» » » » Антон Антонов-Овсеенко - Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова


Авторские права

Антон Антонов-Овсеенко - Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова

Здесь можно купить и скачать "Антон Антонов-Овсеенко - Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентФолио3ae616f4-1380-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Антон Антонов-Овсеенко - Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова
Рейтинг:
Название:
Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-966-03-7770-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова"

Описание и краткое содержание "Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова" читать бесплатно онлайн.



XXI век ознаменовался распространением нового вида СМИ – онлайн-медиа, что дало повод заговорить об умирании их «традиционных» видов. Но развитие мультимедийности, процесс конвергенции обеспечили успех использования старыми СМИ принципиально новых технологий. Не изменилось главное: для создания профессиональных СМИ по-прежнему требуются профессиональные навыки и умения. Еще одно непременное условие заключается в соблюдении норм профессиональной журналистской этики – как и общечеловеческих норм морали. Кроме того, не следует путать профессиональную журналистику с военно-политической пропагандой, яркие образцы которой явили миру с началом XXI века большинство СМИ в России и подобных ей странах развитой автократии. Там одновременно с развитием СМИ оттачивает свое пагубное мастерство и цензура; ее новые, изощренные виды и формы также подробно описаны в книге.






«Журналистскую практику в стиле он-лайн можно охарактеризовать как умение извлечь профессиональную выгоду от использования новой техники [и технологии. – Авт.], – пишет Павликова. – Работа в сети открывает новые возможности для журналистского расследования и исследований, ориентированных на узкие целевые группы… роль информационной техники в этом случае является чисто прикладной, с помощью которой, однако, журналист сможет выполнить свою работу наилучшим образом» [25, с. 79].

Таким образом, именно качество информации, происходящее напрямую от профессионального уровня тех, кто ее собирает и обрабатывает, является фактором, бесспорно определяющим принадлежность того или иного интернет-ресурса к профессиональному СМИ: об этом мы говорили еще во Введении. В равной степени это относится и к ресурсам классических видов, которые в ряде случаев – таких как корпоративные или клиентские СМИ, – лишь по форме выглядят как профессиональные (да и то не всегда), по существу же таковыми не являются.

Качество информации, происходящее напрямую от профессионального уровня тех, кто ее собирает и обрабатывает, является фактором, бесспорно определяющим принадлежность того или иного интернет-ресурса к профессиональному СМИ

И здесь в очередной раз следует обратить внимание на разницу между средствами массовой коммуникации и средствами массовой информации: второе является частью первого, как справедливо считают Лукина и Фомичева [19, с. 22] (а мы к ним присоединяемся). В этом смысле интернет, конечно, прежде всего – средство массовой коммуникации, то есть носитель, с помощью которого СМИ транслируют свои публикации. Но совершенно очевидно также и то, что отдельные части интернета (сайты, порталы и т. п.) могут стать совершенно самостоятельными СМИ – как возникшими в сети впервые, так ставшими виртуальными двойниками тех СМИ, которые ранее существовали в одном из своих предыдущих классических видов. Рассмотрим здесь функции интернета как ретранслятора и производителя СМИ, для чего определимся прежде всего с самим понятием «интернет-СМИ».

М. М. Колесникова считает, что, с одной стороны, «проще всего было бы воспользоваться уже существующими в журналистике терминологией и методиками анализа и рассматривать в качестве таковых [то есть в качестве профессиональных СМИ. – Авт.] только те ресурсы сети, которые подпадают под традиционное понимание СМИ» [16, с. 45] [и мы здесь настаиваем на необходимости именно такого подхода. – Авт.]. С другой стороны, она же, соглашаясь с другим исследователем – Е. Горным, предлагает ориентироваться в этом вопросе на то, что «формальные критерии оценки СМИ (структура и оформление, показатели объема и тиража, государственная регистрация и пр.) в интернете малоприменимы, а, значит, расширительное толкование термина “сетевые СМИ” неизбежно» [16, с. 45].

Тем не менее Лукина и Фомичева еще в 2005 г. приступили к классификации интернет-СМИ, ориентируясь на пять составляющих любой коммуникации, по Г. Лассуэллу: кто говорит (коммуникатор); что говорит (контент); по какому каналу; кому говорит (аудитория); с каким эффектом [19, с. 28]. В применении к интернет-СМИ понятию «кто говорит» соответствует определение профессионального коммуникатора, то есть собственно журналиста, чей профессионализм, в свою очередь, определяется не только литературной грамотностью и кругозором, но и морально-этической ответственностью и другими необходимыми в этом случае качествами и свойствами; понятию «что говорит» соответствует определение документального характера освещения общественной жизни; понятию «по какому каналу» соответствует определение периодичности; понятию «кому говорит» – численность, рассредоточенность, анонимность, открытость и гетерогенность аудитории; понятию «эффективности» – собственно различные эффекты от деятельности СМИ, такие, как немедленность (или отложенность), позитивность (или негативность) [19, с. 28–38] и пр.

Сравним это с теми характеристиками, которыми те же Лукина и Фомичева наделяют «обычные» классические СМИ (мы их уже приводили здесь во Введении, но повторим). Это такие характеристики, как профессиональный характер производства информации; специализация производителей (редакции, дирекции и журналистов) на этом виде деятельности; особенности аудитории; функциональное назначение самого СМИ; характер транслируемой информации (виды, формы, жанры); зоны информационного внимания (тематика СМИ); периодичность; география распространения и др. [19, с. 48, 45]

Все перечисленное (обе версии характеристик) с очевидностью можно отнести как к классическим СМИ, так и к сетевым, поэтому сосредоточимся здесь на том, что уже было сказано выше: к профессиональным сетевым СМИ следует относить те средства массовой информации, которые отвечают и соответствуют основным характеристикам профессиональных классических СМИ.

