» » » » Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии


Авторские права

Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии

Здесь можно скачать бесплатно "Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ИФРАН, год 1995. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История средневековой арабо-исламской философии
Издательство:
ИФРАН
Год:
1995
ISBN:
5-201-01879-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История средневековой арабо-исламской философии"

Описание и краткое содержание "История средневековой арабо-исламской философии" читать бесплатно онлайн.



Целью данного учебного пособия является раскрытие значения арабо-мусульманской философии средневековья в истории общечеловеческой мысли, основной проблематики этой философии, ее связанности с религией и ее обособленности от последней. В лекциях рассматриваются главные направления, по которым развивалась арабская мудрость: религиозная философия (калам, исмаилизм, суфизм) и светская («фалсафа», или «восточный перипатетизм»). Историко-философское значение арабо-исламской философии показывается через анализ концепции монизма бытия, категории «единого»; учения логики, теории познания (чувственного, опытного, рационального, мистического), учения о душе; опытной практики мыслителей, способствовавшей выработке новой методологии.






Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980. С. 380–517.

Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987.

Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1983. С. 94–109.

Фролова Е.А. Арабская мысль и ценности современного мира // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990. С. 244–259.

1

Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978.

2

Уотт Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. С. 17.

3

Грязневич П.А. Развитие исторического сознания арабов VI – VIII вв. // Очерки истории арабской культуры V – XV вв. М., 1982. С. 83.

4

Грязневич П.А. Указ. соч. С. 90.

5

См.: Массэ А. Ислам. М., 1963. С. 31–32.

6

Авеста. Душанбе, 1990. С. 61 (Гимн Митре, VIII, 130).

7

Там же. С. 47 (Гимн Ардви-Суре, XXX, 130).

8

Кстати, само слово «ислам» означает лишь подчинение, вручение себя кому-то, т.е. ислам изначально предполагает примат внешнего послушания, следования предписаниям, оставляя внутренний мир верующего неприкосновенным – о движениях души ведает лишь Аллах и лишь он их судья. Истинно верующий, всем своим существом, всеми своими помыслами обращенный к Богу, наиболее почитаем и вознаграждаем Аллахом, хотя вполне чтимым мусульманином является и тот, кто просто выполняет предписания религии.

9

Из классической арабской поэзии. М.,1982.

10

Аналогичные идеи содержатся и в Авесте, древней священной книге иранцев:

Его* подручных восемь
Сидят на всех высотах,
Повсюду наблюдая,
Следят везде за теми,
Кто нарушает слово.
Они их замечают,
Они их различают…

Авеста. С. 65. Гимн Митре, X, 45

* Речь идет о Митре – божестве, связанном с поклонением Солнцу.

11

Роузентал Ф. Торжество знания. С. 28–29.

12

Там же. С. 58.

13

Грязневич П.А. Указ соч. С. 114.

14

Там же. С. 112.

15

Там же. С. 111.

16

Там же. С. 109.

17

Там же. С. 110.

18

Абу Хамид аль-Газали. Воскрешение наук о вере. М., 1980. С. 80.

19

Роузентал Ф. Торжество знания. С. 85.

20

Там же. С. 99.

21

Аш-Шафии – основатель шафиитского мазхаба. Мазхаб – религиозно-правовая школа. В VIII–IX вв. среди мусульманских правоведов шли бурные споры относительно источников права. Естественно, что основным источником были Коран и хадисы.

Однако и в них были неясности, и к тому же они не могли предусмотреть все сложные правовые ситуации, которые надо было разрешать в жизни. Перед правоведами, факихами, стоял вопрос: как, опираясь на Коран и хадисы, решить все возникающие вопросы, можно ли применять суждение по аналогии (кияс), опираться на согласное мнение членов общины (иджма), на свободное индивидуальное суждение (рай).

Мнения факихов разделились: образовались четыре школы, мазхаба: ханафитский (основатель Абу Ханифа), шафиитский (основатель аш-Шафии), маликитский (основатель Малик ибн Анас) и ханбалитский (основатель Ахмад ибн Ханбаль).

22

Аль-Газали. Воскрешение наук о вере. С. 91.

23

Там же. С. 94.

24

Там же. С. 95.

25

Там же. С. 89.

26

Закят – вменяемый религиозным законом (шариатом) налог в пользу бедных.

