» » » » Олег Холодков - Нижний Ломов. Начало истории


Авторские права

Олег Холодков - Нижний Ломов. Начало истории

Здесь можно купить и скачать "Олег Холодков - Нижний Ломов. Начало истории" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Нижний Ломов. Начало истории
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нижний Ломов. Начало истории"

Описание и краткое содержание "Нижний Ломов. Начало истории" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказана история г. Нижнего Ломова, с начала его становления 1636 г. и заканчивая 1717 г., когда был совершен последний грабительский набег степняков на город.






Отправной точкой в Богослужебной реформе, ставшей также причиной раскола церкви, стала дата 9 февраля 1651 года. После одного из церковных соборов царём Алексеем Михайловичем было объявлено о введении «единогласия» в богослужении вместо «многогласия» по всем церквям: было отдано распоряжение «петь в один голос и неспешно». После этого царь, в обход утверждения соборного постановления 1649 года о допустимости «многогласия», поддерживаемого Московским патриархом Иосифом, сделал аналогичное обращение к Константинопольскому патриарху, который также дал добро на «единогласие» в церквях. Помимо царя и Константинопольского патриарха, реформу о пении поддержали царский духовник Стефан Вонифатьев и постельничий Фёдор Михайлович Ртищев. Во многом именно они переубедили царя Алексея Михайловича перейти к «единогласию».

В 1654 году, когда начались церковные реформы, проводимые патриархом Никоном, Нижнему Ломову уже было почти 20 лет. Жители не особо восторженно приняли новые церковные реформы, многие восприняли их просто враждебно: люди, веками жившие в старом обряде, не могли смириться с новым мордовским патриархом, они не хотели поклоняться новым иконам, а хотели чтить свои старые, хотели креститься двумя перстами, а не тремя, зажавши их в щепоть (за что поборников нового православия прозвали «щепотниками», обвиняя последних в том, что они зажимают в щепоть самого чёрта). На этих многочисленных противоречиях и возник раскол русской церкви.

Стремление патриарха Никона к унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам вызвало сильнейший протест сторонников старых обрядов и традиций. Спустя несколько лет после перехода к «единогласию», в 1656 году, на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Ещё через год собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды.

Но церковные реформы принял сам царь Алексей Михайлович Романов, чем и определил официальный статус новой церкви. На старообрядцев начались многочисленные жестокие гонения под предводительством нового патриарха Никона. На стороне приверженцев старого обряда стоял протопоп Аввакум. Преследовали старообрядцев и в наших краях, в том числе и в Нижнем и Верхнем Ломовах.

Порицались браки старообрядцев с православными. Множество судебных дел по этому поводу хранится в архивах, в частности, в Пензенском ГАПО. Ситуация походила на перетягивание каната: православные пытались «затянуть» к себе как можно больше старообрядцев, последние же хотели, чтобы все вернулись к прежнему обряду. Попавших в опалу старообрядцев с согласия новых церковных властей сжигали целыми семьями в скитах и в старообрядческих церквях, что продолжалось вплоть до революции 1917 года. Советская власть, уничтожив религию как таковую, примирила давних врагов и навязала уже свою собственную, советскую религию.

В нашей местности старообрядцев называли кулугурами. Они до сих пор живут на пензенской земле. Центром пензенского старообрядчества считалось село Поим, где и по сей день есть старообрядческие молельные дома.

После никоновских реформ стали исчезать и впоследствии практически исчезли совсем (их не было вплоть до советского периода) исконно русские (славянские) имена. Родившихся младенцев священники при крещении нарекали именами строго по церковным святцам, а родителям ничего не оставалось, как смириться с этим, ведь назови своего ребёнка другим, нехристианским именем – и его просто не будут крестить. По этому поводу даже есть четверостишие:

«Был на Руси такой обычай: несли младенца в церковь там, во святцы толстым пальцем тыча, поп имена давал по дням. Коль ты родился в день Ефима, то назван именем таким, а коли в день Иеронима, то хошь не хошь, а Ероним».

В итоге, в те далекие времена практически было не встретить, в особенности среди крестьян, людей с такими именами, как Игорь, Олег, Вадим, Богдан, Борис, Светлана, Людмила, Любовь, Надежда, Вера и так далее, и это уже другая отдельная тема…


Но вернёмся к нашему городу.

