Авторские права

Владимир Шапалов - Этнополитика

Здесь можно купить и скачать "Владимир Шапалов - Этнополитика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентИздать Книгуfb41014b-1a84-11e1-aac2-5924aae99221, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Шапалов - Этнополитика
Рейтинг:
Название:
Этнополитика
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-600-00621-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этнополитика"

Описание и краткое содержание "Этнополитика" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются основные подходы к изучению этничности и этнических отношений, раскрывается природа и особенности взаимодействие этничности и власти в полиэтнических государствах. Анализируется сущность, механизм осуществления, достижения и нерешенные проблемы национальной политики в Российской империи и Советском Союзе. Прослеживаются особенности становления, современное состояние и перспективы развития этнической политики в Российской Федерации.

Данное пособие предназначено для студентов и аспирантов специальностей гуманитарного цикла. Учебное пособие может быть рекомендовано преподавателям средней школы, специалистам, работающим в системе государственного и муниципального управления.

Издание второе, исправленное.






Идеология гражданской нации предполагает «существование ответственного гражданина, единой системы образования, версии общего прошлого с его драмами и достижениями, символики и календаря, чувства любви к Родине и лояльности государству, а также отстаивание национальных интересов. Все это составляет то, что называют национализмом в его гражданском и государственном варианте» [33, с. 13]. Конкретизируя данное положение исследователя, отметим, что в современном обществе основой гражданской нации становится осознание общности геополитических интересов людей, живущих в границах определенного политического или социокультурного региона. Цементирует гражданскую нацию уважение к свободе личности, демократическим ценностям и защищающему их государству. Гордость за свое государство, вера в его предназначение составляют основу гражданского патриотизма и самоуважения граждан. Ученые говорят о преобладании в обществах развитых демократических стран гражданской религии, в которой конфессиональные различия отходят на второй план перед уважением общегосударственных ценностей и целей.

Гражданские нации стали основой государственного строительства Нового и Новейшего времени. Именно они поддерживали и обеспечивают до сих пор единство сильных многонациональных государств. Они становятся основой сплоченности молодых наций, складывающихся и пополняющихся за счет эмигрантов из разных концов света или за счет активизации внутренней мобильности населения.

В целом в современном мире фактически утвердилось не этническое, а гражданское, многокультурное содержание словоупотребления нация. Даже самые ярые сторонники концепта этнонации – венгры – и те сдали свои позиции в пользу двойного употребления этого понятия: как граждане Венгрии (политическая или гражданская нация) и как этнические венгры (этнонация или культурная нация).

В.А. Тишков, подчеркивая значение гражданских наций в мире, отмечает: «… современные государства предпринимают усилия, направленные на формирование общегражданской идентичности и сохранение целостности нации, в том числе через политику культурного плюрализма и внутренние формы самоопределения (культурная и территориальная автономия). Вместо идеи «плавильного котла» символической формулой современных наций гораздо чаще является формула «единство в многообразии» [34, с. 237].

Развивая свою мысль, исследователь подчеркивает, что «в целом в современном мире фактически утвердилось не этническое, а гражданское, многокультурное содержание словоупотребления нация» [35].

Итак, подведем итоги. Хотя во всем мире слово «нация» – одно из самых употребительных в современном политическом лексиконе, однозначного определения этого понятия нет. Более того, известный английский политолог Бенедикт Андерсен называл нации «воображаемыми сообществами». Все это не мешает нациям быть реальными субъектами общественных и международных отношений. А принадлежность к той или иной нации – естественная и необходимая часть самоопределения любого жителя нашей планеты.

Самобытность наций в решающей степени определяется присущей им культурой, традициями, социально-экономическим укладом, в меньшей степени религиозно-конфессиональными предпочтениями. Исключительно важны и психологические аспекты национального, позволяющие вести речь об уникальном опыте поддержания внутреннего единства и мотивирования духовно-практической деятельности самими членами этнических объединений (национальная культура и ее развитие), взаимодействии отдельных этносов друг с другом, формировании у них исторической памяти, национального характера (специфических ценностно-оценочных ориентаций по отношению к окружающему миру) и т. п. К сожалению, данный аспект национальных отношений изучен сравнительно слабо.

Выводы

1. Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры, включая язык, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме). Каждый этнос характеризуется совокупностью обязательных специфических признаков.

2. Одним из главных условий формирования и функционирования этноса является этническое самосознание – это осознание этносом своего этнического единства, совокупность идей, взглядов и чувств, связанных с самоопределением этнической общности, комплекс представлений этнической группы о самой себе, её этнически осознанных интересов, ценностных ориентаций.

