Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История средневековой арабо-исламской философии"
Описание и краткое содержание "История средневековой арабо-исламской философии" читать бесплатно онлайн.
Целью данного учебного пособия является раскрытие значения арабо-мусульманской философии средневековья в истории общечеловеческой мысли, основной проблематики этой философии, ее связанности с религией и ее обособленности от последней. В лекциях рассматриваются главные направления, по которым развивалась арабская мудрость: религиозная философия (калам, исмаилизм, суфизм) и светская («фалсафа», или «восточный перипатетизм»). Историко-философское значение арабо-исламской философии показывается через анализ концепции монизма бытия, категории «единого»; учения логики, теории познания (чувственного, опытного, рационального, мистического), учения о душе; опытной практики мыслителей, способствовавшей выработке новой методологии.
62
Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987. С. 58.
63
Аль-Кирмани. Успокоение разума // Историко-философский ежегодник. М., 1991. С. 159.
64
Там же. С. 160.
65
См. Ислам. Энцикл. словарь. С. 113.
66
От Адама до аль-Каима – «скрытого» имама из рода Али, который должен появиться в конце цикла в качестве толкователя сокровенного смысла Корана, в качестве «полюса бытия», «кутб аль-вуджуд».
67
Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 162.
68
Ибн Сина. Хай, сын Якзана // Сагадеев А.В. Ибн Сина. М., 1980. С. 230.
69
Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 162.
70
Морочник С.Б., Розенфельд Б.А. Омар Хайям. Поэт, мыслитель, ученый. Сталинабад, 1957. С. 31.
71
Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 168, 170.
72
Аль-Кирмани. Успокоение разума. С. 172.
73
Додихудоев Х. Указ. соч. С. 64.
74
Ашуров Г. Философские взгляды Насира Хосрова. Душанбе, 1965. С. 101.
75
Сидоржев Ф. Проблема извечности мира в философии Ибн Сино // Ибн Сино и средневековая философия. Душанбе, 1981. С. 104–105.
76
Ашуров Г. Указ. соч. С. 104.
77
Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 156.
78
Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 157.
79
Ашуров Г. Указ соч. С. 46.
80
Антология мировой философии. Т. 1, кн. 2. М., 1969. С. 549.
81
Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 171.
82
Аш-Шахрастани. Указ. соч. С. 170.
83
Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 113.
84
Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. С. 206.
85
Там же. С. 91.
86
Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965. С. 156–157.
87
Ислам. Энцикл. словарь. С. 42.
88
Утверждая идею устремленности человека к Богу с целью «слияния» с ним, аль-Халладж ссылался на кораническое предание о «вознесении» Мухаммада к Аллаху («мирадж»), в котором, как считают суфии, воплотилась суть отношений Бога и человека. Мирадж рисуется Мухаммадом как «ночное путешествие», которое Бог помог совершить ему, перенеся его на Бураке, животном, напоминающем крылатого коня, из Мекки в Иерусалим и вознеся его затем к «божественному престолу»: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной (мечеть Каабы. – Прим. автора) в мечеть отдаленнейшую (мечеть аль-Акса в Иерусалиме. – Прим. автора), вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений» (17:1).
89
Ислам. Энцикл. словарь. С. 270.
90
Там же. С. 215.
91
Смирнов А.В. Три решения проблемы трансцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби // Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990. С. 212.
92
Саади. Избранное. Ташкент, 1978. С. 63.
93
Звезды поэзии. Душанбе, 1988. С. 244, 279.
94
Саади. Избранное. С. 72.
95
Саади. Избранное. С. 67–68.
96
Джами. Лирика. М., 1971. С. 29.
97
Хафиз. Газели. Душанбе, 1978. С. 3.
98
Саади. Избранное. С. 63, 70–71.
99
Звезды поэзии. С. 281.
100
Там же. С. 280.
101
Арабская поэзия средних веков. М., 1975. С. 536.
102
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. С. 18.
