» » » Ольга Стрижицкая - Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие


Авторские права

Ольга Стрижицкая - Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие

Здесь можно купить и скачать "Ольга Стрижицкая - Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент СПбГУ3ba51d22-8299-11e7-8179-0cc47a520474, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Стрижицкая - Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие
Рейтинг:
Название:
Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-288-05684-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие"

Описание и краткое содержание "Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебно-методическое пособие содержит общую характеристику процессов старения, периодизацию и основные закономерности периода геронтогенеза. В пособии представлены теоретические подходы к пониманию процессов старения, рассматриваются биологические и психологические концепции старения, приводятся примеры типологий личности в период геронтогенеза. Отражены современные данные об особенностях старения различных психических процессов, представлено современное понимание феномена мудрости.

Процесс старения рассматривается в психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, личностной и социальной сферах. Представлены классические, а также современные подходы к пониманию процессов старения. Кратко рассматриваются некоторые наиболее распространенные нарушения, связанные со старением.

Пособие предназначено для студентов специализации 030401 «Клиническая психология» по профилю «Клиническая психодиагностика, консультирование и психотерапия», а также для всех специалистов, интересующихся проблемами психологии старения.






В современных отечественных психологических исследованиях понятие витаукта используется для объяснения эффектов возрастного развития. Получило свое применение понятие витаукта и в зарубежной психологии. Теории когнитивного реструктурирования, теории первичного (изменение внешнего мира) и вторичного (изменение себя) контроля позволили П. Балтесу, У. Штаудингер и др. выдвинуть идею о психологической упругости как проявлении в старом возрасте пластичности, которая помогает сохранить нормальный уровень функционирования.

Зарубежные теории старения

Существенную роль в научном понимании периода старения сыграла смена научной парадигмы, переход от идеи дефицитарности, регрессивности развития в старости к идее развития потенциалов, приобретений и потерь в процессе старения, последовательности и роста Я [Балтес, 1993; Хойфт, Крузе, Радебольд, 2003; и др.]. Развитие в позднем онтогенезе рассматривается как «многоформный, многомерный, разнонаправленный процесс», включающий в себя не только потери, но и позитивные приобретения, новообразования, механизмы компенсации. В этой связи качество старения и старости тесно связано со способностью личности к развитию, если развитие детерминировано его субъектностью, «главным содержанием которой является отношение человека к себе как к активному деятелю». Благополучное течение старости во многом определяется уровнем развития субъектности личности [Александрова, 2000; Ананьев, 2001; Анцыферова, 2001; Горобец, 2005; Деркач, 2005; Козлова, 2006; и др.].

Среди концепций, которые повлияли на понимание динамики старения личности, существенное значение имели идеи Х. Томэ (1988) о когнитивном реструктурировании в старом и очень старом возрасте. Когнитивное реструктурирование выражалось в стремлении человека в указанном возрасте регулировать, пересматривать личностно-значимые цели и изменять временные перспективы. В то же время экспериментальное изучение субъективных планов и будущих целей пожилых людей, проведенное в Боннском лонгитюдинальном исследовании, показали значительную меж- и интраиндивидуальную изменчивость во временных перспективах. Эта изменчивость подвержена влиянию биографических и социальных воздействий и субъективной оценки текущей ситуации больше, чем влиянию хронологического возраста.

Одной из основных теорий развития взрослого человека выступает эпигенетическая теория Э. Эриксона, согласно которой в пожилом возрасте человек должен разрешить два конфликта: генеративность против стагнации и целостность Эго против отчаяния. Генеративность Э. Эриксон определяет как заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Стагнация – это полное сосредоточение на самом себе, что часто приводит к различным заболеваниям. Целостность, по определению Э. Эриксона, включает в себя ряд факторов: уверенность Эго в своем стремлении к порядку и смыслу; любовь как переживание опыта, который передает некий мировой порядок и духовный смысл; принятие своего цикла жизни как того, чему суждено было произойти и что не допускало бы никаких замен. Страх смерти, по мнению Э. Эриксона, является показателем отсутствия такой целостности, когда единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни.

В продолжение этой теории западными учеными выдвигались различные теории: теория личностной экспрессивности (personal expressiveness) [Waterman, 1993]; теория Эго-развития [Лёвингер, 1998]; теория достижения идентичности [Marcia, 2002].

Остановимся подробнее на теории Дж. Лёвингер. Теория Эго-развития Дж. Лёвингер включает современный взгляд на понятие личностной автономии. Личностная автономия представляет собой механизм саморегуляции и самодетерминации личности, реализующийся в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутреннее стремление, так и внешние условия жизни человека.

