» » » Игорь Воронов - Записки детского невролога


Авторские права

Игорь Воронов - Записки детского невролога

Здесь можно купить и скачать "Игорь Воронов - Записки детского невролога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии, издательство Литагент АСТ, год 2020. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Воронов - Записки детского невролога
Рейтинг:
Название:
Записки детского невролога
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2020
ISBN:
978-5-17-119779-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Записки детского невролога"

Описание и краткое содержание "Записки детского невролога" читать бесплатно онлайн.



Игорь Воронов – детский невролог, кандидат медицинских наук. В своей книге «Записки детского невролога» автор делится историями, которые посвящены медицине, детям, пациентам и их недугам. Медицина – это не только радостные и благодарные пациенты, врачи в красивых халатах, работающие в симпатичном интерьере клиники, как часто показывают в фильмах. Медицина – это и слезы потери, отчаяния, боль, скупые улыбки в светлые моменты, тихий шепот сострадания и утешения… Откровенные и честные истории доктора Воронова иногда могут показаться наивными и веселыми, а иногда жесткими настолько, что аж захватывает дыхание… Но это все – отображение того, с чем приходится сталкиваться врачу в современном мире.





Рисунок 18


В середине рисунка – мама: она, подобно спруту, протянула ко всем свои руки. Справа внизу папа, справа вверху – девочка-пациентка. Они все (отец и старшая дочь) смотрят на мать, тянутся к ней – она в центре рисунка, она рулит. Папа, как наиболее согласный с мамой, тянет к ней три конечности! А вот мама смотрит на младшую дочку.

И теперь посмотрите на «девочку-конкурента», т. е. младшую сестру (вверху слева): она смотрит вверх и влево, ее руки тоже направлены вверх и влево.

Еще рисунок – как сказал знакомый врач, «с проволочными человечками» (рис. 19).

4-летнего мальчика привели на прием с жалобами на ревность к брату, которому недавно исполнилось пять месяцев.

Малыш по моей просьбе нарисовал свою семью. Слева направо: пятимесячный брат, сам мальчик, мама, папа. Пациент хочет чувствовать себя самым младшим, даже пятимесячного брата он нарисовал больше себя. Или, возможно, он хочет напомнить, что он тоже маленький, и ему нужны тепло, забота, больше тактильных ощущений (ласковые прикосновения и объятья).


Рисунок 19


А теперь попробуйте определить, что изображено на рисунке 20. Это… кролик с морковкой.


Рисунок 20


На приеме – 6-летняя девочка. Мама рассказывала про тики и навязчивые движения у ребенка. Я попросил малышку нарисовать свою семью. Вот такое красивое изображение появилось (рис. 21). Слева направо (причем девочка так и рисовала): папа, мама в короне – она королева, пациентка (сама девочка), ее младшая сестра. Забавная деталь. Посмотрите снова на рисунок. У папы и мамы на ногах есть обувь, а у детей нет. И действительно, маленькие дети дома в основном ходят без обуви и даже без тапочек. И даже летом в определенных местах на улице ребенок может ходить без обуви. Здесь обувь – признак взрослого человека. И этот рисунок понравился моей жене, и мне тоже.

Рисуночный тест, т. е. определение душевного, психологического состояния детей по рисунку, надо оценивать только в контексте, зная конкретную ситуацию и конкретного ребенка. Это не сонник, где написано, что рыба, например, снится к тому-то. Одна женщина, прочитав мои заметки о рисунках детей в сети и о чем они могут рассказать, спросила меня: а что означает большая гора – мол, ребенок постоянно ее рисует. Я не знаю. Нужно общаться с родителями, с ребенком, составить впечатление о семье и самом малыше, а уж потом оценивать его рисунки. Поэтому и в настоящем повествовании я немного рассказываю о ситуации вокруг детей.


Рисунок 21


Ко мне пришел 6-летний мальчик – для прохождения профилактического осмотра при оформлении в школу. Я попросил его нарисовать то, что он хочет. «Я нарисую фуру», – сказал маленький пациент. И он это сделал (рис. 22). Несомненно, у этого мальчика будут проблемы с чистописанием и русским языком.


Рисунок 22


А теперь попробуйте определить, что нарисовал 5-летний ребенок (рис. 23). Это – толстый медведь.


Рисунок 23


Приятно, что ряд моих знакомых, прочитав мои заметки о детских рисунках и их интерпретацию, стали мне говорить, что у них лежит много рисунков своих детей, и стали мне их предлагать. Я им признателен, однако мне нужна динамика, нужна конкретная сегодняшняя обстановка. И я всегда описываю ситуацию, а потом к ней прилагаю рисунок определенного ребенка в определенном случае.

На прием явилась девочка пяти лет, я наблюдаю ее с 10-месячного возраста: у нее левосторонний гемипарез (парез левой руки и ноги). Родители – медицинские работники, они активно и эффективно проводят реабилитацию, явлений пареза практически нет (движения руки и ноги почти не ограничены). Однако, несомненно, при детской гемиплегии формируется укорочение одной руки и ноги, что у нее и было.

