» » » » Антон Антонов-Овсеенко - Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова


Авторские права

Антон Антонов-Овсеенко - Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова

Здесь можно купить и скачать "Антон Антонов-Овсеенко - Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентФолио3ae616f4-1380-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Антон Антонов-Овсеенко - Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова
Рейтинг:
Название:
Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-966-03-7770-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова"

Описание и краткое содержание "Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова" читать бесплатно онлайн.



XXI век ознаменовался распространением нового вида СМИ – онлайн-медиа, что дало повод заговорить об умирании их «традиционных» видов. Но развитие мультимедийности, процесс конвергенции обеспечили успех использования старыми СМИ принципиально новых технологий. Не изменилось главное: для создания профессиональных СМИ по-прежнему требуются профессиональные навыки и умения. Еще одно непременное условие заключается в соблюдении норм профессиональной журналистской этики – как и общечеловеческих норм морали. Кроме того, не следует путать профессиональную журналистику с военно-политической пропагандой, яркие образцы которой явили миру с началом XXI века большинство СМИ в России и подобных ей странах развитой автократии. Там одновременно с развитием СМИ оттачивает свое пагубное мастерство и цензура; ее новые, изощренные виды и формы также подробно описаны в книге.






Скорее – нет, если речь идет об информации, представляющей интерес лишь для ограниченного круга «френдов» (сколь бы ни был широк этот круг) отдельного участника информационного пространства: таков, к примеру, раздел «Главное» в мировой социальной сети Facebook. Этот раздел обновляется круглосуточно в режиме онлайн, но сообщения и иллюстрации, представляемые в нем, не позволяют отнести ни саму сеть, ни этот ее отдельный раздел к разряду СМИ, даже несмотря на скорость и периодичность обновления сообщений.

То же самое следует сказать и о поисковых сервисах: эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) в рассуждениях о контекстных объявлениях как о части рекламного рынка замечают, что поисковики, с помощью которых размещается такая реклама, «не являются в чистом виде медиа» [2].

И скорее – да, если речь идет об агрегировании новостей поисковыми сайтами, такими, например, как российский Yandex.ru. При этом сам поисковик в виду своего основного предназначения, разумеется, не является СМИ, к их разряду возможно отнести лишь его раздел «Новости», где, собственно, аккумулируются сообщения, пользующиеся наибольшей популярностью в сети и отобранные в автоматическом режиме именно по этому признаку.

Тем не менее, некоторые исследователи настаивают на том, что электронные (читай – социальные) сети в целом являются новым видом СМИ. Доказательством этого для ученого из Воронежского университета проф. А. И. Акопова служит, в частности, широкое использование разнообразных журналистских жанров в сети Fido Net – от жанра читательского письма до статьи, корреспонденции, зарисовки и очерка. «В электронных сетях имеют место и другие публицистические и литературно-художественные жанры, – настаивает проф. Акопов, – репортаж, отчет, сатирическая миниатюра, анекдот, рассказ, сказка, стихи и др.» [2, с. 18]. Но он тут же, кажется, и противоречит сам себе, когда говорит о «полной раскрепощенности в употреблении слов и выражений как русского, так иностранного (преимущественно английского) происхождения в усеченном (как угодно сокращенном) виде со смешением профессиональной, просторечной, литературной и всякой жаргонной лексических форм» как о «главном свойстве электронного языка» [2, с. 18]. Проф. Акопов приводит далее множество полюбившихся русскоязычному интернет-сообществу примеров такого непрофессионального пользования речью, как «комп – компьютер, инфа – информация, препод – преподаватель, есно – естественно, грит – говорит, инет, инетчик – интернет, интернетчик, имхо – исключительно по моему мнению» [2, с. 18] и т. п. Однако противоречие это в действительности – лишь кажущееся. Ведь проф. Акопов говорит об электронных сетях именно как о новом виде СМИ, не употребляя термин «профессиональное». И в этом смысле почему бы таким сетям действительно не считаться буквально средствами массовой информации – если не иметь в виду, что это профессиональные СМИ, поскольку эти новые СМИ не располагают набором всех необходимых и обязательных признаков профессиональных СМИ, в частности такого важнейшего признака, как использование исключительно литературной лексики и стилистики. Логично, что далее в своих рассуждениях исследователь приходит к тому очевидному для него выводу, что «все сетевое пространство можно рассматривать как некое средство массовой информации» [2, с. 20] (главным здесь следует считать слово «некое»).

