» » » » Борис Воскресенский - Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1 : Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий.


Авторские права

Борис Воскресенский - Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1 : Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий.

Здесь можно купить и скачать "Борис Воскресенский - Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1 : Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. " в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Свято-Филаретовский православно-христианский институтЛитагент СФИd7f08827-92dc-11e7-8179-0cc47a520474, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Воскресенский - Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1 : Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий.
Рейтинг:
Название:
Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1 : Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства мышления
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-89100-131-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1 : Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства мышления"

Описание и краткое содержание "Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1 : Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства мышления" читать бесплатно онлайн.



Учебник подготовлен на основе курса лекций в Свято-Филаретовском православно-христианском институте и многолетнего опыта клинической – консультативной и лечебно-диагностической – работы с душевнобольными – верующими (преимущественно православными) и связанной с ней научной и просветительской деятельностью. В настоящей, первой части дается понятие психического расстройства, обсуждаются причины психических нарушений и принципы их классификации, описываются две наиболее яркие по проявлениям группы психопатологических феноменов, традиционно определяемые в психиатрии как расстройства чувственного познания (ощущений и восприятий) и мышления.






Соотношение упомянутых областей знания можно представить в виде треугольника (схема 10).


Схема 10. Взаимоотношения психиатрии, психологии и психотерапии


В букве ПСИ иногда усматривают фигуру человека, распятого или молитвенно воздевающего руки.

3. Священник – психиатр – психолог[37]

Представим обсуждаемые взаимоотношения психиатрии и психологии в виде таблицы 3. Под психологом, для более точного сопоставления, будем подразумевать лишь консультанта, помогающего своему клиенту решить те или иные проблемы. Но своеобразной точкой отсчета – вполне обоснованной в настоящем учебнике – определим деятельность священнослужителя, который повседневно пастырски направляет переживания своих прихожан. При построении таблицы использованы работы отечественных исследователей – психиатра-психотерапевта М. Е. Бурно, психолога М. Розина, австрийского психиатра и психотерапевта В. Франкла, собственные разработки.

Уместным представляется еще одно сопоставление, пока лишь терминологическое – метанойя – покаяние – внутренний духовный процесс созидательного христианского обновления, осуществляющийся в церковном пространстве, и паранойя (термин в значительной мере устаревший, но выразительный) – один из вариантов душевного расстройства, характеризующийся особой, изощренно-болезненной системой взглядов, убеждений, поступков, их стойкостью, непоколебимостью.


Таблица 3. Сопоставление деятельности священника, врача-психиатра и психолога

a. Психологическая работа наиболее многообразна по своей направленности. В зависимости от исходных позиций она может быть направлена на любой из компонентов трихотомии.

b. Точнее сказать – священник спасает дух (выразимся строже – содействует исцелению) и через него – душу и тело мирянина.

c. В чине исповеди священник назван свидетелем.

d. В современной психологии лечебного процесса все большее распространение получает партнерская модель взаимоотношений врач-больной, их сотрудничество. Так же и у психолога.


Таблица 3 показывает, что в деятельности священнослужителя и врача много общего[38]. И ту и другую справедливо называют старомодно звучащим в наши дни словом – служение. Применительно к врачам уместно напомнить, что в течение нескольких последних столетий их символом была горящая свеча, окруженная надписью «Светя другим, сгораю»[39]. В отношении психологов вопрос о жертвенности не ставится.

4. Проблема религиозности врача-психиатра

Иногда сближение медицины и религии, в частности психиатрии и православия доводят до утверждения, что идеалом было бы совмещение священника и врача в одном лице. Хотя подобные ситуации – не такая уж редкость в наши дни, и все это – люди достойные, все же полагаем, что подобное совмещение вряд ли реально, оно во многом остается внешним, ибо разная направленность деятельности священника и психиатра определяет существенные особенности взгляда на человека, профессионального мышления. Да, соединение священника и врача в одном лице возможно, но декларируемое некоторыми авторами слияние функций священника и врача в одном человеке навряд ли в полной мере осуществимо[40]. Н. А. Бердяев писал (конечно, не в психиатрическом контексте): «Если философ-христианин и верит в Христа, то он совсем не должен согласовывать свою философию с теологией православной, католической или протестантской, но он может приобрести ум Христов, и это сделает его философию иной, чем философия человека, ума Христова не имеющего. Откровение не может навязать философии никаких теорий и идеологических построений, но может дать факты, опыт, обогащающий познание»[41].

И все-таки в наши дни нередко особое внимание обращают на церковность врача, в условиях России – на его православное вероисповедание. Однако было бы упрощением усматривать в его религиозности залог высокого профессионализма. Наверное, наивно надеяться на то, что в организациях типа «Православные врачи» концентрируются люди, способные, говоря словами митрополита Сурожского Антония (напомним, врача по светскому образованию[42]), на основе евангельских заповедей делать все лучше или несколько иначе, чем другие, или с большей любовью, чем мы (тоже христиане. – Б. В.). Далее этот выдающийся церковный деятель современности пояснил, что мы можем вносить просто своим присутствием, не говоря ни слова, такое измерение, которое является собственно Божественным измерением.

