» » » » Олег Холодков - Нижний Ломов. Начало истории


Авторские права

Олег Холодков - Нижний Ломов. Начало истории

Здесь можно купить и скачать "Олег Холодков - Нижний Ломов. Начало истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Нижний Ломов. Начало истории
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нижний Ломов. Начало истории"

Описание и краткое содержание "Нижний Ломов. Начало истории" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказана история г. Нижнего Ломова, с начала его становления 1636 г. и заканчивая 1717 г., когда был совершен последний грабительский набег степняков на город.






И вот этот год настал. К тому времени ногайские татары объединились с крымскими. Опасность для Московской Руси усилилась, и в Москве решили спешно укреплять свои восточные «украйны». В 30-х годах XVII века было построено 30 городов, в том числе начали строить Нижний и Верхний города на реке Ломов.

В начале XVII века Нижнеломовский уезд представлял собой следующее географическое образование: на севере и северо-востоке уезд граничил с Алатырским уездом, на востоке он доходил аж до реки Суры и сегодняшней Пензы. На юге же он граничил с Саратовским, а на западе с Верхнеломовским и Кадомским (город Кадом ныне находится в республике Мордовия). Также Нижнеломовский уезд делился на четыре стана: Азясский, Никольский, Мокшанский и Завальный.


Царь Михаил Фёдорович Романов Величайшим повелением тогда указал:

«Для защищения святых божьих церквей, целости и покоя христианского от басурманских татарских безвестных приходов на поле построити черту: от реки Цны к реке Дону до Воронежа на 371 верст, а от Воронежа вверх по реке Вороне к Козлову и Тамбову на 205 вёрст, а от Тамбова до реки Волги на 374 версты, всего 965 вёрст. А по черте построити города, а промеж городов по полям земляной вал. Рвы, остроги и надолбы, а в лесах засеки и всякие крепости, чтобы на Его Государевой Украйне теми местами приходу (татар) не было».

Оборонительный вал начали строить чуть позже, а в лето 7144 заложили деревянную крепость – знаменитый в прошлом Ломовский кремль. Да, именно кремль, и именно – лета 7144. Здесь, я думаю, нужно сделать небольшое отступление и дать пояснение по поводу даты и некоторых названий.


Дело в том, что, до 1700 года на Руси было совсем другое летоисчисление. Счет календаря вели не от Рождества Христова (кроме церкви, конечно), а от Сотворения Мира. Новый год начинался на Руси в день весеннего равноденствия, 21—22 марта. Позже – 1 сентября, а после 1700 года – 1 января, что приходилось по Юлианскому календарю на церковный праздник 14 января «Обрезание Господне».

22 марта в народе новый год или новолетие отмечалось встречей жаворонков. С песнями и закличками наши предки выходили на улицы и таким образом встречали долгожданную весну и древний русский новый год или, правильнее сказать, НОВОЛЕТИЕ.

Многие из нас ещё помнят этот народный праздник, во время которого наши бабушки в русской печке пекли вкусных птичек-жаворонков из теста и угощали ими детей. Кстати, у мусульман старый – древний новый год празднуется до сих пор и тоже именно 21—22 марта, называется он «НАВРУЗ».

В неделе было не семь дней, а девять, после пятницы (пятого дня недели) шла не еврейская суббота, а шестица. Воскресение – день, внедрённый в календарь христианством, – назывался седьмицей. Далее – восьмой (осьмица), и девятый день назывался неделя (в смысле, «ничего не делать»: в этот день не работали). Ну а после дня, который назывался неделей, естественно, шёл день после недели – понедельник. Об этом даже в известной сказке Ершова «Конек-горбунок» говорится:

«И на первую седьмицу он поехал в град-столицу, вот осьмица (восьмой день) уж прошла и неделя подошла».


Церковь и религиозное общество того времени также были другими, и христианская религия имела разные названия. В разные времена у нас была Правоверная церковь, греко-русская вера и иудо-христианство. Не нужно забывать о том, что христианство вышло и образовалось как небольшая секта именно из иудейства и первоначально называлось «Войско Христово». И только после 1654 года, при церковном реформаторе патриархе Никоне (кстати, патриарх Никон – выходец из мордовской деревни Вольдеманово, равно как и его «визави», ревнитель старообрядчества протопоп Аввакум; обоих можно смело назвать нашими земляками так как территория, на которой они проживали, принадлежала Пензенской губернии), стало появляться устойчивое название христианской религии – православие.