3. Этничность – категория, обозначающая существование культурно-отличительных (этнических) групп и форм идентичности, формирующееся на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющееся в форме сравнения «нас» с «не-нами» в ходе межгруппового взаимодействия в этническом пространстве». В современной поликультурной среде этничность может рассматриваться одним из возможных способов сохранения традиционных духовных ценностей.

4. Первые в истории человечества нации возникли в Западной Европе в XVII–XIX веках, при этом в каждой стране процесс формирования наций имел свою специфику, которая определялась соотношением этнических, экономических, социальных и политических факторов.

5. В странах Западной Европе и Северной Америке нация, гражданское общество и государство представляют собой нерасторжимое единство. В ходе исторического процесса их становление и развитие шло одновременно.

6. На протяжении более двухсот лет в историографии формируются и взаимно дополняют друг друга две концепции нации: гражданская и этническая. Сторонники этнокультурной концепции нации решающее значение придают культурному наследию, а для приверженцев гражданской нации важнее всего разделяемые согражданами политические принципы и демократические ценности.

Основные понятия: Этнос, суперэтнос, субэтнос, этноним, этничность, функции этничности, этническое самосознание, функции этнического самосознания, этнические стереотипы, автостереотипы, гетеростереотипы, примордиализм, конструктивизм, инструментализм, нация, гражданская нация, этническая нация, гражданская идентичность, национальная память.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое этнос? Каковы его характерные черты?

2. В чем различие содержания понятий «этнос», «субэтнос», «суперэтнос»?

3. Согласны ли вы с утверждением, что принадлежность к этносу есть индивидуальный выбор каждого человека?

4. Проанализируйте наиболее распространенные интерпретации и смыслы понятия «этничность».

5. Раскройте сущность и содержание основных функций этничности? Свой ответ постройте на анализе конкретных ситуаций.

6. В чем проявляется сущность защитной функции этничности?

7. Аргументируйте вывод 3.В. Сикевич о том, что этническое самосознание является «последним рубежом» сохранения этничности.

8. Что относится к основным критериям этнического самосознания?

9. Приведите примеры, когда этничность используется как политический ресурс.

10. Раскройте сущность и содержание понятия «этнические стереотипы». В чем вы видите позитивную и негативную роль этнических стереотипов?

11. Приведите примеры наиболее распространенных этнических стереотипов, которые существуют в современной России.

12. Какие этнические стереотипы характерны для молодежной среды современной России?

13. Охарактеризуйте основные пути и методы формирования этнических стереотипов в современной России.

14. Что представляет из себя социально-психологический уровень этнического самосознания?

15. Какие черты характерны для этнического самосознания населения современной России?

16. Какие признаки позволяют назвать этническую общность наций?

17. Охарактеризуйте особенности формирования наций в различные исторические эпохи.

18. Дайте определение понятий «гражданская нация» и «этническая нация».

19. Какую роль играют гражданские нации в Новое и Новейшее время?

20. Как трансформируется представление о гражданских нациях в современных демократических странах?

21. В политологии существует понятие «несостоявшееся государство». Можно ли по аналогии использовать такие понятия, как «несостоявшаяся нация», «несформировавшаяся нация»?

22. Ф. Энгельс делил нации на «исторические» и «неисторические»? Как вы думаете, какие факты легли в основу такой классификации? Подтвердила ли в дальнейшем история такой подход?

23. Исследователи выделяют «молодые» и «старые» нации. Объясните, какой критерий положен в основу данной классификации. Приведите примеры молодых» и «старых» наций.

24. Раскройте сущность афоризма Э.Ренана: «Нация – это ежедневный плебисцит».

25. Х. Ортега-и-Гассет, выдающийся социальный философ ХХ в. писал: «Удивительно то упорство, с каким кровь и язык до сих пор считают основами нации. Вовсе не природная общность расы и языка создали нацию, наоборот, национальное государство в своей тяге к объединению должно было бороться с множеством «рас» и «языков». Лишь после того, как эти препятствия энергично устранили, создалось относительное однообразие расы и языка, которые со своей стороны укрепляли чувство единства». О формировании какого типа нации идет в данном случае речь?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этнополитика"

Книги похожие на "Этнополитика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Шапалов

Владимир Шапалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Шапалов - Этнополитика"

Отзывы читателей о книге "Этнополитика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.