» » » Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте


Авторские права

Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте

Здесь можно купить и скачать "Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Описание и краткое содержание "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" читать бесплатно онлайн.



В сборнике представлены научные статьи и разработки Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда по актуальным вопросам обеспечения безопасности движения на железных дорогах. Он будет полезным как для психологов-практиков, так и для психологов-исследователей. Особенно ценной книга станет для студентов и аспирантов, выбравших для себя прикладную психологию.






Заключение

Настоящее исследование позволяет говорить о проблеме отсутствия достаточных исследований явления внезапной смерти работников железнодорожного транспорта и необходимости разработки медико-психологической программы коррекции дезадаптивных состояний на основе комплексного медико-психологического подхода, т.к. перегрузки на рабочем месте, нарушения режима труда и отдыха – часть деятельности работников железнодорожного транспорта. Полученные результаты определили ряд закономерностей, влияющих на внезапную смертность специалистов железнодорожного транспорта, а также приоритетные направления при разработке системы профилактических мероприятий по охране здоровья работников.


Список литературы

1. Дембо А. Г., Земцовский Э. В. Спортивная кардиология, Л.,1989.

2. Дощицин В. Л. Внезапная аритмическая смерть и угрожающие аритмии. Российский кардиологический журнал, 1999, №1, с. 46—51.

3. Меерсон Ф. З. Первичное стрессорное повреждение миокарда и аритмическая болезнь сердца. – Кардиология. 1993, №4,5. – С. 58 – 64.

4. Betsugakt T., Sakurat M., Joshida I. et al. A case of familial ventricular tachycardia. Ipn.Cira J.,1995;v.5:p.171—175.

5. Brukada R. Role of Molecular Biology in identifying individuals cat Risk for Sudden Cardac Death. Am.J.Cardiol.,200;v.85: Suppl.28K.-33K.

6. Cobb L.A. The mechanisms, predictors and prevention of sudden cardiac death. In Schlanf. R.C. Alexander RW eds. Hars, ts the Heart N.Y. McCraw-Hill,1994; 947—954.

7. Kapoor W.B. An overview of the population and management of syncope. B: Syncope mechanisms and management, 1995; p.1—13.

8. Larson E., Wesslen L., Lindquist O., et al. Sudden inexpected cardiac deaths among young Swedish orienteers-morphologicar changes in heart and other organs. APMIS 1999,v.107, p.325—336.

9. Maron B.J. Epstein SE, Roberts WC. Causes of sudden death in competitive athletes. J.Am. Coll.Cardiol.,1986,v.7, p.204—214.

10. Maron B.J., Shirani J., Poliac L.C. et al. Sudden death in young Competitives Athletes. JAMA 1996, v.276,No 3, p.199—205.

11. Oh J.H., Hanusa B.H., Kapoor W.N. Do symptoms predict cardiac arrhytmias and mortality in patients with syncope? Arch. Intern.Med. 1999, v.159, p.375—380.

12. Poole JE., Bardy G.H. Sudden cardiac death in zipes DP. 2nd el. Philadelphia. WB Saunders, 1995, p.812—832.

13. Somberg J.C. Sudden death in athletes Am.J.Ther.200 Nov 7 (6), p.399—403.

14. Thine G., Pennelli N., Rossi L. Cardiac conduction system abnormalities as a possible cause of sudden death in young atheletes. Human.Pathol.,1983; v.121:568—575.

15. Wight J.N., Salem D. Sudden Cardiac Death and the Athletes Heart. Arch. Intern.Med.,1995; v.155, p.1473—1480.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕГКИХ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У МАШИНИСТОВ И ПОМОЩНИКОВ МАШИНИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Функциональная надежность машиниста и помощника машиниста локомотива является одним из наиболее важных факторов безопасности движения на железнодорожном транспорте. Способность к управлению железнодорожным транспортным средством определяется с помощью критериев соответствия профессионально важным качествам машиниста и помощника машиниста, а также функционального состояния нервных процессов. Снижение надежности, выражающееся в ухудшении функционального состояния машиниста или потере им профессионально важных качеств, может быть связано с различными заболеваниями, наиболее распространенными из которых являются заболевания сердечно – сосудистой системы. Заболевания, связанные с преходящими нарушениями мозгового кровообращения, способны привести к развитию когнитивных нарушений разной степени выраженности. Легкие когнитивные нарушения, в отсутствие выраженных неврологических расстройств и болевых синдромов, для машинистов и помощников машинистов локомотива представляют особенную опасность, поскольку сложны для диагностики традиционными методами. Однако именно на этапе легких когнитивных нарушений точная диагностика способствует эффективной профилактике развития заболевания и сохранению профессионально важных качеств машиниста. Использование нейропсихологических методов в диагностике легких когнитивных нарушений позволяет не только определить наличие и количественную выраженность когнитивного снижения, но и предположить механизм его развития, что в конечном итоге увеличивает эффективность проводимых коррекционных мероприятий.

