» » » » Скандинавские саги - Сага о Сверрире


Авторские права

Скандинавские саги - Сага о Сверрире

Здесь можно скачать бесплатно " Скандинавские саги - Сага о Сверрире" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Европейская старинная литература, издательство Наука, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Скандинавские саги - Сага о Сверрире
Рейтинг:
Название:
Сага о Сверрире
Издательство:
Наука
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сага о Сверрире"

Описание и краткое содержание "Сага о Сверрире" читать бесплатно онлайн.



«Сага о Сверрире» принадлежит к числу «королевских саг», или «саг о конунгах», повествующих об истории средневековой Норвегии. Она рисует драматические события последней четверти 12 и первых лет 13 века, известные в научной литературе под названием «гражданских войн».






13

потомкам Сигурда Крестоносца – мать конунга Магнуса сына Эрлинга была дочерью конунга Сигурда Крестоносца (1103–1130).

14

Об этом донесли папе – папа Александр III (1159–1181).

15

что его отец – конунг Сигурд – см. примеч. 1.

16

как будто он был сыном простого бонда – бонд (b?andi, b?ndi) – крестьянин, простолюдин.

17

конунг Олав Святой – конунг Олав сын Харальда, по прозвищу Толстый (1016–1028, 1030), боролся за объединение и христианизацию Норвегии, погиб в битве при Стикластадире (1030) против мятежной знати, поддержанной датским конунгом Кнутом Великим. Вскоре после смерти был провозглашен церковью святым и считался «вечным конунгом» – покровителем Норвегии. О нем см.: Круг Земной. Сага об Олаве Святом.

18

он назвал Сверрира Магнусом – Магнус (Мадпus – Великий) – имя нескольких норвежских конунгов, в том числе сына и наследника Олава Святого (Магнус Добрый, 1035–1047). Сверрир именовал себя (в официальных документах, на монетах и в надписи на государственной печати) REX SVERVS MAGNUS.

19

человек по имени Эйстейн – Эйстейн Девчушка (ум. 1177), называвший себя сыном конунга Эйстейна сына Харальда, брата конунга Сигурда Рот. Эйстейн Девчушка возглавлял повстанцев-берестеников до их разгрома силами ярла Эрлинга Кривого в 1177 г. См. об этом: Круг Земной. Сага о Магнусе сыне Эрлинга.

20

явиться к архиепископу – архиепископ Эйстейн (1161–1188) поддерживал конунга Магнуса и ярла Эрлинга.

21

в Селье – в Селье (в Нордфьорде) был монастырь, построенный в XII в.

22

За три ночи до рождества – 22 декабря 1176 г.

23

к ярлу Биргиру Улыбка – ярл Биргир (ум. 1202) управлял Швецией.

24

После рождества – после 25 декабря 1176 г.

25

бежали кто в Вермаланд или Теламёрк, а кто на юг в Данию – Эйстейн Девчушка и его отряд были разбиты в битве при Рэ, близ Тунсберга, в конце 1176 г.

26

к своей сестре Сесилии – Сесилию, дочь конунга Сигурда Рот, ярл Эрлинг выдал замуж за Фольквида, лагманна в Вермаланде.

27

Обращение берестеников – «берестеники», «биркебейнеры» (birkibienar) – «березовоногие», прозвище, данное повстанцам – сподвижникам Эйстейна Девчушки. Пока они укрывались в лесах от войска законного конунга, одежда у них износилась, и им пришлось завертывать ноги в бересту (см.: Круг Земной. Сага о Магнусе сыне Эрлинга. Гл. 36). Однако они сохраняли это прозвище и впоследствии, когда достигли при Сверрире власти и богатств.

28

либо принять ваше предложение, либо лишиться жизни – об отношениях между Сверриром и Биргиром см. статью «Сверрир в саге и в истории».

29

или Хакона – Хакон Широкоплечий, сын Сигурда (1161–1162). См. о нем: Круг Земной: Сага о Хаконе Широкоплечем.

30

Кнута конунга – Кнут сын Эйрика, Шведский конунг (1167–1195).

31

В воскресенье на великом посту – 6 марта 1177 г.

32

кто дружинниками, кто гостями, кто слугами – в дружине конунга было несколько разрядов воинов с различными функциями и правами. «Гостями», (gestir) называли дружинников, которых конунг посылал с поручениями и которые занимали менее привилегированное положение, нежели его телохранители, «Слуги» (h?skarlar) – рядовые дружинники и слуги.

33

я Самуил – Самуил, библейский пророк, помазавший на царство Саула (I Книга царств).

34

В среду на великий пост – 9 марта 1177 г.

35

три с половиной сотни людей – имеются в виду так называемые «большие сотни» (120). «Большие сотни» подразумеваются и в других главах саги.