Я попросил ребенка нарисовать ее семью (рис. 24). Слева направо: девочка, папа, мама, сестра. Удивительно – малышка нарисовала разную длину конечностей! Возможно, я преувеличиваю и выдаю желаемое за действительное, но посмотрите…


Рисунок 24


5-летний мальчик пришел на прием без особых жалоб со стороны матери, а я его просто, чтобы занять, попросил порисовать (рис. 25). Изображен дом, у него нет трубы с дымом (обычно трубу с дымом оценивают как очаг, уют), нет входа, нет ступенек или крылечка, есть дверь, но она закрыта, и в нее нельзя войти (что обычно означает замкнутость ребенка). Вверху тучи на темном небе, а по всему листу крупные овалы – это дождевые капли (рисунок был сделан в начале марта, когда еще лежал снег, и дождей не было).


Рисунок 25


Повторюсь еще раз: нельзя оценивать рисунок без конкретной ситуации. Без понимания картины в семье, без понимания обстановки вокруг ребенка, проблем самого ребенка и других обстоятельств.

Пришла мама с двумя сыновьями – точнее, она записалась на прием с младшим, которому было 14 месяцев. Дело в том, что у старшего сына, которому на тот момент было 4 года, подозревали синдром Аспергера[1], и женщина боялась, что подобные нарушения будут и у младшего ребенка. Малыш на момент осмотра не вызвал у меня подозрений. И мне было интересно пообщаться со старшим ребенком. В начале моих попыток общения он был насторожен и неохотно шел на контакт, но со временем мы нашли взаимопонимание, и он разговорился. Я спросил:

– А ты умеешь рисовать?

– Да, – ответил мальчик.

Я предложил ему нарисовать все, что он захочет. И вот на бумаге появилась машина (как сказал мальчик). У нее есть кабина с фарами, кузов и колеса (рис. 26). А потом я попросил его показать свой дом (рис. 27) – в нем не оказалось ни окон, ни дверей, ни крыльца для входа, ни тем более трубы с дымом. Совершенно обезличенный и закрытый дом, схематичный. Затем я попросил его нарисовать свою семью (рис. 28). Первым он изобразил себя (крайний слева), а рядом справа свою маму, и… прекратил рисовать.


Рисунок 26


Рисунок 27


Рисунок 28


Я спросил его:

– А кто еще есть в твоей семье?

– Папа, – ответил мальчик и изобразил его справа в первом ряду.

– А еще кто-то есть?

Он ответил, что есть брат, и изобразил его вверху (вдалеке и без рук). И обратите внимание: ни у одного из людей нет ушей. К тому же для его возраста все рисунки несколько примитивны и схематичны…


6-летний мальчик на приеме – для оформления в школу. Он был словоохотлив и рассказывал мне многое, в том числе поделился, как просит маму, чтобы она отвела его в музыкальную школу – учиться играть на флейте. Не слишком популярный инструмент, и я спросил его:

– А почему на флейте?

– Потому что флейта отпугивает демонов, – был ответ.

Я попросил его отобразить на бумаге эту тему (рис. 29). Справа нарисована флейта, чуть выше и левее – ноты, а слева – демон, который испаряется, как сказал мальчик, при звуках флейты. И он стал заштриховывать демона круговыми движениями.

– Ой! – воскликнет обыватель. – Да у него шизофрения…

Между тем, никакого психического нарушения у мальчика нет. Ведь, кроме этого рисунка, я с ним беседовал и составил психологический портрет ребенка. Я стал рассказывать маме о ребенке, и она со мной согласилась и – более того – сказала, что у папы такая же инфантильность… А у мальчика просто бурная фантазия.


Рисунок 29


У меня побывал на приеме мальчик семи лет с невротическими проявлениями, трудностями в школьном обучении. Я попросил его нарисовать животное, которого нет в природе. Он это сделал (рис. 30). Это тест на возможность ребенка противостоять внешним воздействиям, стрессоустойчивость, если хотите. Морда животного, напомнившего мне эскимоса, похожа на львиную, на спине шипы, как у динозавра, хвост кошачий, но его кончик как у скорпиона! По бокам зверя расположены крылья, и есть множество разнообразных лап.


Рисунок 30


Столько лет работаю, но не устаю удивляться тому, с чем сталкиваюсь.

В кабинет зашли: папа, бабушка и ребенок, которому через две недели исполнится шесть лет. Девочку толкали впереди себя родные, она дошла до стула, но отказалась сесть на него. В глазах плескался не просто страх, а ужас…

Основная жалоба была на то, что малышка не может контактировать с чужими взрослыми людьми.

– Недавно она проходила комиссию, и не ответила ни на один вопрос, замкнулась, – заявила бабушка.

Я стал разговаривать с девочкой, она напряженно молчала, крутила пуговицы и шнурки на одежде, и от напряжения у нее даже появилась дрожь в руках, а потом покраснело лицо. Я посадил рядом с собой бабушку, а девочка осталась в стороне с папой, причем она так и не села, а продолжала настороженно стоять. Я принялся расспрашивать бабушку, и мы в большей степени с ней общались жестикуляцией и мимикой, чтобы девочка не понимала.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Записки детского невролога"

Книги похожие на "Записки детского невролога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Воронов

Игорь Воронов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Воронов - Записки детского невролога"

Отзывы читателей о книге "Записки детского невролога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.