Сама Дж. Лёвингер признает, что ее концепция во многом условна и не привязана к конкретным возрастам. Этим обстоятельством подчеркивается индивидуальность и нелинейность развития каждого человека.

Период геронтогенеза в ее теории можно условно отнести к стадии автономии. Главной чертой этой стадии является признание потребности в автономии других людей. Например, родители признают потребность в автономии своих выросших детей.

Для этой стадии характерна – так же, как и для двух предыдущих стадий Эго-развития, – чрезмерная ответственность, но при отсутствии моральной дихотомии, которая заменяется пониманием сложности и многообразия характеров и жизненных ситуаций. На этой стадии индивид испытывает глубокое уважение к людям, признает их право на самовыражение, а также на ошибки. Признается конфликт между потребностями и возможностями – часто как часть экзистенциального существования и, таким образом, неразрешимый полностью. Наблюдается глубокая терпимость к двойственности, признаются парадоксы. Индивидам на этой стадии свойствен сарказм и юмор, которые касаются аспектов человеческого существования и самой природы вещей. Борьба за достижения трансформируется в поиск средств для самовыражения.

Одной из теорий, развивающих и усовершенствующих теорию Э. Эриксона, является теория самодетерминации (self-determination theory) [SDT; Deci, Ryan, 1985, 1991, 2000]. Авторы этой теории предполагают, что стремление к автономии является врожденным (под автономией понимается способность контролировать и регулировать собственное поведение). Одновременно авторы считают, что человек в равной степени стремится стать как можно более интегрированным в социальную матрицу [Deci, Ryan, 2000].

Развивая теорию Э. Эриксона, Р. Пэк выделяет 7 проблем среднего возраста. Согласно концепции Р. Пэк, период от 50 до 60 лет является критическим периодом для совершения корректировок, которые и будут определять то, как человек проживет остаток жизни.

1. Признание ценности мудрости против признания ценности физических сил – по мере убывания жизненных сил и ослабления здоровья люди должны переключить большую часть своей энергии на умственную деятельность вместо физической.

2. Уравновешивание на новом уровне социального начала против сексуального в человеческих отношениях. Физиологические изменения могут вынуждать людей переопределять свои отношения с представителями обоих полов, делая акцент на общении и товарищеских отношениях.

3. Эмоциональная гибкость против эмоционального обеднения как средство принятия внешних изменений.

4. Умственная гибкость против умственной ригидности позволяет изменять жизненные правила и принимать новые идеи.

5. Дифференциация Эго против поглощенности ролями. Человек не должен определять себя только в рамках своей работы или семьи, иначе выход на пенсию или уход детей из дома вызовет прилив отрицательных эмоций.

6. Трансценденция тела против поглощенности телом. Следует избегать чрезмерного сосредоточения на недомоганиях и физических недугах.

7. Трансценденция Эго против поглощенности Эго. Люди, встречающие старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в жизни молодого поколения. Следует отметить, что эти положения не являются специфическими для данного возраста и могут проявиться на любом этапе жизненного пути.

Другую концепцию предложила Гейл Шихи, отмечая, что условием удовлетворительной адаптации является взгляд на жизнь с точки зрения предоставляемых ею возможностей, а не навязываемых ограничений. Как и Р. Пэк, она подчеркивает необходимость вовремя определять приоритеты, чтобы сосредоточиться на том, что возможно, а не на том, что уже не по силам.

Традиционно считается, что средний возраст предполагает наличие опыта. Проблема среднего возраста, по мнению Г. Шихи, заключается в том, чтобы осознать свой возраст, совершить переоценку в переходе к середине жизни. Человек, достигший возраста пятидесяти лет и проигнорировавший такую возможность, может пойти по пути «консерватора», т. е. продолжать защищать свои прежние ценности и установки, не замечая изменившейся ситуации, или по пути «ребенка» среднего возраста, который отрицает свой возраст и, тем самым, свой опыт.

Другой (более конструктивный, по Г. Шихи) путь – осознание перехода к середине жизни. Осознание происходит в четырех измерениях: во внутриличностном (самоощущение по отношению к другим), в межличностном (чувство опасности и безопасности), во временном и в физическом.

F. Lang и J. Heckhausen (2001) рассматривают жизненный путь человека и, в частности, старение с позиций воспринимаемого контроля и его связи с субъективным благополучием (СБ) в течение жизни. По мнению авторов, можно сказать, что высокий уровень контроля над развитием является эффективным в ранней и средней взрослости, когда человек обладает реальными ресурсами для такого контроля. В период поздней взрослости более конструктивной представляется стратегия адаптации к требованиям ситуации, исходя из актуальных ресурсов и возможностей человека.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие"

Книги похожие на "Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Стрижицкая

Ольга Стрижицкая - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Стрижицкая - Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.