» » » » Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии


Авторские права

Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии

Здесь можно скачать бесплатно "Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ИФРАН, год 1995. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История средневековой арабо-исламской философии
Издательство:
ИФРАН
Год:
1995
ISBN:
5-201-01879-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История средневековой арабо-исламской философии"

Описание и краткое содержание "История средневековой арабо-исламской философии" читать бесплатно онлайн.



Целью данного учебного пособия является раскрытие значения арабо-мусульманской философии средневековья в истории общечеловеческой мысли, основной проблематики этой философии, ее связанности с религией и ее обособленности от последней. В лекциях рассматриваются главные направления, по которым развивалась арабская мудрость: религиозная философия (калам, исмаилизм, суфизм) и светская («фалсафа», или «восточный перипатетизм»). Историко-философское значение арабо-исламской философии показывается через анализ концепции монизма бытия, категории «единого»; учения логики, теории познания (чувственного, опытного, рационального, мистического), учения о душе; опытной практики мыслителей, способствовавшей выработке новой методологии.






62

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987. С. 58.

63

Аль-Кирмани. Успокоение разума // Историко-философский ежегодник. М., 1991. С. 159.

64

Там же. С. 160.

65

См. Ислам. Энцикл. словарь. С. 113.

66

От Адама до аль-Каима – «скрытого» имама из рода Али, который должен появиться в конце цикла в качестве толкователя сокровенного смысла Корана, в качестве «полюса бытия», «кутб аль-вуджуд».

67

Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 162.

68

Ибн Сина. Хай, сын Якзана // Сагадеев А.В. Ибн Сина. М., 1980. С. 230.

69

Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 162.

70

Морочник С.Б., Розенфельд Б.А. Омар Хайям. Поэт, мыслитель, ученый. Сталинабад, 1957. С. 31.

71

Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 168, 170.

72

Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 172.

73

Додихудоев Х. Указ. соч. С. 64.

74

Ашуров Г. Философские взгляды Насира Хосрова. Душанбе, 1965. С. 101.

75

Сидоржев Ф. Проблема извечности мира в философии Ибн Сино // Ибн Сино и средневековая философия. Душанбе, 1981. С. 104–105.

76

Ашуров Г. Указ. соч. С. 104.

77

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 156.

78

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 157.

79

Ашуров Г. Указ соч. С. 46.

80

Антология мировой философии. Т. 1, кн. 2. М., 1969. С. 549.

81

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 171.

82

Аш-Шахрастани. Указ. соч. С. 170.

83

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 113.

84

Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 206.

85

Там же. С. 91.

86

Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965. С. 156–157.

87

Ислам. Энцикл. словарь. С. 42.

88

Утверждая идею устремленности человека к Богу с целью «слияния» с ним, аль-Халладж ссылался на кораническое предание о «вознесении» Мухаммада к Аллаху («мирадж»), в котором, как считают суфии, воплотилась суть отношений Бога и человека. Мирадж рисуется Мухаммадом как «ночное путешествие», которое Бог помог совершить ему, перенеся его на Бураке, животном, напоминающем крылатого коня, из Мекки в Иерусалим и вознеся его затем к «божественному престолу»: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной (мечеть Каабы. – Прим. автора) в мечеть отдаленнейшую (мечеть аль-Акса в Иерусалиме. – Прим. автора), вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений» (17:1).

89

Ислам. Энцикл. словарь. С. 270.

90

Там же. С. 215.

91

Смирнов А.В. Три решения проблемы трансцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби // Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990. С. 212.

92

Саади. Избранное. Ташкент, 1978. С. 63.

93

Звезды поэзии. Душанбе, 1988. С. 244, 279.

94

Саади. Избранное. С. 72.

95

Саади. Избранное. С. 67–68.

96

Джами. Лирика. М., 1971. С. 29.

97

Хафиз. Газели. Душанбе, 1978. С. 3.

98

Саади. Избранное. С. 63, 70–71.

99

Звезды поэзии. С. 281.

100

Там же. С. 280.