К профессиональным сетевым СМИ следует относить те средства массовой информации, которые отвечают и соответствуют основным характеристикам профессиональных классических СМИ

Говоря об истории российских сетевых СМИ, проф. Акопов справедливо считает, что их предтечами стали информационно-поисковые системы и вспоминает в связи с этим начавшую функционировать в сети еще в 1995 г. систему Russia of the Net, поисковик Rambler и др. Ученый здесь, в частности, обращает внимание на тот факт, что «еще до создания системы сетевых изданий на каждом узле (сайте) любой информационной системы уже имелся раздел или лента новостей. Поэтому-то можно считать, что уже при возникновении первых поисковых серверов электронные сети в определенной степени функции СМИ уже выполняли» [1, с. 34]. А М. М. Колесникова напоминает, что к прародителям сегодняшних сетевых СМИ следует относить и «электронные доски объявлений (BBS) и группы новостей (Newsgroups), которые появились “на заре” интернета, имели тематическое членение и обновлялись периодически» [16, с. 46].

Первым в России профессиональным (!) СМИ классического сетевого вида следует считать вышедший в «эфир» 1 марта 1999 г. на средства олигарха Михаила Ходорковского[6], с дизайном от руки известного web-художника Артемия Лебедева и с контентом в исполнении журналистов издательского дома «КоммерсантЪ» сетевой ресурс Gazeta.ru[7].

Что касается истории сетевых СМИ в других странах, то, разумеется, в этом вопросе взоры исследователей всего мира обращаются прежде всего в сторону США – поскольку сам интернет был изобретен и начал распространяться по свету отсюда. М. М. Колесникова напоминает в связи с этим, что и первая в мире электронная газета – The Electronic Club появилась еще в 1990 г. именно в США, где вскоре начался настоящий бум электронных версий печатных изданий: если «в начале 1995 г. существовало всего 100 электронных газет, к началу 1996 г. их уже было 815, а к середине 1996–1115 (по данным журнала Editor & Publisher). К середине 1999 база данных компании AJRNewslink включала 4925 газет» [16, с. 46]. Параллельно, но с несколько меньшей скоростью множилось число сетевых версий теле- и радиокомпаний, а также информационных агентств. Все это происходило и в США, и в других странах мира на фоне взрывного роста пользователей интернета в целом. Так, в Китае исследователь Юй Гомин, изучавший количественный рост читателей сетевых СМИ, подсчитал, что только в этой стране процент пользователей интернета «увеличился с 6,7 в 1999 г. до 11,2 в 2000 г., при этом каждый день аудитория интернета увеличивалась на 297 тыс. человек, а темпы ее роста составили 67,0 %» [18, с. 101].


Но интернет содержит далеко не только ресурсы, являющиеся профессиональными (или не очень профессиональными) СМИ, или тяготеющие к этому: СМИ – лишь одна из ипостасей сети. Попробуем хотя бы накоротке рассмотреть и другие многочисленные функции сети. Так, авторы совместного проекта Издательского дома «КоммерсантЪ» и SpyLog выделили пять отраслей Рунета: услуги онлайн (поиск, электронная почта, создание персональных веб-страниц); электронную коммерцию (интернет-магазины, торговые и платежные системы); тематические порталы; развлекательные ресурсы и СМИ [19, с. 25]. И такое деление представляется оправданным – при том, что функционал отраслей постоянно смешивается. Например, в декабре 2015 г. сообщалось, что торговое подразделение российского поисковика «Яндекс» – «Яндекс. Маркет» претендует на лидерство в области онлайн-торговли: стоимость проданных с его помощью товаров за период января – октября 2015 г. составила 72,5 млрд руб., в связи с чем руководство этой интернет-площадки заявило, что контролирует 13 % российского рынка онлайн-коммерции[8]. Величина этих оборотов может показаться ничтожной в сравнении с размером активов такого крупнейшего (во втором десятилетии XXI в.) оператора интернет-торговли, как Avito: в октябре 2015 г. южноафриканская Naspers объявила о покупке 50,5 % акций Avito за $ 1,2 млрд (и увеличении своей доли в ней до 67,9 %), оценив, таким образом, всю Avito в $ 2,38 млрд [53]. Однако примерно в то же самое время, летом 2015 г., стоимость акций головной компании «Яндекс» на NASDAQ даже и с учетом тенденции к понижению их цены (об этом – далее) достигала $ 4,44 млрд. При этом сообщалось, что акции головной «Яндекс» за три дня после публикации отчетности за II квартал подешевели на NASDAQ на 11 %, и произошло это не почему-либо, а из-за падения курса рубля и снижения цен на нефть. Таким образом, взаимодействие и взаимовлияние мира обычного и виртуального достигли такого уровня, что происходящее в одном из них тут же отражается на реалиях другого.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова"

Книги похожие на "Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Антон Антонов-Овсеенко

Антон Антонов-Овсеенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Антон Антонов-Овсеенко - Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова"

Отзывы читателей о книге "Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.