103
Арабская поэзия средних веков. С. 522, 531.
104
Там же. С. 525.
105
Арабская поэзия средних веков. С. 513, 518.
106
Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.I. С. 38.
107
Арабская поэзия средних веков. С. 524, 526. Ср. заповедь Христа: «…всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Еванг. от Матф., 19,29)
108
Фиш Р. Джалалиддин Руми. М., 1972. С. 157.
109
Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979. С. 160.
110
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. С. 18. В Иране, как замечает автор книги, эта поэма служила учебником по суфизму.
111
Аль-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М., 1980. С. 209–210.
112
Арабская поэзия средних веков. С. 520–521.
113
Газали. Избавляющий от заблуждения // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII–XII вв. М., 1960. С. 247.
114
Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма // Вопр. философии. 1980. N 6. С. 106.
115
Газали. Избавляющий от заблуждения. С. 103.
116
Фиш Р. Джалалиддин Руми. М., 1972. С. 188.
117
Декарт Р. Метафизические размышления // Избр. произведения. М., 1950. С. 86
118
Здесь важно подчеркнуть не то, что торговец овощами знал математику и обучал ей, а то, что математик торговал овощами – именно такая ситуация была весьма характерной для средневекового исламского общества. Многие ученые одновременно занимались хозяйственной деятельностью, торговлей, держали лавки на базарах, вели какое-нибудь ремесленное дело. Даже халифы и вазиры не гнушались такого рода занятиями (см.: Большаков О.Г. Средневековый арабский город // Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М., 1982. С. 172–192.
119
Ибн Сина. Жизнеописание // Избранные философские произведения. С. 46–49.
120
В средние века многие города Халифата были крупными поселениями: несколько сот тысяч насчитывал Багдад, несколько меньше – Фустат (Каир). Многотысячными городами были Дамаск, Александрия.
121
Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 334.
122
Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. С. 71.
123
Аль-Кинди. О первой философии // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 59–60.
124
Аль-Кинди. О первой философии // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 59–60.
125
Аль-Фараби. Об общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля // Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. С. 88. В дальнейшем: Аль-Фараби. Об общности взглядов.
126
Аль-Фараби. О достижении счастья // Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973. С. 337–339.
127
Ибн Сина. Указания и наставления. С. 331–332, 364, 367–368, 372.
128
Ибн Сина. Указания и наставления. С. 328.
129
Интересно в этом плане трактует данную проблему у Платона и Аристотеля аль-Фараби. – См.: Аль-Фараби. Об общности взглядов. С. 85–86.
130
Ибн Сина. Книга знания // Избранные философские произведения. С. 106.
131
Там же. С. 113.
132
Там же. С. 124.
133
Ибн Сина. Книга знания. С. 135.
134
Там же. С. 136,138.
135
Там же. С. 139.
136
Там же. С. 142.
137
Там же. С. 142–143.
138
Ибн Сина. Книга знания. С. 144.
139
Там же.
140
Там же. С. 152.
141
Переводчики и комментаторы издания этого труда на русском языке полагают, что под Первым Сущим аль-Фараби имел в виду Аллаха, Первопричину и Первый Двигатель (см.: Аль-Фараби. Философские трактаты. С. 419). Но, во-первых, здесь сразу же отождествляются перипатетические понятия с Аллахом, хотя для такого отождествления убедительных оснований нет, кроме того, что у Аристотеля они являются эквивалентами Бога. Однако такое заключение применительно к аль-Фараби в какой-то степени субъективно. Дело в том, что в арабском языке, в арабской орфографии нет заглавных букв и нет среднего рода, через который в философии обычно образуют категории, например: сущее, необходимое, вечное и пр. Когда переводчик совершенно определенно
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История средневековой арабо-исламской философии"
Книги похожие на "История средневековой арабо-исламской философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии"
Отзывы читателей о книге "История средневековой арабо-исламской философии", комментарии и мнения людей о произведении.