» » » Вероника Ганчурина - Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть


Авторские права

Вероника Ганчурина - Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть

Здесь можно купить и скачать "Вероника Ганчурина - Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Изобразительное искусство и фотография, издательство Литагент 5 редакция, год 2019. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вероника Ганчурина - Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть
Рейтинг:
Название:
Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть
Издательство:
неизвестно
Год:
2019
ISBN:
978-5-04-103203-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть"

Описание и краткое содержание "Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть" читать бесплатно онлайн.



Понятие «искусство» очень широко. От нарисованных безвестным первобытным мастером животных на стене пещеры до умопомрачительных фантазий Сальвадора Дали, от декора средневековых соборов до современных абстрактных скульптур и авангардных театральных постановок… Эта книга призвана рассказать простым языком о таком масштабном явлении как искусство, восполнить возможные пробелы в знаниях, помочь разобраться в многочисленных стилях, направлениях, шедеврах и техниках и побудить читателя на более глубокое изучение предмета.





«Нарышкинское барокко»

Он появился как следствие борьбы между догматическими церковными и светскими тенденциями в культуре.

Другое название этого нового стиля – «московское барокко». Большинство храмов в этом стиле было построено именно в Москве по заказу бояр Нарышкиных. В отличие от западной традиции, этим зданиям не свойственна тяжеловесность и помпезность фасадов – в европейском барокко они буквально перегружены декоративными элементами, лепниной и скульптурой. Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что в конце XVII века в Российском государстве никакого барокко еще не было, а лишь случилась перемена вкусов, новых технических приемов.


Храм Покрова в Филях, фото конца XIX века


«Нарышкинское барокко» наглядно представляют церкви в подмосковных усадьбах. Благодаря тому, что башни служили также колокольнями, возникло и другое название подобного рода церквей – «церкви иже под колоколы». Наиболее ярким образцом «московского барокко» является церковь Покрова в Филях (1693–1695), усадебный храм Л. К. Нарышкина, ажурный силуэт которого не похож на прежние тяжеловесные храмы.

ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ НАРЫШКИНЫ?

Знатным и влиятельным род Нарышкиных не был. Его возвышение приходится только на вторую половину XVII века, когда царь Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Именно она стала матерью Петра I. Даже боярский сан ближайшие родственники царицы получили только после этого брака, ранее род был мелкопоместным дворянским. Зато свой новый статус Нарышкины использовали в полной мере не случайно их фамилия увековечена в названии архитектурного стиля

В изобразительном искусстве также идет процесс «облегчения» форм – от церковного к светскому. На рубеже XVI–XVII веков в русской живописи существуют два художественных направления.

Первое – так называемая годуновская школа, названная так потому, что большинство произведений было создано по заказу Бориса Годунова. Художники этого направления стремились следовать монументальным образам Рублёва и Дионисия, но при этом не могли создать что-то принципиально новое.

Второе направление – строгановская школа, и здесь заказчиком часто выступали представители фамилии Строгановых. Лучшие мастера этой школы: Прокопий Чирин, Федор и Истома Савины.

Строгановская икона небольшая по размеру. Это не столько моленный образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства. Ее отличительные черты – детализация, изощренность рисунка, множество украшений и декора, обилие золота и серебра.

Типичное произведение строгановской школы – икона Прокопия Чирина «Никита-воин» (1593). Фигура персонажа иконы хрупка, лишена мужественности, ноги и руки нарочито слабы, наряд подчеркнуто изыскан. Иконы строгановской школы считаются образцом высокого профессионализма, артистичности, изощренности языка, но при этом свидетельствуют о постепенном умирании монументального образа.

Живопись после раскола

Если Стоглавый собор в XVI веке установил ряд жестких правил того, как должна выглядеть каноническая православная икона, то раскол церкви в XVII веке ознаменовал перелом, означающий разрыв с традицией. Этот общий процесс, который происходил в культурной жизни и в мире искусства, историки называют секуляризацией.

Говоря самым простым языком, секуляризация (лат. saecularis «светский, мирской») – это тенденция, при которой религия перестает играть доминирующую роль в общественной жизни. Государство развивается в сторону светского, а культурная жизнь становится независимой, свободной.

ПОРТРЕТНОЕ СХОДСТВО

Брат царицы Лев Кириллович Нарышкин, на чьи средства был построен храм Покрова в Филях, заказал выполнение убранства храма Карпу Ивановичу Золотареву, именитому художнику-иконописцу и резчику по дереву, которому довелось не только работать в золотописной мастерской Посольского приказа, но и возглавлять ее. Есть предположение, что написанному на вратах жертвенника лику архидиакона Стефана художник намеренно придал черты лица племянника заказчика – Петра I

Секуляризация в русской иконописи связана с именем иконописца, графика, теоретика искусства Симона Ушакова (1626–1686). В начале своей профессиональной карьеры он делал рисунки для предметов церковной и дворцовой утвари, расписывал знамена, чертил карты и так далее. Его заказчиками были двор, церкви и частные лица. Затем он получил работу в Оружейной палате и там образовал школу иконописцев, благодаря покровительству тогдашнего царя Алексея Михайловича. Все это позволило Ушакову стать во главе движения, которое провозгласило новаторский путь в иконописи.