Одной из важнейших основ операторской деятельности в сфере транспортного сообщения, связанной с управлением сложными техническими схемами, является функциональная надежность работника – оператора, тесно связанная с его индивидуальными психологическими и психофизиологическими особенностями [см. в 20, 21]. Психологические и психофизиологические компоненты функциональной надежности оператора реализуются в комплексе индивидуальных свойств и качеств, которые оптимально соответствуют требованиям, предъявляемым к деятельности оператора, и потому называемых его профессионально важными качествами (ПВК).

В структуре ОАО «РЖД» заняты специалисты, выполняющие различные виды операторской деятельности. Прежде всего, это машинисты и помощники машинистов, поездные диспетчеры, дежурные по станции и т. д. Для каждого вида операторской деятельности необходим достаточный уровень развития определенных параметров индивидуальных психофизиологических особенностей человека, позволяющих выполнять операции в рамках профессиональной деятельности. Профессионально важные качества, определяющие степень профессиональной пригодности машиниста (помощника машиниста), в своем развитии базируются на основных высших психических функциях произвольного внимания, памяти, мышления, на динамических характеристиках деятельности: скорости реакции, степени врабатываемости и утомляемости, а также на способности к соподчинению собственной активности поставленным задачам. Таким образом, ПВК машиниста (помощника машиниста) – это определенный уровень развития функций внимания, памяти, мышления и динамических характеристик деятельности.

Наиболее значимым фактором надежности оператора, согласно определению Нерсесяна Л. С. [20] является, прежде всего, способность ориентироваться во внезапно и быстро изменяющихся условиях его рабочей обстановки, в том числе в условиях повышенного риска возникновения критических ситуаций. В частности, для работников локомотивных бригад (машинистов и помощников машинистов) как наиболее значимые качества, выделяются способность длительно поддерживать свою бдительность в условиях временной неопределенности возникновения тех или иных событий, изменений окружающей обстановки, а также способность конструировать полную картину условий, влияющих на эффективность и безопасность его деятельности на протяжении всего рабочего времени.

Для работников ОАО «РЖД», обеспечивающих управление транспортным средством (машинистов и помощников машинистов) базовыми психофизиологическими качествами, определяющими возможности ПВК [11], являются:

– готовность к экстренному действию, бдительность;

– устойчивость и скорость переключения внимания;

– помехоустойчивость.

Данные характеристики отражают способность работника поддерживать оптимальное для выполнения операторской деятельности состояние высших психических функций и могут быть описаны общим понятием «работоспособность». Динамические характеристики деятельности тесно связаны с типологическими особенностями нервной системы (сила нервных процессов, их подвижность, уравновешенность), индивидуальными и относительно постоянными для каждого человека, его способностью к контролю собственной активности в соответствии с поставленными задачами, а также с актуальным функциональным состоянием.

Таким образом, оптимальный уровень психофизиологической работоспособности машиниста складывается из:

– Уровня развития и состояния функций произвольного внимания и памяти, мышления. Такие компоненты внимания, как объем внимания, устойчивость, концентрация, переключаемость – могут улучшаться при произвольном контроле, частично поддаются тренировке. Данные функции развиваются в соответствии с уровнем функциональной нагрузки на них в сензитивном периоде.

– Психофизиологической базы высших психических функций, в том числе силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности. А также сформированности и сохранности морфологического субстрата высших психических функций, определяющей их функциональную локализацию и связи между ними, особенности их латерализации. Данный компонент развития высших психических функций является базовым, наиболее постоянным, определяет потенциал развития ПВК.

– Актуального функционального состояния машиниста, с учетом физиологических процессов утомления, уровня бодрствования, болезненного состояния. Данный параметр работоспособности является наиболее лабильным. При оптимальном функциональном состоянии (оптимальный уровень бодрствования) профессионально важные качества машиниста проявляются наиболее эффективно: улучшается произвольный контроль деятельности, увеличивается объем произвольного внимания, его концентрация, устойчивость, уменьшается количество ошибок.

Первый и второй факторы составляют основные параметры ПВК, то есть способность специалиста к выполнению операторской деятельности, однако не гарантируют отсутствие ошибок в процессе выполнения работы. Третий фактор является наиболее вариабельным и отражает динамику изменения когнитивных функций машиниста, связанную с его физиологическим состоянием. Среди факторов, способных повлиять на функциональное состояние, наиболее типичными для машинистов ОАО «РЖД» являются:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Книги похожие на "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Сериков

Василий Сериков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Отзывы читателей о книге "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.