36

если он не будет выше тех, кто за ним следует – о поведении Сверрира при провозглашении его конунгом, см. статью «Сверрир в саге и в истории».

37

В первое воскресенье поста – 13 марта 1177 г.

38

Они взялись за его меч и стали его людьми – ритуал выражения верности дружинника вождю.

39

провел пасху – 24 апреля 1177 г.

40

Он обещал им улучшение законов – В то время в Норвегии еще преобладало устное обычное право, с которым приходилось считаться и конунгам, и производились первые его записи. Одним из главнейших качеств права, признаком его «добротности», считалась старина – «хорошее право» значило «исконное право», «древнее право». Поэтому изменения и дополнения законов принимали форму его «улучшения» (r?ttarb?rt).

41

Когда прошла пасхальная неделя – 30 апреля 1177 г.

42

лендрманны – лендрманн (lendr ma?r) – знатный человек, который получил пожалование вейцлы (см. примеч. 11) или земельного владения от конунга и принес ему присягу верности. Роль лендрманнов в социальной жизни Норвегии в XII в. была очень велика. В их руках сосредоточивалось, по существу, все управление на местах. Они лишь отчасти зависели от государя, т. к., помимо полученных от него пожалований, обладали собственными усадьбами и располагали дружинами и слугами; их влияние на местное население – бондов было основой их относительной самостоятельности. В их владениях сидели, зависевшие от них арендаторы-лейлендинги (рабство в это время почти вовсе исчезло), а бонды были обязаны устраивать для них пиры и снабжать продовольствием их самих и их свиту. Типологически лендрманны близки к западноевропейским ленникам (термин len изредка встречается в норвежских источниках (см. гл. 118), хотя феодальные отношения развивались на Севере сравнительно медленно и так и не сделались основой социального строя.

43

В ночь на пятницу перед троицыным днем – 10 июня 1177 г.

44

С шестнадцатью сотнями – см. примеч. 35.

45

Йон сын Гуннара – ошибка или описка в рукописи: сын Гудрун.

46

нести его навстречу Сверриру конунгу – под стягом святого Олава должен был стоять конунг.

47

Сверрир провозглашен конунгом на Эйратинге – Эйратинг – тинг, судебное собрание в Эйраре, пункте в устье реки Нид. На Эйратинге по традиции провозглашали норвежских конунгов.

48

от каждого из восьми фюльков – фюльк (fylki) – судебно-административный округ, имевший свой тинг. В Трёндалеге насчитывалось восемь фюльков.

49

в подтверждение присутствующие потрясли оружием – по старинному обычаю (восходящему еще к древним германцам), в знак выражения согласия участники тинга символически потрясали поднятым оружием.

50

и в согласии с древними законами – о «древних законах» см. примеч. 40.

51

Орму Конунгову Брату – Орм – лендрманн конунга Магнуса сына Эрлинга. Он был внебрачным сыном Ингирид, жены конунга Харальда Гилли. Но за внука Харальда Гилли выдавал себя и сам Сверрир.

52

В тот день был престольный праздник – праздник, устраивавшийся в годовщину освящения местной церкви.

53

в день Симуна – 28 октября 1177 г.

54

накануне дня всех святых – 31 октября 1177 г.

55

Научитесь от Меня… душам вашим – Матф. 11, 29.

56

и потрясли оружием – см. примеч. 49.

57

кормился там в конунговых поместьях – для того чтобы содержать свою дружину, конунг разъезжал по стране, и бонды той местности, в которой он останавливался, должны были их кормить.

58

Двенадцать бондов… выставит войско в сто человек – в среде бондов выделялись так называемые «могучие бонды», богатые и влиятельные люди, возглавлявшие местное население. См. о них подробнее: Гуревич А. Я. Норвежское общество в раннее средневековье. М., 1977, с. 212–248.

59

полмарки золота – марка золота весом ок. 215 г, делилась на 8 эйриров или 240 пеннингов. На марку в то время можно было купить трех-четырех коров. Способными платить «денарий святого Петра» (налог в пользу папства) считались лица, которые обладали имуществом стоимостью в 3 марки. Пол марки считалось достаточным для годичного прокормления малолетнего. Эти данные дают представление о том, каковы были реальные размеры штрафов и контрибуций, упоминаемых в саге.

60

Харальда сына Гудбранда, родича конунга – внук конунга Эйстейна сына Магнуса и троюродный «брат» Сверрира.

61

двенадцать эйриров золота – см. примеч. 59.

62

за пять ночей до рождества – 20 декабря 1177 г.

63

ездил по пирам – см. примеч. 57.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сага о Сверрире"

Книги похожие на "Сага о Сверрире" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Скандинавские саги

Скандинавские саги - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Скандинавские саги - Сага о Сверрире"

Отзывы читателей о книге "Сага о Сверрире", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.