» » » Мария Кича - Мекка. Биография загадочного города


Авторские права

Мария Кича - Мекка. Биография загадочного города

Здесь можно купить и скачать "Мария Кича - Мекка. Биография загадочного города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент 5 редакция «БОМБОРА», год 2020. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Кича - Мекка. Биография загадочного города
Рейтинг:
Название:
Мекка. Биография загадочного города
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2020
ISBN:
978-5-04-104936-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мекка. Биография загадочного города"

Описание и краткое содержание "Мекка. Биография загадочного города" читать бесплатно онлайн.



Впервые на русском языке многовековая история загадочного священного города – Мекки. Мекка – запретный город для немусульман, место, куда не попадет большинство людей, никогда и ни при каких обстоятельствах. Это город, о котором можно только прочитать. Книга содержит уникальный материал, впервые переведенный на русский язык (заметки путешественников, ученых, философов – как восточных, так и западных). Вы найдете в книге множество увлекательных бытовых подробностей (быт мекканцев, их распорядок дня, увлечения, занятия, времяпрепровождение, кухня, архитектура, источники дохода, войны и политика, отношения друг с другом и с окружающим миром). Этого не видят и не знают даже те, кто совершил паломничество в Мекку.





До сих пор все религиозные обязанности в Мекке распределены среди курайшитов. Бану Шейба из поколения в поколение служит в Каабе. Эта почетная миссия передается в роду от старшего к старшему. Потомки Абд аль Мутталиба обеспечивают паломников водой и едой. Такая приверженность традициям свидетельствует о том, что мусульмане верны своим клятвам и обещаниям, даже если эти клятвы и обещания были даны в эпоху джахилии.


Итак, Город Аллаха наконец-то принял расуля. Мухаммед родился в Мекке. Она была домом для его клана Бану Хашим. Кроме того, исламское вероучение сделало Мекку сердцем пророческой миссии Мухаммеда. Однако, к большому удивлению мекканцев, расуль отбыл в Медину через 15 дней после своего триумфального и мирного возвращения в родной город.


Мухаммед называл Медину своим жилищем в жизни и смерти. Он посетил Мекку еще раз только в 632 году, во время своего прощального (и единственного) хаджа. Пророк чувствовал близкую кончину и потому предпринял полноценное паломничество со всеми ритуалами.


Он омыл свое тело, обрил голову, обрезал ногти и облачился в специальную одежду из двух кусков простой бесшовной ткани белого цвета (ихрам). Ночевал в долинах Муздалифа и Мина. Бросал камни в 3 столба (джамарат). Принес в жертву Аллаху животных (курбан). Семь раз обошел Каабу (таваф). Совершил бег между Ac-Сафой и Аль-Марвой (сай). Стоял на горе Арафат с полудня до захода солнца (день Арафа). Потом он быстро вернулся в Муздалифу и молился там всю ночь (ифада). По окончании хаджа Мухаммед накрыл Каабу покрывалом (кисвой). Арабский богослов IX века Муслим ибн аль-Хаджадж (имам Муслим) сообщает слова Мухаммеда, адресованные мусульманам в 632 году: «Берите от меня ваши обряды (хаджа и умры), ибо я не знаю, быть может, я не совершу больше Хаджа после этого».

* * *

Ихрам – символическое состояние духовной и физической чистоты. Ихрам – образ покойника: мусульман хоронят без одежды, обернув в белые материи. В состоянии ихрама нужно контролировать мысли и дурные деяния. Запрещается охотиться, курить, употреблять алкоголь и наркотики, ссориться, сквернословить, вступать в интимные отношения. Мужчинам нельзя надевать носки, нижнее белье, закрытую обувь и головные уборы. Также им не дозволяется удалять волосы любым образом и в любой части тела, пользоваться благовониями и средствами гигиены с запахом. Женщины обязаны покрывать голову, но во время хаджа они могут носить повседневную мусульманскую одежду. Все остальные ограничения и предписания являются общими для представителей обоих полов.

* * *

Все указанные действия признаются ваджибом, т. е. обязательны для исламских паломников с VII века по наши дни. Каждое из них имеет определенный сакральный смысл. Так, ихрам означает особое состояние духовной чистоты. Джамарат символизирует побивание камнями шайтана. Стояние на горе Арафат считается предстоянием перед Аллахом. Ритуалы хаджа и умры представляют собой уникальное сочетание языческих и мусульманских традиций. Так, согласно преданию, древний обычай закрывать Каабу восходит к химьяритскому царю Асаду аль-Камилу. Однако Мухаммед придал старым ритуальным действиям новый религиозный смысл. В ходе своего прощального паломничества он заложил окончательные традиции совершения хаджа.

* * *

Во время хаджа расуль обратился к своим последователям со знаменитой проповедью (хутбой), разъясняющей основные положения ислама. Мусульмане образовали единую религиозную общину (умму) и нуждались в мудрых советах и наставлениях посланника Аллаха.


Расуль заявил об отмене кровной мести, ростовщичества и прочих установлений джахилии. Он наложил на членов уммы ряд пищевых запретов, категорически отверг употребление алкоголя, азартные игры и идолопоклонничество, Мухаммед коснулся всех важных вопросов – от провозглашения неприкосновенности человеческой жизни до отношений между полами и правил личной гигиены. Мусульмане называют эту хутбу манифестом прав человека в исламе. Ее ключевые мысли содержатся в коранической суре 5 «Аль-Маида» («Трапеза»), а также в многочисленных хадисах. По легенде, пророк закончил хутбу словами: «Я оставлю вам то, что не даст вам сбиться с пути, если станете вы крепко держаться этого, – Книгу Аллаха».