Первая Ломовская церковь во имя Михаила Архистратига (Архангельская) была построена в 1624 году. И была она не православной, а правоверной старообрядческой, как и вся христианская религия Руси того времени. Спустя тридцать лет, в 1654 году, свершился церковный раскол, и русская церковь поделилась на православных и старообрядцев. Так как это касается истории нашего края, наших предков и православной религии, то остановимся на этом чуть подробнее.

Старообрядчество в Ломовском крае

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ 1654 года


Первая двупрестольная Архангельская церковь в Нижнем Ломове и Казанский мужской монастырь, как мы теперь знаем, первоначально были старообрядческими, впрочем, как и все церкви России начала XVII века. Сама же христианская религия за всю свою историю «раскалывалась» несколько раз. Первым раскольником стал некий Арий ещё в I веке, в самом начале становления христианства; первое раскольничество так и называлось «арианство», по имени своего основателя и первого еретика. Самый большой раскол христианства произошел в 1054 году, когда церковь разделилась на западную и восточную. Западная церковь находилась в древнем Риме и была католической, возглавляемой римским папой, восточная же находилась в Византии в Константинополе или, как его называли наши предки, – Царьграде. Руководил восточной церковью митрополит. Многие читатели, наверное, знают, что именно от Византийской церкви Русь получила крещение в древнем Киеве и Херсонесе в Крыму, крестил Русь великий князь Владимир Святославович (Креститель), потомок знаменитого Рюрика, сын Святослава (Храброго) и внук княгини Ольги (первой русской христианки).


Церковный реформатор патриарх Никон – уроженец мордовского села Вольдеманово


Глава старообрядчества протопоп Аввакум – уроженец села Григорово.


Само крещение Руси остаётся до сих пор загадкой: как и почему князь Владимир, закоренелый язычник, почитающий древних русских богов, имевший 14 жён и наложниц, любивший вино и веселье, выбрал христианство – не совсем понятно до сих пор. Крещение подробно описано, например, в древней книге под названием «Летопись временных лет», на которую и ссылаются многие историки, но не нужно забывать, что эту летопись писал киевский монах Нестор, писал он её с высоты своего христианского мировоззрения, и всё, что было до христианства, для него, понятное дело, было поганым язычеством. Тем не менее, именно первые русские новгородские и позже киевские князья не давали покоя той самой Византии, от которой позже и получили крещение.

Русы постоянно грабили и обкладывали данью богатый Царьград, он же Константинополь, и если сама могущественная Византия как огня боялась русских дружин, то о каком тёмном дохристианском прошлом можно говорить? Просто о том времени мы очень мало знаем, а христианские монахи описывать дохристианское время особо не утруждались. Например, только один знаменитый князь Олег, прозванный «Вещим» (о котором писал великий поэт А. С. Пушкин), брал Константинополь несколько раз и в знак победы над великим римским городом прибил свой щит к его воротам. Эту историю, наверное, слышали многие.

Вещий Олег также был и первым Киевским князем из окружения Рюрика. Из Великого Новгорода со своей дружиной он приплыл в Киев, убил правивших тогда в Киеве самозванцев Аскольда и Дира, и позже на престоле Киева восседал уже сын Рюрика Великий князь Игорь. Так что как бы ни спорили с нами наши соседи украинцы, говоря, что Русь пошла с Киева, пошла она всё-таки с Великого Новгорода, Изборска и Старой Ладоги (недаром при въезде в Великий Новгород висит огромный плакат, на котором написано: «Великий НовгородРодина России»). Все великие князья, как киевские, так и московские, были потомками новгородского князя Рюрика.

Самым ярким князем-воином был сын Игоря и Ольги, внук Рюрика – Святослав, прозванный Храбрым. Именно этот князь разгромил огромное войско хазар и их иудейское государство, и не сделай он этого, неизвестно, какова была бы судьба Руси и её христианской религии: недаром князю Святославу в городе Белгороде поставили замечательный памятник, созданный великим скульптором Вячеславом Клыковым.


Последним из династии Рюриковичей был сын Ивана Грозного Фёдор, который был болезненным и бездетным; на нём и пресеклась эта Великая династия.

Из краткого экскурса в далёкую древность вернемся к менее далёкому XVII веку. До 1654 года христианство на Руси и церковь назывались всё-таки не православными, а правоверными (это отражено во многих старых документах), а официальное название православной церкви звучит следующим образом: Автокефальная Ортодоксальная Христианская церковь Византийского толка, сегодня – Русская Православная Церковь (РПЦ).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нижний Ломов. Начало истории"

Книги похожие на "Нижний Ломов. Начало истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Холодков

Олег Холодков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Холодков - Нижний Ломов. Начало истории"

Отзывы читателей о книге "Нижний Ломов. Начало истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.