101

Арабская поэзия средних веков. М., 1975. С. 536.

102

Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. С. 18.

103

Арабская поэзия средних веков. С. 522, 531.

104

Там же. С. 525.

105

Арабская поэзия средних веков. С. 513, 518.

106

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.I. С. 38.

107

Арабская поэзия средних веков. С. 524, 526. Ср. заповедь Христа: «…всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Еванг. от Матф., 19,29)

108

Фиш Р. Джалалиддин Руми. М., 1972. С. 157.

109

Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979. С. 160.

110

Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. С. 18. В Иране, как замечает автор книги, эта поэма служила учебником по суфизму.

111

Аль-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М., 1980. С. 209–210.

112

Арабская поэзия средних веков. С. 520–521.

113

Газали. Избавляющий от заблуждения // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII–XII вв. М., 1960. С. 247.

114

Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма // Вопр. философии. 1980. N 6. С. 106.

115

Газали. Избавляющий от заблуждения. С. 103.

116

Фиш Р. Джалалиддин Руми. М., 1972. С. 188.

117

Декарт Р. Метафизические размышления // Избр. произведения. М., 1950. С. 86

118

Здесь важно подчеркнуть не то, что торговец овощами знал математику и обучал ей, а то, что математик торговал овощами – именно такая ситуация была весьма характерной для средневекового исламского общества. Многие ученые одновременно занимались хозяйственной деятельностью, торговлей, держали лавки на базарах, вели какое-нибудь ремесленное дело. Даже халифы и вазиры не гнушались такого рода занятиями (см.: Большаков О.Г. Средневековый арабский город // Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М., 1982. С. 172–192.

119

Ибн Сина. Жизнеописание // Избранные философские произведения. С. 46–49.

120

В средние века многие города Халифата были крупными поселениями: несколько сот тысяч насчитывал Багдад, несколько меньше – Фустат (Каир). Многотысячными городами были Дамаск, Александрия.

121

Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 334.

122

Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. С. 71.

123

Аль-Кинди. О первой философии // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 59–60.

124

Аль-Кинди. О первой философии // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 59–60.

125

Аль-Фараби. Об общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля // Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. С. 88. В дальнейшем: Аль-Фараби. Об общности взглядов.

126

Аль-Фараби. О достижении счастья // Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973. С. 337–339.

127

Ибн Сина. Указания и наставления. С. 331–332, 364, 367–368, 372.

128

Ибн Сина. Указания и наставления. С. 328.

129

Интересно в этом плане трактует данную проблему у Платона и Аристотеля аль-Фараби. – См.: Аль-Фараби. Об общности взглядов. С. 85–86.

130

Ибн Сина. Книга знания // Избранные философские произведения. С. 106.

131

Там же. С. 113.

132

Там же. С. 124.

133

Ибн Сина. Книга знания. С. 135.

134

Там же. С. 136,138.

135

Там же. С. 139.

136

Там же. С. 142.

137

Там же. С. 142–143.

138

Ибн Сина. Книга знания. С. 144.

139

Там же.

140

Там же. С. 152.

141

Переводчики и комментаторы издания этого труда на русском языке полагают, что под Первым Сущим аль-Фараби имел в виду Аллаха, Первопричину и Первый Двигатель (см.: Аль-Фараби. Философские трактаты. С. 419). Но, во-первых, здесь сразу же отождествляются перипатетические понятия с Аллахом, хотя для такого отождествления убедительных оснований нет, кроме того, что у Аристотеля они являются эквивалентами Бога. Однако такое заключение применительно к аль-Фараби в какой-то степени субъективно. Дело в том, что в арабском языке, в арабской орфографии нет заглавных букв и нет среднего рода, через который в философии обычно образуют категории, например: сущее, необходимое, вечное и пр. Когда переводчик совершенно определенно


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История средневековой арабо-исламской философии"

Книги похожие на "История средневековой арабо-исламской философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Фролова

Евгения Фролова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии"

Отзывы читателей о книге "История средневековой арабо-исламской философии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.