» » » Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте


Авторские права

Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте

Здесь можно купить и скачать "Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Описание и краткое содержание "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" читать бесплатно онлайн.



В сборнике представлены научные статьи и разработки Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда по актуальным вопросам обеспечения безопасности движения на железных дорогах. Он будет полезным как для психологов-практиков, так и для психологов-исследователей. Особенно ценной книга станет для студентов и аспирантов, выбравших для себя прикладную психологию.






Первый и второй факторы составляют основные параметры ПВК, то есть способность специалиста к выполнению операторской деятельности, однако не гарантируют отсутствие ошибок в процессе выполнения работы. Третий фактор является наиболее вариабельным и отражает динамику изменения когнитивных функций машиниста, связанную с его физиологическим состоянием. Среди факторов, способных повлиять на функциональное состояние, наиболее типичными для машинистов ОАО «РЖД» являются:

Стрессовые реакции, связанные с особенностями профессиональной деятельности (напряженный режим работы, экологически неблагоприятные условия труда (шум, вибрация, недостаточная освещенность), высокая ответственность, риски, связанные с профессиональной деятельностью). Острые и накопленные стрессовые реакции.

Психоэмоциональное напряжение, хроническое утомление, эмоциональные проблемы.

Наличие сопутствующих хронических заболеваний, прежде всего, сердечно – сосудистой, нервной, эндокринной систем, алкоголизма, депрессий, дефицитарных состояний. Выраженные болевые синдромы.

Последний фактор в ряде случаев имеет клиническое значение, может быть связан с заболеваниями нервной, эндокринной, сердечно – сосудистой системы, длительным снижением функционального состояния, хроническим утомлением и т. д. Диагностика профессионально важных качеств машиниста и его функционального состояния в ОАО «РЖД».

ПВК представляют собой комплекс личностных черт и функциональных способностей работника, повышающих его надежность и успешность его работы [12]. Согласно Указанию МПС России от 01.12.1999 №310У «О совершенствовании психофизиологической службы на федеральном железнодорожном транспорте», для работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» (машинистов и помощников машинистов) наиболее значимыми ПВК выступают, прежде всего, их психофизиологические качества. Для каждого вида железнодорожного движения, в соответствии с содержанием и условиями деятельности работника в рамках этого вида движения, определены наиболее специфичные ПВК. Таким образом, профессиональная пригодность машиниста к исполнению своих обязанностей в данном виде движения характеризуется высоким уровнем развития не только базовых психофизиологических качеств, но и специфических функционально значимых когнитивных характеристик.

Диагностика профессионально важных качеств машиниста реализуется в процедурах психофизиологического отбора и периодического психофизиологического обследования. Если первая процедура определяет профессиональную пригодность кандидата к деятельности работника локомотивных бригад, то последняя имеет значение в связи с возрастной и обусловленной непрерывной профессиональной деятельностью динамикой ПВК. Следует отметить, что ПВК машиниста представляют собой не просто индивидуальный набор врожденных и раннеприобретенных психофизиологических качеств, но рассматриваются с точки зрения их функционального значения для исполнения данного вида деятельности [12]. Динамика ПВК машиниста, таким образом, связана не только с их возрастными изменениями, обусловленными изменением психофизиологических характеристик (прежде всего – нейродинамических), но и с их постоянной тренировкой в ходе научения, непрерывной профессиональной деятельности.

В представлении о ПВК, как относительно стабильных индивидуальных функционально значимых свойствах работника, их диагностика проводится 1 раз в 2—3 года.

Функциональное состояние работника локомотивной бригады отражает его способность использовать на адекватном для выполнения профессиональной деятельности уровне свои функциональные характеристики (внимание, память и т.д.), составляющие комплекс ПВК. В процедуре динамического контроля функционального состояния особенное внимание уделяется оценке свойств и состояний нервной системы: соотношению процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, лабильности нервных процессов, скорости зрительно-моторной реакции, уровню психоэмоционального напряжения и другим характеристикам, наиболее тесно сопряженным с актуальным уровнем работоспособности [11].


