» » » Александр Плющенко - Формула Бога. Эволюция религии, культуры и этики в эпоху технологической сингулярности и бессмертия


Авторские права

Александр Плющенко - Формула Бога. Эволюция религии, культуры и этики в эпоху технологической сингулярности и бессмертия

Здесь можно купить и скачать "Александр Плющенко - Формула Бога. Эволюция религии, культуры и этики в эпоху технологической сингулярности и бессмертия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент 5 редакция, год 2021. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Плющенко - Формула Бога. Эволюция религии, культуры и этики в эпоху технологической сингулярности и бессмертия
Рейтинг:
Название:
Формула Бога. Эволюция религии, культуры и этики в эпоху технологической сингулярности и бессмертия
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2021
ISBN:
978-5-600-02723-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Формула Бога. Эволюция религии, культуры и этики в эпоху технологической сингулярности и бессмертия"

Описание и краткое содержание "Формула Бога. Эволюция религии, культуры и этики в эпоху технологической сингулярности и бессмертия" читать бесплатно онлайн.



Эта книга – духовное путешествие автора и поиски ответов на вечные вопросы. В чем состоит природа божественного первоначала Вселенной? Есть ли у мироздания смысл и как смертному понять его? В чем предназначение человека? Перед вами итоги долгих поисков, вдохновленных духовными потребностями и интеллектуальной жаждой автора. «Формула Бога» – тот случай, когда сам путь к знанию, важнее точки назначения.





Монотеизм ислама укрепляется жестокой карой за отступничество: в Коране описывается наказание в загробном мире, а хадисы призывают к наказанию при жизни («Если кто меняет свою веру, убей его»).

Недавно Исследовательский центр Пью (Pew Research Center) провел масштабный социологический опрос. Одним из вопросов был следующий: «Оправдываете ли вы действия террористов-смертников в защиту ислама?» Результаты исследования показали пугающую картину в некоторых мусульманских странах: в Ливане их оправдывают 73 %, в Нигерии – 47 %, в Иордании – 43 %.

* * *

Говоря об эволюции Бога, мы имеем в виду эволюцию взглядов верующих в процессе глобализации, цифровизации и технологической сингулярности, поэтому адептам всех религий необходимо перестать относиться к себе как к избранным и особенным. А это является одним из краеугольных камней почти каждой религии, поэтому представляется одной из труднейших задач для человечества.

Рассуждая об эволюции Бога, стоит особо выделить древнеегипетскую богиню Маат, сущность которой состояла из истины, порядка и мировой гармонии. Во время загробного суда в присутствии Осириса она помогала определить нравственную чистоту умершего: его сердце клали на весы, сравнивая с перышком, которое символизировало Маат. И только стремление человека к высоконравственной жизни могло обеспечить ему вечность в состоянии блаженства.

Этот подход к нравственно обусловленной загробной жизни оказался востребован и в христианстве, и в мусульманстве.

Большинство канонических религиозных текстов создавалось во времена, когда все человечество считало, что Земля плоская, а Солнце и планеты кружатся вокруг нее. Все ведущие науки, включая физику, химию, биологию, находились тогда в зачаточном состоянии. Более того, еще не существовало таких важных наук, как нейробиология, теория относительности, космология и квантовая физика.

Например, в Новом Завете говорится о том, что Иисус Навин уговорил Бога остановить движение Солнца и Луны во время битвы с амореями в Ханаане. В книге Иисуса Навина написано, что Солнце остановилось почти на сутки.

Согласно законам Ньютона, все предметы на нашей планете в этот момент продолжили бы движение со скоростью 1700 км/ч. Соответственно, продолжать битву при такой скорости планеты было бы трудновато.

Юваль Ной Харари отмечал: «Они клянутся говорить правду на книге, в которой полным-полно вымыслов, мифов и ошибок».

По мнению Роберта Райта, «верующий может либо пренебречь этими свидетельствами, либо попытаться найти им объяснение по примеру астрономов древности, объяснявших закономерности движения планет все более причудливыми теориями, лишь бы не признавать, что Земля вращается вокруг Солнца».

* * *

Продажа индульгенций (искупление грехов) и симоний (торговля церковными должностями) – одна из самых постыдных и аморальных страниц в истории религий. Наибольшего размаха эта практика достигла в IX–X вв., но в более скрытой форме существовала и позднее, став одной из главных причин Реформации и отделения протестантизма.

Не менее позорным для религий является история инквизиции, во время судов которой погибли сотни тысяч невинных людей. Ведь при буквальном прочтении Библия не только оправдывает убийства, но и делает это обязанностью всех истинно верующих: «Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: “пойдем и будем служить Богам иным, которых вы не знали”, – то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его» (Второзаконие 13:12–16).

Разумеется, все инквизиторы (судьи, осведомители и др.) были священнослужителями и считали, что совершают благое дело во имя веры. Как подметил Сэм Харрис, «Когда человек думает, что ему надо просто верить в истинность какого-либо утверждения, не основанного на доказательствах, – что неверующие попадут в ад или что иудеи пьют кровь младенцев, – он способен на все».

