» » » Ольга Стрижицкая - Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие


Авторские права

Ольга Стрижицкая - Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие

Здесь можно купить и скачать "Ольга Стрижицкая - Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент СПбГУ3ba51d22-8299-11e7-8179-0cc47a520474, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Стрижицкая - Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие
Рейтинг:
Название:
Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-288-05684-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие"

Описание и краткое содержание "Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебно-методическое пособие содержит общую характеристику процессов старения, периодизацию и основные закономерности периода геронтогенеза. В пособии представлены теоретические подходы к пониманию процессов старения, рассматриваются биологические и психологические концепции старения, приводятся примеры типологий личности в период геронтогенеза. Отражены современные данные об особенностях старения различных психических процессов, представлено современное понимание феномена мудрости.

Процесс старения рассматривается в психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, личностной и социальной сферах. Представлены классические, а также современные подходы к пониманию процессов старения. Кратко рассматриваются некоторые наиболее распространенные нарушения, связанные со старением.

Пособие предназначено для студентов специализации 030401 «Клиническая психология» по профилю «Клиническая психодиагностика, консультирование и психотерапия», а также для всех специалистов, интересующихся проблемами психологии старения.






Таким образом, данная модель предлагает рассматривать процесс старения как приспособление к изменившейся ситуации, что отвергает идею о том, что период поздней взрослости не является исключительно периодом потерь. Недостатком данной концепции, на наш взгляд, является также то, что она игнорирует наличие новообразований в данный период и проецирует модели взрослого человека на человека пожилого.

Следующая модель, модель совладания, была предложена учеными J. Brandtstaedter, D. Ventura и W. Greve (1993). В ее основу были положены процессы ассимиляции и аккомодации. Идея данной модели заключалась в том, что для сохранения личностной идентичности и позитивной самооценки в период поздней взрослости необходимо переоценить приоритеты и поставить перед собой более достижимые цели. Эта модель имеет в своей основе положения, схожие с положениями предыдущей модели. Основным ее недостатком можно считать то, что она предлагает человеку развиваться не за счет личностного ресурса, а за счет занижения требований к себе и тем самым за счет психологического признания своей некомпетентности как личности.

Кроме приведенных выше, можно выделить несколько моделей успешного старения. Среди основных выступает модель селективной оптимизации и компенсации П. Балтеса (1993). Эта модель включает в себя три интерактивных элемента. Первый элемент – селективность – подразумевает спад во всех основных сферах, хотя может также включать в себя новые или переструктурированные сферы и жизненные цели. Второй элемент – оптимизация – заключается в том, что люди склонны участвовать в таких типах деятельности, которые укрепляют их основные ресурсы и улучшают качество жизни. И, наконец, третий элемент – компенсация – включается тогда, когда отдельные поведенческие возможности утрачены или ограничены. Данный подход подчеркивает пластичность человека и разнообразие используемых стратегий.

С позиций перспективы жизненного пути динамика изменений в период поздней взрослости может быть описана как время приобретений и потерь [Baltes, 1987; Eichorn et al., 1981]. В этом случае успешное развитие должно включать в себя процесс выбора в равной мере, как и адаптационные стратегии для оптимизации результата. Зачастую компенсационные механизмы не вступают в действие в период поздней взрослости, если в этом нет актуальной необходимости. В большей мере компенсации в период поздней взрослости, происходящие при физических ограничениях или хронических заболеваниях, вынуждают человека искать ресурсы для компенсации такого рода потерь.

Таким образом, данная модель, с одной стороны, учитывает биологические процессы инволюционного характера, с другой – делает акцент также и на ресурсных возможностях данного периода.

Другую модель представляет собой социоэмоциональная селективная теория [ССТ; Carstensen, Isaakovitz, 1995]. Согласно этой теории, изменения в частных социоэмоциональных целях, отчасти за счет эмоциональной регуляции, приводят к изменениям в силе социальных мотивов, которые в свою очередь реорганизуют паттерны социального взаимодействия [Carstensen, 1995; Carstensen, Charles, 1998]. Таким образом, когда человек стареет, потребность в поиске информации и в сохранении Я-концепции ограничивается; соответственно течение времени и увеличение числа ограничений и оставшегося времени становится побуждающей силой для поиска социальных контактов с большим потенциалом эмоциональной поддержки.