Второй активный участник лечебного процесса – пациент. Врачу, особенно врачу-психиатру следует учитывать его вероисповедание. Некоторые формализованные психиатрические диагностические документы (за рубежом) напрямую предписывают указывать эту характеристику. В современной России она нередко становится очевидной уже при налаживании контакта с больным, тем более – при углубленном изучении особенностей его личности.

С психотерапией дело обстоит сложнее, поскольку она в значительно большей мере, чем психиатрия, опирается на духовную сферу пациента. Здесь возникает опасность определенного духовного насилия – навязывания или «исправления» веры. Но миссионерско-катехизаторская деятельность, по-своему прекрасная, не входит в компетенцию врача, в том числе и психотерапевта: «Не следует стеснять жизнь больных более того, сколько этого требует лечебная цель и соблюдение порядка в больнице. Что больным, имеющим потребность в религиозном утешении, должна быть дана к тому полная возможность – само собой разумеется. Настоящая религиозность выражается не в навязывании больному духовного чтения или стеснении его, как провинившегося школьника, а в том, чтобы сделать все необходимое и полезное для его здоровья»[43]. Когда духовность прописывается как лекарство или экзаменационное задание, когда она предписывается свыше, но земными властями, под страхом наказания, она тут же исчезает. Практика преподавания истории КПСС в учебных заведениях и отлаженная система политинформаций по месту работы не уберегли идеи марксизма-ленинизма от развенчания и краха. (Аналогичная ситуация имела место и с преподаванием Закона Божия в дореволюционной России.) Позднее идеологические наставники и надсмотрщики советских времен достаточно часто становились вождями в борьбе за новые политические и экономические идеалы (не пройдя через экзистенциальный кризис или покаяние, что уместно и необходимо подчеркнуть в контексте настоящего учебника). Достаточно вспомнить многих глав государств СНГ.

И это один из доводов для наших собственных исследований, упоминаемых в настоящей работе, по которому мы не считаем возможным сопоставлять, оценивать различные вероисповедания, конфессии и деноминации по их, как могли бы сказать сторонники облагодетельствования человечества через религию, оздоровительному, саногенному эффекту. Хотя подобные сопоставления, конечно, напрашиваются, даже невольно. Они заслуживают внимания, но особого и очень осторожного. Заметим лишь, что в веру вступают не из соображений здорового образа жизни, не в поисках долголетия и не для обеспечения социальной гармонии. Эти цели вообще не являются главными в человеческой жизни, хотя очевидно, что к здоровью нужно относиться – позволим себе тавтологию – здраво, разумно. Но нередко основные слагаемые жизнедеятельности конкретного человека – место проживания, вид профессиональной деятельности, выбор развлечений создают для него дополнительные сложности и даже риски.

Все сказанное позволяет усомниться в правомерности выделения особой – православной – психиатрии. Применительно к психологии аналогичный вопрос может быть решен только представителями этой науки.

Не существует также православных терапии, хирургии, гинекологии и т. д., хотя вероисповедание, мировоззрение, национально-культурные традиции могут существенно влиять на отношение пациента к своей болезни (прежде всего телесной, при психической патологии оно в значительной мере бывает включено в собственно болезненные переживания), к лечебному процессу, на поведение больного в целом.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается принципиальное отличие психиатрии от психологии?

2. Охарактеризуйте поле и направленность деятельности священнослужителя и врача-психиатра.

3. Чем различаются клиническая и неклиническая психотерапия?

4. Правомерно ли утверждать право на существование православной, католической, исламской и т. д. психиатрии?

Раздел 3. Причины психических расстройств. Принципы классификации

1. «Расстройство» и «болезнь»

Клиническая медицина – это система наук о диагностике и лечении заболеваний. Каждая упоминаемая в классификациях болезнь в идеале подразумевает конкретную причину (этиологию: этиа – причина, логос (здесь) – учение), механизмы развития (патогенез: патос – страдание [44], генезис – происхождение), достоверные методы диагностики – в наши дни прежде всего высокотехнологичные инструментально-лабораторные – и свои, специфические для каждого заболевания, методы лечения. Но такая четкость, даже жесткость остается лишь идеалом, могущим перейти в прямолинейность, схематизм и догматизм. На практике в наши дни преобладает многофакторное понимание каждого из компонентов лечебно-диагностического процесса. В еще большей мере это относится к психиатрии, поскольку преобразование переживаний (психических процессов) в материалистически (анатомо-физиологически, физико-химически) описываемые процессы невозможно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1 : Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства мышления"

Книги похожие на "Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1 : Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства мышления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Воскресенский

Борис Воскресенский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Воскресенский - Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1 : Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. "

Отзывы читателей о книге "Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1 : Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства мышления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.