Так в чем же тогда заключается разница между теми электронными ресурсами, которые следует относить к СМИ, и теми, которые ими не являются? Ответить на этот вопрос с разной степенью успешности пытаются очень многие с самого начала эпохи интернета. Эксперт из России Константин Максимюк сообщает, что отличия социальных сетей от традиционных медиа заключаются в сегментации (или фильтрации) пользователей по интересам, «а не по полу-возрасту-цвету кожи и чему-там-еще» [20, с. 36]. Но ведь и многие традиционные СМИ давно сегментировались по интересам. Например, это могут быть общие массовые интересы женской аудитории в возрасте от 25 до 45 лет (такие как мода, семья, кулинария и т. п.): спрос на такие интересы удовлетворяют наилучшим образом транснациональные печатные проекты, подобные журналу Cosmopolitan. Или это могут быть массовые интересы людей пенсионного возраста, включающие не в последнюю очередь тему здоровья; или это могут быть, – и есть в разных странах, – как отдельные телепередачи, так и целые телеканалы и печатные издания, посвященные интересу мужчин к охоте или автомобилестроению.

В чем Максимюк, как представляется, прав, – и мы уже говорили об этом здесь во Введении, – так это в том, что новые СМИ в интернете отличаются от традиционных СМИ возможностью ведения диалога в режиме онлайн: «Совершенно очевидно, что социальные медиа – это ресурсы, где как никогда важно общение. За этой общей фразой скрывается необходимость наладить диалог, а не читать монолог» [20, с. 37] («а иначе здесь не получится эффективно работать», – продолжает далее свою мысль Максимюк, но это уже относится к условиям ведения бизнеса в интернете, нас здесь это волнует не в первую очередь). Таким образом, Максимюк фактически подтверждает уже приведенное во Введении одно из главных отличий интернет-СМИ от СМИ традиционных – интерактивность [19, с. 47]. На фактор интерактивности обращает внимание и исследователь из Китая Цзя Лежун, когда говорит, что аудитория онлайновых СМИ «имеет возможность непосредственно принимать участие в коммуникационном процессе, предоставлять информацию другим пользователям, свободно выражать свое мнение, индивидуальным, интерактивным способом использовать новые медиа и т. д.» [18, с. 14].

В этом смысле, конечно: по признаку интерактивности онлайновые СМИ разительно отличаются от своих классических предшественников в пользу куда более широких коммуникативных возможностей. Но и наличие у того или иного интернет-ресурса этой функции еще не означает, что его можно автоматически причислить к профессиональному СМИ.

Разница между теми частями интернета, которые претендуют на роль СМИ, и теми его частями, которые являются таковыми на самом деле, а также их традиционными профессиональными предшественниками определяется наличием или отсутствием всего комплекса основных признаков профессионального СМИ, формировавшихся в течение всей многовековой эпохи Гутенберга.

Разница между теми частями интернета, которые претендуют на роль СМИ, и теми его частями, которые являются таковыми на самом деле, а также их традиционными профессиональными предшественниками определяется наличием или отсутствием всего комплекса основных признаков профессионального СМИ

Понимание этого поможет ответить и на такие непростые вопросы, как не является ли сам интернет во всех своих формах и видах средством массовой информации? И что такое интернет в принципе? Поговорим об этом.

Известно, что предтечей интернета стали в конце 1960-х гг. исследования специалистов из Агентства перспективных научных разработок США: Минобороны ставило перед ними задачу обеспечения надежности связи между компьютерами в штабах и на командных пунктах различных родов войск, и они успешно ее решили путем создания первой в истории виртуальной сети. Эта сеть, получившая название ARPANET, отличалась тем, что связи в ней от вертикальной структуры «главный компьютер – подчиненный компьютер» (которая функционировала ранее в Минобороны) трансформировались в горизонтальную структуру, и, кроме того, появились правила приема-передачи команд и текстов, которые обеспечивали синхронизацию множества компьютеров. Эти правила получили название межсетевого протокола – Internet Protocol или IP (отсюда русскоязычная калька названия соответствующей профессии – «айпишник»).

Следующий шаг на пути к интернету сделали в 1974 г. ученый Р. Серф и «айпишник» Р. Кэн, которые на базе протокола IP создали комплект протоколов – Transmission Control Protocol / Internet Protocol (TCP / IP): этот составной протокол стандартизировал работу всех компьютеров, входивших в сеть ARPANET, которая, напомним, продолжала функционировать в интересах Минобороны США.

Наконец, в 1983 г. от материнской ARPANET отделилась специальная сеть, функционировавшая в интересах ученых, проводивших исследования за границами военного ведомства. Этот момент принято называть точкой рождения современного интернета. Затем появились сети, выполнявшие задачи в интересах политиков и общественных деятелей, очень быстро перспективы нового вида коммуникаций оценили коммерсанты, практически одновременно новые возможности начали активно использовать издатели СМИ и т. д. Сеть с легкостью выполняла задачи как рыночных секторов, так и различных групп населения, объединенных общими интересами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова"

Книги похожие на "Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Антон Антонов-Овсеенко

Антон Антонов-Овсеенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Антон Антонов-Овсеенко - Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова"

Отзывы читателей о книге "Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода слова", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.