Функциональное состояние машиниста как фактор способности к операторской деятельности

Представление о функциональном состоянии работника, как одном из ключевых факторов надежности его деятельности [20, 21] базируется на том, что функциональное состояние определяет способность работника в данный момент успешно использовать свои профессионально важные качества для выполнения заданных деятельностью операций.

Собственно функциональное состояние определяется множеством факторов, действующих на работника в данный момент. И. П. Ильин описывает разнообразные функциональные состояния, связанные с эмоционально-мотивационными характеристиками работника и деятельности, в том числе: функциональное состояние покоя, «стартовое» предрабочее функциональное состояние, оптимальное рабочее состояние, состояние монотонии, – имеющие непосредственное отношение к динамике рабочего процесса, а также функциональные состояния, наиболее сильно зависимые от внутренних мотивационно-эмоциональных характеристик работника: состояния заинтересованности, увлеченности, апатии, лени, растерянности, тревоги и т. д. [см. в 19]. Непосредственное влияние функционального состояния на эффективность текущей деятельности работника реализуется через активационный компонент деятельности, выражающийся в ее динамических характеристиках [см. в 21].

При всем многообразии функциональных состояний, под действием которых может находиться работник в данный момент, наибольшую роль в эффективности и безопасности его действий играет уровень активации его высших психических функций. Таким образом, в задачи работника во время рабочего процесса также входит регуляция собственного функционального состояния. Способность к такой регуляции входит в перечень профессионально важных качеств работника локомотивных бригад.

Поскольку поддерживать определенный уровень активации на протяжении всего рабочего времени невозможно, существует диапазон значений активации, адекватных и неадекватных для выполнения профессиональной деятельности. Уровень активации в диагностике работников локомотивных бригад выражается в скоростных параметрах деятельности, устойчивости к отвлекающим факторам, особенностях временной перцепции и т. д. [11]. Выявляемые при диагностике отклонения этих параметров от адекватного для выполнения рабочих операций диапазона называются сдвигами функционального состояния. Единичные сдвиги параметров функционального состояния могут быть следствием выраженного утомления или реакции работника на сильный стресс или соматическое неблагополучие. Устойчивые сдвиги функционального состояния предполагают также нарушение способности работника к регуляции собственного функционального состояния.

Согласно данным исследований [19], наиболее эффективным для выполнения работы и соответствующим оптимальному функциональному состоянию является средний уровень активации. Чрезмерно повышенный, равно как и сниженный уровень активации выражается в ухудшении работоспособности, в т.ч. уменьшении мышечной силы, явлениях «перегорания», снижении мотивации к деятельности, угасании условных рефлексов, ощущения однообразия деятельности и т. д.

В ряде исследований, посвященных психофизиологическим характеристикам работников локомотивных бригад, описываются факторы, характеризующиеся как вредные, способствующие стойкому ухудшению функционального состояния [18]. Прежде всего, это большое количество стрессогенных ситуаций, включая повышенный риск возникновения внештатных ситуаций, напряженный режим труда в сочетании с однообразностью выполняемых операций, сменный график работы, неблагоприятные экологические условия труда и т. д. Также к факторам, ухудшающим функциональное состояние относят высокую подверженность психологическому дистрессу, эмоциональные проблемы и т. д. Соматическое неблагополучие работника локомотивной бригады не только создает условия для снижения уровня активации психических функций, но в ряде случаев также влияет на его способность к регуляции своего состояния (прежде всего, при заболеваниях нервной и сосудистой систем, психических заболеваниях). Таким образом, наличие хронических заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем, психических заболеваний, алкоголизма, выраженных болевых синдромов является еще одной предпосылкой к снижению профессиональной надежности работника.

Изменения функционального состояния машиниста, связанные, в том числе, с особенностями его профессиональной деятельности, хроническими заболеваниями, острыми и накопленными стрессами, влияют на уровень функционирования когнитивных процессов. Как правило, нерезко выраженные нарушения когнитивных функций не являются очевидными для человека, поскольку не влияют на его повседневную деятельность и не связаны с выраженными неудобствами. Однако длительное снижение когнитивных функций на фоне утомления, сопутствующих заболеваний, стрессов может привести к нарастанию когнитивного дефицита, стойкому ухудшению адаптации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Книги похожие на "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Сериков

Василий Сериков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Отзывы читателей о книге "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.