После окончания хаджа Мухаммед немедленно вернулся в Медину. Он скончался 8 июня 632 года. К моменту смерти пророк объединил под своей властью весь Аравийский полуостров, основал мировую религию и заложил основы исламской и арабской государственности.


Первый великий мусульманин был похоронен в Масджид ан-Набави под Зеленым куполом, известным как Купол Пророка. Теперь Медину называли Лучезарной. Она превратилась в политическую, культурную и интеллектуальную столицу формирующегося исламского государства – Арабского халифата. Мекка, напротив, оживала лишь во время паломничества. Мусульманская историография той эпохи забывает о Мекке и фокусируется исключительно на Медине. Но Город Аллаха хотел выйти за религиозные и земные границы хаджа. Он был устремлен гораздо выше – к царству божественной метафизики.

Глава 3

Дорога в рай

Сердца подобны котлам, и кипит то, что в них…

Яхья бин Муаз ибн Джагфар ар-Рази

* * *

Мекка всегда была Городом Бога – как в период джахилии, так и в исламскую эпоху. Но мир стремительно менялся. Ценности и приоритеты курайшитов были низвергнуты. Мекканцам потребовалось время, чтобы понять, какая удача на самом деле их постигла.


После принятия арабами ислама все традиционные центры силы в Аравии сместились. Однако Мекка не утратила свой священный статус. Присутствовать в Мекке означало пребывать с Аллахом. Но для того чтобы обладать земной властью, надо было находиться в Медине. Медина превратилась в политический центр исламского общества. Преследуя Мухаммеда и сахабов, мекканцы перечеркнули монотеистическую историю своего города и оборвали его связь с пророком Ибрахимом. Медина же вняла Мухаммеду и стала колыбелью уммы. Расуль избрал Медину столицей мусульманского государства, подтвердив отказ от старой родоплеменной системы. Фундаментом новой социальной системы являлась приверженность исламу.


Курайшитам пришлось смириться с поражением. Они утратили политическую автономию, материальную выгоду и привилегии, которыми обладали на протяжении веков. Мусульманские историки утверждают, что языческое прошлое Мекки исчезло раз и навсегда. Но это не так. Внешне город стал исламским. Однако мекканцы продолжали соблюдать древние обычаи. Племеные механизмы срабатывали по умолчанию. Хутба Мухаммеда мало повлияла на город.


После смерти расуля в 632 году власть перешла к его другу и сподвижнику Абу Бакру. Абу Бакр получил титул халифа, означавший «наместник пророка». Первый халиф и его преемники (Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб) решили донести послание Мухаммеда до всего мира. Началась эпоха Великих арабских завоеваний. Менее чем за 100 лет мусульмане захватили огромные территории в Азии, Африке и Европе. К началу VIII века азан звучал над Ближним Востоком, Средней Азией, Северо-Западной Индией, Северной Африкой, Кавказом, Испанией и Южной Италией. Под ударами арабов рухнули целые государства: Сасанидская империя, держава


Гассанидов, Королевство вестготов, Кавказская Албания, Хорезм, Согдиана и Синд, Халид ибн аль-Валид покрыл себя вечной славой непобедимого полководца. Арабы получили выход к Средиземному морю и дважды осаждали Константинополь (в 674–678 годы и 717–718 годы). Они отвоевали у Византии Египет, Сирию, Месопотамию, Крит, Мальту, Сицилию, Родос и Святую Землю, Осенью 732 года мусульманская армия стояла под Пуатье, недалеко от Парижа, По утверждению Эдварда Гиббона, если бы тогда Карл Мартелл не разбил арабов, в Оксфорде вместо Библии изучали бы Коран,


Что все это означало для Мекки?


Она опустела.


Энергичная и амбициозная молодежь покинула город. Сыны Мекки занимали административные и военные должности на землях необъятного халифата. Иногда они возвращались домой – наример, во время хаджа или по семейным обстоятельствам. Но эти люди сильно изменились. Мекканцы уже не были прежними гордыми язычниками. Многие из них осели на завоеванных территориях и женились на местных женщинах. Сегодня их потомки гордятся своей принадлежностью к древним мекканским кланам.


Те, кто остался в Городе Аллаха, заботились о паломниках и занимались организацией хаджа. Кааба требовала ремонта. В 638 году, когда Иерусалим сдался халифу Умару ибн аль-Хаттабу, на Мекку обрушился проливной дождь. Святилище затопило. Умар приказал снести дома возле


Каабы, возвести стену вокруг святилища и поставить на нее лампы для освещения. Он же начал строительство мечети около Дома, Храм располагался на священной территории, где издавна не допускалось кровопролитие и иное насилие. Поэтому мечеть получила название Аль-Харам – Запретная для любых грехов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мекка. Биография загадочного города"

Книги похожие на "Мекка. Биография загадочного города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Кича

Мария Кича - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Кича - Мекка. Биография загадочного города"

Отзывы читателей о книге "Мекка. Биография загадочного города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.