» » » Игорь Кокарев - Исповедь «иностранного агента». Как я строил гражданское общество


Авторские права

Игорь Кокарев - Исповедь «иностранного агента». Как я строил гражданское общество

Здесь можно купить и скачать "Игорь Кокарев - Исповедь «иностранного агента». Как я строил гражданское общество" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русское современное, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Исповедь «иностранного агента». Как я строил гражданское общество
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исповедь «иностранного агента». Как я строил гражданское общество"

Описание и краткое содержание "Исповедь «иностранного агента». Как я строил гражданское общество" читать бесплатно онлайн.



Эта книга писалась долго. Почти всю жизнь. А жизнь началась со времен хрущевской оттепели, активная, нестандартная. Такой же оказалась она и в застойные годы загнивания «зрелого социализма», когда, казалось, и пальцем шевельнуть было нельзя. Оказывается, можно было. А в 90-е все и началось. По-настоящему. И не в бизнесе и политике, а в недрах гражданского общества. История, полная драматизма, не о «лихих», а прекрасных, великих 90-х. Читайте: здесь говорят правду!






Сын профессора пушкиноведа Бориса Соломоновича, с которым мы проводили первую социлогическую конференцию в Союзе кинематографистов и с которым дружила Клара, Миша бывал у нас, когда приезжал из Ленинграда. Он выглядел вызывающе, с длинными волосами, в длинном до пят пальто, всегда неразговорчивый и как бы стеснительный. Чувствовалось, что он пребывает во внутренней эмиграции со своей диссертацией про трубадуров средневековья. Вскоре он исчезнет, и только спустя много лет я узнаю, что Миша попал в лагеря на семь лет за хранение диссидентской литературы.

В душе я ему завидовал. Другой вопрос, хватило бы у меня смелости и отчаяния, чтобы вот так демонстративно порвать с системой, уйти в дворники. Впрочем, наверное, не в смелости дело. Совесть от меня этого не требовала. Казалось, что после ХХ съезда система обновилась и трансформировалась. Реформы Косыгина, введение хозрасчета… Хотелось участвовать. А в дворниках какое участие? «Мастера и Маргариту» я не напишу. Так и буду подметать улицу? Кому нужен мой протест, мое индивидуальное самосожжение? Скорее всего самой системе. Уберут, как мусор, и заметут следы.

А так хоть что-то да сделаю полезного… Провели же первую за тридцать лет социологическую конференцию? Еще и книжку напишу, которую признают «идеологической диверсией». И спектакль о Высоцком поставлю, за который как раз и получу персональное партийное дело. Так что не очень уж я и отмалчиваюсь… И упрекать себя в покорности из-за трусости нет оснований.

Хотелось только знать, много ли вокруг таких же скрытых, легальных диссидентов? Казалось, что все должны думать и чувствовать так же, как я. Но поди, проверь. Во всяком случае в толщу массового, народного сознания критические мысли, кажется, не прорастали. Народная мудрость не давала о себе знать. Грань между диссидентам и остальным обществом была очерчена уголовным кодексом. Грани между легальными критиками «зрелого социализма» и приспособившимися к нему и получающими блага от него было уже не различить. Идеология дряхлела, в коммунизм – вот-вот буквально на днях – никто не верил, разговоры на кухне становились питательной средой перемен.

Но страной по-прежнему управляла «совесть и честь нашей эпохи» и всякое отступление от догматов социализма и программ партии каралось. Тормозила партия развитие общества. Это я уже понимал. И завал себе вопрос, почему? Выполнялись указания отправлять фильмы на полку, не печатать рукописи, давить бульдозером художественные выставки. Хрущев топал ногами на осмелевшую интеллигенцию и напоминал, кто в доме хозяин. Да так грубо, что тонкая поэтическая душа Маргариты Алигер не выдержала. Она расплакалась. Об этом рассказывал ТНХ, он тоже был на той встрече Хрущева с интеллигенцией. Он не плакал…

Если бы «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана вышла бы когда она была написана, если бы «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, «Доктор Живаго» Пастернака были вовремя прочитаны не только диссидентами, еще было бы время очнуться, хоть что-то переосмыслить. И может быть, перемены в стране произошли бы раньше и стали бы они необратимыми. Но КПСС изуверски укорачивала художников, вырывала огромные куски из общественного сознания, замораживала коллективный разум народа, давя свободную мысль, как те сочные волжские помидоры, выращенные в парниках на частном огороде, которые будет давить бульдозер даже в 80-х по наводке горкома КПСС.

Но помидоры-то тут при чем, варвары? Ну, отберите, хоть съешьте сами, раздайте в детские сады в конце концов! Нет, раздавили. Как будут давить, сжигать, закапывать в землю красную икру, сыр, рыбу и другие «несанкционированные» продукты и почти через пятьдесят лет в путинской все еще не отошедшей от морока России! Непостижимо…

Чем занят был ум, предоставленный самому себе в эти годы самообразования? Чтобы вырваться из липкого, засасывающего болота убеждений, с которыми родился и которые поддерживал официоз, упрямо собирал коллекцию статей, вырезок, книг, фильмов, спектаклей, песен, отдельных точных фраз, звучавших иначе, человечней и понятней, что ли. Усилием воли приводил перекошенные мозги в нормальное состояние. Прочитанное, увиденное, отобранное в мусоре повседневности осядет где-то на нижних этажах сознания и выполнит свою невидимую работу, подготовит к слому системы, которого даже мы, инакомыслящие, не предвидели и, уж точно, не ожидали, что это случится так просто и даже изящно.

