…>

Илито́н знаменует плащаницу, которою обвито было снятое со креста и положенное во гроб тело Христово. <…>

Кадильница указывает на человечество Христово, огонь – на Его божество, а благовонное курение возвещает о предваряющем благоухании Святого Духа; ибо кадильница толкуется – благовоннейшее веселие. <…>

Возложение святых даров на святую трапезу частью напоминает горницу Распятого, потом немного спустя поднятие Его на крест, а наконец погребение, воскресение и вознесение Его. <…>

…Святые Отцы. утвердили, как бы небо, свод над святою трапезою; отделили священное место, заключающееся между четырьмя столпами кивория и ими огражденное, во образ земли, на которой исполняется пророческое слово, говорящее: Бог содела спасение посреди земли (Пс 73:12). <…>

Дискос представляет образ рук Иосифа и Никодима, которые погребли Христа. Дают дискосу, на котором приносится Христос, и значение небесного круга, в малом объеме, представляющего мысленное солнце – зримого в хлебе Христа. А потир занимает место сосуда, принявшего в себя кровь, истекшую из прободенных пречистых ребр, и миро, стекавшее с рук и ног Христовых. Поти́р, с другой стороны, есть образ чаши, которую живо изображает Премудрость, или Сын Божий. <…>

Дискосный покров есть образ сударя, лежавшего на лице Спасителя и покрывавшего Его во гробе. Верхний покров или воздух, употребляется вместо камня, которым Иосиф утвердил гроб и который запечатан был Пилатовою стражею.

<…>

А затворение врат, и, сверх того, развитие завесы, как это обыкновенно делается в монастырях, также покрытие божественных даров вышеописанным воздухом, знаменует, думаю, ту ночь, в которую совершилось предательство от ученика, ведение (Иисуса) к Каиафе, представление Его Анне и произнесение лжесвидетельств, далее – поругания, заушения и все, что тогда происходило. Да и для чего другого этот покров назван воздухом, как не ради того, что им, конечно, означается закрываемая посредством его воздушная тьма упомянутой ночи? <…>

Когда снимается возду́х, отдергивается завеса и отверзаются двери, этим изображается утро, в которое привели Спасителя и предали понтийскому Пилату игемону.

<…>

…Рипи́ды и дьяконы представляют образ шестокрылатых Серафимов и многоочитых Херувимов; ибо по премирному и мысленному чину премирных и пренебесных (духов) устрояются и действия, совершаемые на земле. <…>

А то, что дальше следует: и послан бысть един от Серафим и в руце своей имяше угль горящ, егоже клещами взят от алтаря (Ис 6:6), знаменует иерея, держащего клещами руки своей на жертвеннике мысленный угль, Христа, который освящает и очищает всех, приемлющих Его и вступающих с Ним в общение. <…>

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Здесь не разумеются ли собственно железные или деревянные палочки, которыми ударяли по доске, чтобы произвести звук?

2 Под этим названием разумеются, может быть, в особенности так называемые «клепала», или железные доски, в которые ударяли в нарочитые праздники и которым усвояют действительно то значение, какое дает св. отец. (См. Нов. Скриж. Ч. 4, гл. 21, § 3).

3 См. отрыв. из Сл. св. Софрон. C. 266, примеч.

4 Сл. св. Софр. Отрыв. из слова. C. 268.

5 У св. Софрония – «разрывы под рукавами». Отр. из слова. C. 272

6 Имеется в виду епитрахиль, сложенная из двух половин перегнутого ораря.

7 Объяснение дано применительно к словам псалмопевца: Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и припоясася (Пс 92:1).

Святитель Симеон Солунский

Разговор о священнодействиях и таинствах церковных[8]

Том II

<…>

47. Что означает сошествие святителя с кафедры и священные одежды и облечения в них?

Иерарх сходит с кафедры своей, – что знаменует снизшествие Бога, – и, совершив троекратное поклонение Богу, испрашивает благодати и силы на совершение божественной (службы), – чем выражает, что он – служитель Божий и Его силою служит тайнам Его. Потом облачается в священные одежды, и именно – в семь одежд, по числу семи действий Духа. А именно: стихарь (подризник), епитрахиль, пояс, по́ручи, епигона́тий, фелонь, или са́ккос, или полиста́врий (ткань, украшенная изображением многих крестов, буквально «многокрестие». – Прим. ред.) и, наконец, омофор. Все вместе они знаменуют вочеловечение Христово и все, что к (тайне) вочеловечения относится; в отдельности же каждая имеет свое особое значение. Стихарь, обыкновенно белый, знаменует свет и чистоту Божию, и то, что (Господь) создал и принял на Себя природу нашу чистою. Если же он пурпуровый, то указует на страдания, на то, что вочеловечившееся Слово пролило ради нас кровь свою. Бывающие на подризнике (так называемые) источники знаменуют дары учения, а также и потоки крови Спасителя нашего. Поэтому только архиерейский стихарь имеет их, равно как и мантия. Мантия сама по себе изображает промыслительную и всесодержительную и всеохраняющую благодать Божию, как одежда, охватывающая и обнимающая все тело; а источники (означают) различные струи учения, вечно источаемые двумя заветами – ветхим и новым, которые знаменуются скрижалями, указующими, сверх того, и на открытое в груди, т. е., в сердце, ведение евангелия Христова, которое и при рукоположении (святитель) воспринимал на голову открытыми письменами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Книги похожие на "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Копировский

Александр Копировский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Копировский - Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия"

Отзывы читателей о книге "Церковная архитектура и изобразительное искусство. Хрестоматия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.