Нижнеломовский кремль

Схема кремля-крепости. 1. Восточная проезжая башня. 2. Угловые башни. 3. Оружейный склад. 4. Северная проезжая башня с караулкой. 5. Западная стена и аблам. 6. Внешняя сторона стены. 7. Дом воеводы. 8. Церковь внутри крепости. 8. Башня-Раскат


Лета 7144 от сотворения мира или в 1636 году (по другим данным – в 1635 г.) от Рождества Христова был издан указ царя Михаила Фёдоровича о строительстве крепости Ломово. Начали строиться практически в одно и то же время два города-крепости: Верхний Ломов и Нижний Ломов.

До нас дошли свидетельства ломовского летописца – он же первый училищный смотритель Поликарп Васильевич Орлов, – который, ссылаясь на писцовые и переписные книги, писал, что в документах упоминается и «Строельная» книга города, где четко говорилось:


«города сии переписаны были из древних сторожевых сел, что доказывается самими грамотами московских царей, где при пересылке туда вещей писалось первым воеводам и путному ключнику, дескать, посылается к тебе от нас с Москвы на Ломово».


Отсюда можно ещё раз сделать вывод, что наш город Ломово (позже – Нижний Ломов), впрочем, как и Верхний город, существовал как поселение задолго до 1636 года.

По поручению царя Михаила Фёдоровича на постройку нового города-крепости и его фортификационных укреплений был послан путный ключник Фёдор Малово, он же был и первым воеводой Нижнего Ломова. В его обязанности входило решать разные «государевы дела» и делать для государевой казны различные прибыли. Также воевода решал военные, гражданские, судебные дела и иногда выполнял даже церковные обязанности. В распоряжение воеводы шли разные пошлины, поступающие в городскую казну от всевозможных дел, хотя сам воевода жалованье не получал, а кормился за счёт горожан, которые были обязаны преподносить воеводе разные подати в виде продуктов, вещей, денег и т. д.


В 1637 году воевода и основатель города Нижнего Ломова Фёдор Малово достроил город-крепость, сдал его под начало следующему воеводе и по указу царя был отправлен к новому месту службы. Вторым воеводой Нижнего Ломова после Фёдора Малово стал стряпчий сытного дворца Непытай Сущёв.


Кем-же был основатель Нижнего Ломова, путный ключник Фёдор Малово? Сама фамилия Фёдора. оканчивающаяся на букву О, наводит наверное многих на мысль, что он выходец с Украины. Но в 17 веке никакой украины, как страны или республики не было. Практически вся территория сегодняшней Украины (уже как страны) в то время была подконтрольна русскому царю. Это была окраина Южной Руси (украйна). Народы проживающие на этой территории были фактически одним народом и многое в них пересекалось, в культуре, обычаях, а также в фамилиях и многом другом. Фамилии оканчивающиеся на букву О, были абсолютно русскими. Кроме фамилии Малово у нас фигурировали такие фамилии как Хитрово – (воевода В-Ломова), Дурново – эти фамилии существуют по сей день. Основатель Нижнего Ломова – Фёдор Малово упоминается ещё в 1615 году, в отписке калужского воеводы, князя Дмитрия Ивановича Долгорукого и Т. И. Агеева, которые доносили в Разрядный приказ о действиях войск А. Лисовского и войск Дмитрия Пожарского, о мерах борьбы с беглецами со службы. Именно в это время приехал посыльной от царя и привёз царскую грамоту Калужскому воеводе, о противодействию в основном литовским людям. Этим посыльным был наш ключник Фёдор. Только в документах 1615 года он значился ни как путный ключник, а как чарошник.2 По видимому предки Фёдора Малово были обувщиками, а путным ключником он стал позже, где-то 1630-х. Но при постройке города Нижнего Ломова, он уже значился, как ключник и здесь нужно дать пояснение, кто были эти самые ключники.3


В доме боярина (в нашем случае самого царя) XVI – XVII вв. Ключник – главный распорядитель, иногда значивший у господина больше, чем жена и родня, жившая во дворе; он заведовал клетями и всеми строениями, держал ключи, словом ведал все домоуправление. Жене Ключника обыкновенно поручалось управление женской прислугой, если господин не доверял своей жене. Ключники были княжие, владычные, боярские и царские. В. Р-в. Ключник степенный (Состоящий в должности, не отставной) при дворе московских царей имел в своем ведении столовые припасы, напитки и прислугу. Отставному ключнику (старому то есть бывшему в должности) давалось жалованье, оклад или поместье. Ключник путевой – лицо, исправлявшее ту же должность во время путешествия государя. Так, что наш основатель города Фёдор, был не мелкой «сошкой», а имел по тем временам очень большой чин.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нижний Ломов. Начало истории"

Книги похожие на "Нижний Ломов. Начало истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Холодков

Олег Холодков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Холодков - Нижний Ломов. Начало истории"

Отзывы читателей о книге "Нижний Ломов. Начало истории", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.