Пока же я искал тему для новой социологической диссертации, и мне нужен был какой-то толчок. И толчком стали свободные, то есть неофициальные лекции Замошкина, Левады, Кона, Ольшанского по социологии, социальной психологии и структурно-функциональному анализу. Они почему-то проходили полуподпольно в спортзале средней московской школы на Песцовой. Кто их организовал, я не знаю, но в конце 60-х интеллектуальная Москва тайком ходила на лекции о Парсонса и Лазарсфельде. Отцы теоретической социологии устами молодых докторов наук открывали путь к структурно-функциональному анализу и советского общества, и мы норовились теперь оценить эффективность отдельных звеньев государственно-партийного управления экономикой, культурой, политикой по-иному. Так называемая теория среднего уровня оперировала эмпирическими данными социологических исследований, опросов общественного мнения, ум легко улавливал логику причинно-следственных связей.

Впервые демистифицировалась власть партии, раскрывались механизмы функционирования общества как сложной системы институтов, и именно системный подход к управлению обществом и государством стал альтернативой идеологическому. Классовая борьба оказалась не главной движущей силой в обществе, партия – совсем не «ум, честь и совесть нашей эпохи», а просто авторитарная власть, лишившая граждан голоса.

Мы узнавали о разделении властей, о силе многопартийности, о система сдержек и противовесов демократии, о федерализме и местном самоуправлении. Мы, ходившие на эти лекции, чувствовали себя заговорщиками, быстро усваивали запретные знания и вершили в себе, каждый по-своему таинственную работу переосмысления идеологических матриц. Мир, в котором мы жили, оказался не только высосанным из пальца классиков марксизма-ленинизма, но и уже отжившим, скорее мертвым, чем живым. Хотя на самом деле живым-то он, как покажет время, будет долго и еще успеет утянуть за собой в могилу многие года неуспешных реформ даже спустя десятилетия. А пока партия еще владела страной, продолжая силой строить коммунизм во всем мире. Удивляюсь, как нас тогда не разогнали и не посадили. Видимо, все еще работала инерция хрущевской оттепели.

Там, на Песцовой я познакомился не только с удивительным психотерапевтом и гипнологом Володей Леви, но и с социологом из Академии общественных наук Юрием Любашевским. Бойкий бывший московский фарцовщик, потом фронтовик, горевший в танке во время каких-то локальных военных конфликтов в Африке, знающий все обо всех, с феноменальной памятью и связями, он искал социолога культуры для социологического исследования «Жизнь среднего города», организованного ЦК КПСС и рядом академических институтов, в том числе Академией общественных наук. Планировалось исследование разных аспектов духовной жизни города Таганрога – свободного времени, общественного мнения, причин преступности и культурных запросов. Искал, искал и нашел.

– Набросай план изучения вкусов кинозрителей. Я покажу его Игорю Петрову, руководителю темы. Понравится, войдешь в команду. Пойдешь на полставки в Академию?

Это был шанс, которым грех не воспользоваться. Аспирантура заканчивалась через полгода, диссертация по киноклубам дала смертельную течь, а здесь и тема почти что родная, и исследование не чета иосифяновским опросам в кинотеатрах, и работа, о которой тоже надо было думать заранее. Конечно, я принес ему план изучения вкусов городского кинозрителя с анализом статистики посещений кинотеатров, наброски вопросника для анкеты-интервью. Конечно, мои предложения понравились, так как были единственными. И вскоре, еще не закончив аспирантуры, в составе группы социологов этой Академии при ЦК КПСС я уже отправился в командировку в город Таганрог…

Глава 6.

АОН при ЦК КПСС: научное обоснование абсурда

Так я снова оказался в системе, в партийной среде, в интеллектуальном штабе КПСС, в кузнице ее руководящих кадров. Засланным казачком чувствовал себя здесь и на этот раз. Никогда – ни сначала, ни потом – не отождествлял себя с этим странным, полу-искусственным партийным народом. И уж точно не собирался плясать под их дудку. Делать свою работу в уникальном социологическом исследовании мне никто не мог помешать. Хотели знать, как живут люди? Я тоже. Вот и поладили на целых два года. Возможно, затеянное ЦК, исследование сможет и что-то изменить к лучшему в стране развитого социализма. Зачем-то же они его затеяли? Во всяком случае, врать и подтасовывать добытые исследованием факты я не буду. Возможно, дадут и защититься. Ну, а если будут сильно давить, уйду. Колобок, колобок, ты от дедушки ушел, ты от бабушки ушел. Уйду и от ЦК. По крайней мере, буду знать, что в голове у этой гниющей рыбы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исповедь «иностранного агента». Как я строил гражданское общество"

Книги похожие на "Исповедь «иностранного агента». Как я строил гражданское общество" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Кокарев

Игорь Кокарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Кокарев - Исповедь «иностранного агента». Как я строил гражданское общество"

Отзывы читателей о книге "Исповедь «иностранного агента». Как я строил гражданское общество", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.