27

Бартольд В.В. Ислам. Пг., 1918. С. 72.

28

Несторианство, одно из еретических движений в христианстве, возникло в Византии в первой половине V века; названо по имени константинопольского патриарха Нестория, утверждавшего, что Христос был рожден человеком и лишь потом стал сыном Божьим. Нестор был гоним церковью и осужден на Эфеском соборе в 431 г.

29

Подробнее о влиянии античной философии на арабоязычную см.: Г.Б Шаймухамбетова. Арабоязычная философия и средневековая классическая традиция. М., 1979.

30

Ср.: У Аристотеля описание трагедии занимает десятки страниц, где выявляется содержание, смысл события, характеры участвующих лиц, психология, интрига и т.п., «страшное» и «жалостливое».

31

Аль-Кинди. О первой философии // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 57.

32

Там же. С. 58–59.

33

Там же.

34

Там же.

35

Там же. С. 60.

36

См.: аль-Фараби. Об общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля // Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. С. 90.

37

Подробнее об этом см.: аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Там же. С. 311–321.

38

Ибн Сина. Указания и наставления // Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980. С. 371.

39

Там же. С. 382.

41

Аль-Фараби. О достижении счастья // Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973. С. 338.

42

Аль-Фараби. О достижении счастья. С. 348–349.

43

Там же. С. 349. Подробнее см.: Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция.

44

Подробнее см.: Игнатенко А.А. Социум и разум (рационалистические течения в арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья) // Рационалистическая традиция и современность. М., 1990. С. 134–144.

45

Авеста. С. 46 (Гимн Ардви-Суре. XXX, 126–127).

46

Один из крупных мутазилитов, аль-Кааби (ум. ок. 929 г.), передал утверждение мутазилитов Джаафара б. Мубашшира и Джаафара б. Харба: «Аллаха всевышний сотворил Коран на хранимой скрижали, и он не может быть перенесен, так как одна вещь не может быть перенесена, так как одна вещь не может находиться в двух местах в одном состоянии. А то, что мы читаем (как Коран), есть повествование о первоначально написанном на хранимой скрижали. Это сделали и создали мы» (аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М., 1984. С. 73). Излагая доктрину мутазилитов, аш-Шахрастани писал, что они сходились на том, что его (Аллаха) слово создано (во времени), сотворено в (некоем) субстрате, это – буквы и звуки, подобия его записаны в Писаниях как рассказы с его слов, а то, что существовало в субстрате, есть преходящее свойство, которое тотчас исчезло» (Там же. С. 55).

47

См.: Сагадеев А.В. Калам (Обзор) // Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988.

48

Роузентал Ф. Указ. соч. С. 71.

49

Роузентал Ф. Указ. соч. С. 296.

50

Там же. 295.

51

Газали. Избавляющий от заблуждения // Григорян С.Н.. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII–XII вв. М., 1960. С. 213–217.

52

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины (I). М., 1990. Т. I. С. 23.

53

Заметьте, что факихи шафиитского толка, к которому принадлежал Абд аль-Джаббар, провозглашали «иджму» (согласное мнение) дополнением к Корану и сунне.

54

Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973. С. 176.

55

Мец А. Мусульманский ренессанс. С. 174, 60.

56

Там же. С. 176.

57

Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 32.

58

Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. С. 153.

59

В Египте при Фатимидах (X–XII вв.) исмаилизм стал официальной религией. Это объяснялось тем, что Фатимиды, согласно многим источникам, являлись наследниками дочери Мухаммада Фатимы и Исмаила ибн Джафара.

60

Аш-Шахрастани. Книга и религиях и сектах. С. 153.

61

Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. С. 168.

62

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987. С. 58.

63

Аль-Кирмани. Успокоение разума // Историко-философский ежегодник. М., 1991. С. 159.

64

Там же. С. 160.

65

См. Ислам. Энцикл. словарь. С. 113.

66

От Адама до аль-Каима – «скрытого» имама из рода Али, который должен появиться в конце цикла в качестве толкователя сокровенного смысла Корана, в качестве «полюса бытия», «кутб аль-вуджуд».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История средневековой арабо-исламской философии"

Книги похожие на "История средневековой арабо-исламской философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Фролова

Евгения Фролова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии"

Отзывы читателей о книге "История средневековой арабо-исламской философии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.