Следовательно, данная теория рассматривает старение как период формирования новых паттернов поведения, для которых характерен анализ ситуации с позиций ее качественных характеристик.

Отдельное направление исследований ставит акцент на когнитивном аспекте теорий старения [Kuypers, Bengtson, 1973; Rodin, Langer, 1980; Levy, 1996]. Согласно этим теориям, люди склонны постепенно включать стереотипные представления о пожилом человеке в систему представлений о себе – эффект ассимиляции.

Социоэмоциональная селективная теория вкупе с моделью селективной оптимизации и компенсации раскрывают различные стороны развития, не противореча друг другу. Рассматриваемые вместе, они представляют собой позитивный взгляд на старение, в противоположность более пессимистичным теориям.

Сравнительно новой и актуальной парадигмой развития в период поздней взрослости и в пожилом возрасте является теория геротрансцендентности (gerotranscendence) [Tornstam, 1994], представляющая старение как своеобразный уникальный период, принципиально отличающийся от периода взрослости.

В рамках данного подхода геротрансцендентность рассматривается как финальная стадия в естественном процессе перехода к зрелости и мудрости – стадия, предполагающая создание реальности иной, нежели была в средней взрослости, которую геронтологи и профессионалы зачастую проецируют на пожилой возраст.

Теория геротрансцендентности исходит из того, что в течение жизни уровень трансцендентности возрастает.

Характеристики геротрансцендентности рассматриваются этой теорией на трех уровнях: на космическом, или философском; на уровне Я; на уровне социальных и личных отношений.

На каждом из этих уровней наблюдаются определенные изменения.

На космическом, или философском, уровне:

• изменение описания таких категорий, как время и пространство;

• усиление ощущения связи с прошлыми поколениями;

• формирование нового понимания жизни и смерти, включая исчезновение страха смерти;

• принятие загадочности как одной из составляющих жизни.

На уровне Я:

• конфронтация Я;

• поиск и конфронтация скрытых аспектов Я, как хороших, так и плохих;

• снижение эгоцентрированности;

• развитие телесной трансцендентности;

• забота о теле, не переходящая в навязчивую идею;

• целостность Эго.

На уровне социальных и личных отношений:

• изменение значения взаимоотношений;

• более выборочный характер отношений;

• меньшая заинтересованность в поверхностных отношениях;

• новое понимание различий между Я и социальной ролью;

• современный аскетизм;

• понимание бренности богатства и свобода от аскетизма;

• трансцендентность по отношению к дуализму «хорошее – плохое»;

• понимание того, как трудно развести хорошее и плохое;

• попытка воздерживаться от оценочных суждений и советов.

Сегодня теория геротрансцендентности, пожалуй, наиболее полно раскрывает особенности дивергентного типа старения, сочетая в себе различные уровни изменений, возникающих в период геронто генеза.

Типология старения

Период старения – это период наибольшей вариативности развития. В силу биологических, психологических и социальных факторов пожилые, старые люди и долгожители исключительно индивидуальны. Тем не менее исследователи полагают, что существуют некоторые общие принципы или пути развития в период старения. В литературе их иногда еще называют стратегиями. Принято считать, что пути развития в период старения человек выбирает в период поздней взрослости. Остается открытым вопрос о том, в силу каких причин происходит тот или иной выбор и возможно ли прерывание выбранной траектории и изменение пути развития.

Мы рассмотрим некоторые типологии старения, не забывая о том, что любая типология или концепция лишь отчасти описывает объективную реальность, и если мы делаем попытку понять все многообразие проявлений старения, то наиболее конструктивный для нас путь – это комплексный подход к типологиям.

В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков:

1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;

2) старик экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями (взросление молодежи, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т. п.);

3) интровертный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения (отсутствие интереса к новому, погружение в воспоминания о прошлом, малоподвижность, стремление к покою и т. п.).

И. С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости.

Первый тип – активная творческая старость, когда человек, уходя на заслуженный отдых, продолжает активно участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи, живет полнокровной жизнью, не чувствуя в себе какой-либо ущербности.

Второй тип – пенсионеры занимаются тем, на что раньше у них не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т. п. Для второго типа старых людей, так же как и для первого, характерна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие"

Книги похожие на "Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Стрижицкая

Ольга Стрижицкая - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Стрижицкая - Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.