На первых порах инквизиция была достаточно мягкой, без массового использования пыток, которые были легализованы в 1215 г. на Четвертом Латеранском соборе.

Но при этом еще в 1199 г. папа Иннокентий III отдал распоряжение о том, что конфискованное имущество еретиков переходит в собственность церкви, после чего церковь выстроила систему мотиваций для инквизиторов и их осведомителей, используя часть изъятых активов. С появлением священного ордена доминиканцев борьба с ведьмами, евреями и другими еретиками перешла на новый уровень, вдохновленная словами его создателя, святого Доминика. Он заявил: «Многие годы я уговаривал вас с кротостью, проповедовал, молился, плакал. Однако в моей стране принято говорить: “где благословением ничего не добьешься, пользуются ударом”».

Наверное, самая страшная процедура инквизиторских времен – это аутодафе, специальное представление для общественности, на котором еретикам зачитывали приговоры, а потом сжигали.

Испанская инквизиция продолжала свои преследования вплоть до 1834 г., а последнее официальное аутодафе было совершено в Мексике в 1850 г.

* * *

В XX в. появился новый теологический термин – «бедная религия», под которым подразумевалась вера в Бога, лишенная признаков конкретного вероисповедания и отвлеченная от предыдущих исторических и церковных традиций. Она возникает на стыке веры и вероисповедания и не имеет своих канонических книг и обрядов.

На фоне падения интереса к традиционным религиям в социальные сообщества многих народов стали возвращаться ангелы. Некоторые теологи даже назвали этот процесс ангелизацией.

Ангеловедение активно вошло в массовую культуру в последние десятилетия, так как было востребовано той частью человечества, которое перестало поклоняться традиционным богам, но при этом чувствует нехватку мистического в секулярном мире. Как сказал Михаил Эпштейн, «Вот почему нужно найти какое-то среднее, промежуточное звено в духовной иерархии – инстанцию не слишком потустороннюю, чтобы не лишать вкуса земную жизнь, но и не слишком мирскую, чтобы не потерять высшие ориентиры. В этой иерархии срединное место занимают ангелы – они-то и оказываются в центре современного полурелигиозного сознания». Он же писал: «Современная теология живет в промежутке не только между верой и неверием, но и между смертью и воскресением Бога, что определяет ее двусмысленность: это теология, склонная впадать в отрицание самого теизма и подрывающая свои собственные основания».

Я уточнил бы эту мысль с учетом последних тенденций следующим образом.

Если дома молитвы религиозных меньшинств в Европе довольно активно строятся (особенно это касается мечетей), поскольку есть потребность и запрос со стороны верующих, то с христианскими церквями стран Западной и Северной Европы дело обстоит иначе. По данным американского института Гетстоун (Gatestone Institute), в Лондоне с 2001 г. закрылись и были превращены в частные дома и общественные здания около 500 церквей разных конфессий. На официальном сайте Церкви Англии отмечается, что каждый год несколько ее церквей перестают использоваться для богослужений. По сведениям разных СМИ, в год закрывается 20 церквей, согласно прогнозу, к 2020 г. в Англии будет закрыто еще 4000 церквей. Так, по данным французской газеты La Croix, в католической епархии Рексема собираются закрыть 22 церкви из 62, планируется «глобальная перестройка епархии».

Современная теология находится сейчас в пространстве между доминированием веры в догматических богов монотеистических религий и систематизированной верой в новых быстро эволюционирующих богов (с участием искусственного интеллекта) и/или пророков синкретических идеологий.

Подобное положение дел обусловливается низкой посещаемостью церковных богослужений. По информации британской газеты Guardian, число людей, посещающих англиканские церкви в воскресенье, сократилось до 760 000, что составляет менее 2 % населения Великобритании (еще в 2014 г. на 16 000 церквей приходилось 980 000 прихожан). Правда, на праздники, например Рождество, число прихожан увеличивается до 2,4 млн. По сведениям издания Telegraph, половина приходов Церкви Англии собирают в воскресные дни не более 20 человек, а около четверти сельских церквей (примерно 2000) в Англии насчитывает менее 10 прихожан каждая. При этом содержание церковных зданий обходится для всех приходов в 160 млн фунтов стерлингов в год.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Формула Бога. Эволюция религии, культуры и этики в эпоху технологической сингулярности и бессмертия"

Книги похожие на "Формула Бога. Эволюция религии, культуры и этики в эпоху технологической сингулярности и бессмертия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Плющенко

Александр Плющенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Плющенко - Формула Бога. Эволюция религии, культуры и этики в эпоху технологической сингулярности и бессмертия"

Отзывы читателей о книге "Формула Бога. Эволюция религии, культуры и этики в эпоху технологической сингулярности и бессмертия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.