КУПЕЧЕСКИЙ ПОДХОД

Купцы-солепромышленники Строгановы выступали не только в качестве заказчиков икон, но и в качестве, выражаясь современным языком, модернизаторов: именно они решили разделить труд между иконописцами, ввести специализации – «личник», «доличник», мастер «палатного письма» и так далее

Ушаков изложил свои прогрессивные взгляды в трактате «Слово к люботщательному иконного писания» (1667). Икона понималась им в первую очередь как художественное произведение, в котором важное значение имела эстетическая сторона. Также Ушаков стремился к новой реалистичности в своих изображениях, старался приблизить духовную живопись к жизни.

Оппонентом Ушакова был протопоп Аввакум, основное действующее лицо раскола, который утверждал, что икона – предмет культа, все в ней условно и священно, а потому икона не может использовать как образец лица простых смертных.

Произведения Ушакова «Спас Нерукотворный» и «Троица» хорошо иллюстрируют суть его новаторства. Лица на иконах обладают естественным, телесным цветом, черты их анатомически правильные, в работах использована прямая перспектива. (Напомним, что перспектива в живописи – заслуга итальянского Возрождения; прежде в культовой живописи этот принцип не использовался.)

При всей схожести с рублёвской «Троица» Ушакова (1671) не имеет уже ничего с ней общего в главном – в ней нет одухотворенности образов. Ангелы здесь – вполне земные существа, а стол с чашей превратился в настоящий натюрморт.

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ

Симон Ушаков довольно быстро стал известен как лучший московский иконописец, но изначально, придя в возрасте 22 лет в царские мастерские Серебряной палаты при Оружейном приказе, он был поставлен «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, расписывать знамена, придумывать узоры для рукоделий. Это оказалось хорошей школой для талантливого человека

Помимо икон, Ушаков писал парсуны царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, а также использовал свои навыки при создании гравюры генеалогического древа русских царей – следуя традициям западной иконографии. Считается, что именно Ушаков был первым, кто изобразил иконографическое древо русских царей.

Ближе к реальности?

Что же такое парсуна? Еще один огромный шаг в сторону эмансипации искусства от влияния церкви. Парсуна – старое название портрета (от искаженного слова «персона», латинское persona, «личность»). В парсуне портретное сходство передается еще пока довольно условно, часто используются атрибуты и подпись. На парсунах изображали царей, князей, военачальников, церковных иерархов.

Одной из хрестоматийных парсун является работа неизвестного автора «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» (начало XVII века, хранится в Третьяковской галерее в Москве). Первые парсуны по техническим приемам, стилю и материалу живописи мало чем отличались от икон и выполнялись на иконной доске. Часто вокруг головы изображаемого человека рисовали своеобразный нимб – что также было очевидным отголоском иконописной традиции. По мнению искусствоведов, парсунная живопись окончательно превратилась в европейский живописный портрет только в середине XVII века.

Парсуны по технике изготовления делятся на две группы:

• написанные на деревянной основе

и на светлых грунтах;

• написанные на холсте и на темных грунтах

В древнерусской графике этой поры много бытовых сцен и портретов. Например, в знаменитом Евангелии царя Федора Алексеевича 1678 года содержится 1200 миниатюр. Это фигуры рыбаков, крестьян, сельские пейзажи.

Распространение книгопечатания влечет за собой развитие искусства гравюры, сначала на дереве, а затем на металле. Например, Симон Ушаков участвовал в гравировании «Повести о Варлааме и Иоасафе» вместе с гравером Оружейной палаты А. Трухменским.

Глава IV

Теперь все будет иначе (XVIII век, начало)

Русская живопись так же существенно отличается от европейской, как и литература.

И. Н. Крамской

Правление Петра Великого ознаменовано глобальными трансформациями на всех уровнях жизни российского общества. Тот, кто построил город Санкт-Петербург, прорубил «окно в Европу» и принудил брить бороды, действительно инициировал своего рода «большой взрыв» в культуре государства Российского.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть"

Книги похожие на "Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вероника Ганчурина

Вероника Ганчурина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вероника Ганчурина - Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть"

Отзывы читателей о книге "Русское искусство. Для тех, кто хочет все успеть", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.