» » » » Скандинавские саги - Сага о Сверрире


Авторские права

Скандинавские саги - Сага о Сверрире

Здесь можно скачать бесплатно " Скандинавские саги - Сага о Сверрире" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Европейская старинная литература, издательство Наука, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Скандинавские саги - Сага о Сверрире
Рейтинг:
Название:
Сага о Сверрире
Издательство:
Наука
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сага о Сверрире"

Описание и краткое содержание "Сага о Сверрире" читать бесплатно онлайн.



«Сага о Сверрире» принадлежит к числу «королевских саг», или «саг о конунгах», повествующих об истории средневековой Норвегии. Она рисует драматические события последней четверти 12 и первых лет 13 века, известные в научной литературе под названием «гражданских войн».






205

На востоке в лесах – пограничная область между Норвегией и Швецией, где укрывались мятежные элементы и откуда выходило немало повстанческих отрядов на всем протяжении «гражданских войн». Характерно, что нередко против этих бунтовщиков выступали не только войска конунга, но сами бонды, опасавшиеся грабежей и насилия.

206

В конце лета после гибели Йона Кукольщика – 1189 г.

207

получил паллий – епископское одеяние.

208

Николаса сына Арни, конунгова брата из Стодрейма – Николас сын Арии (епископ в 1188–1225 гг.) был сыном королевы Ингирид из знатного шведского рода Стейнкилей. Он был активным сторонником конунга Магнуса.

209

Маргрет, конунговой жене – Маргрет – жена конунга Сверрира.

210

Конунг сказал, что он сделает это ради нее. – Епископа выбирало духовенство, но с согласия конунга. Сверрир действительно был против избрания Николаса (это явствует из послания архиепископа Эйрика папе римскому) и выдвигал своего кандидата. Николас был избран епископом Осло.

211

Но ценность полновесного эйрира была вдвое больше, чем неполновесного. – В XI в. в золотые монеты стали подмешивать медь или чеканить монеты неполного веса (см. примеч. 59). В результате в обращении находились монеты двух сортов. Конунг и архиепископ требовали, чтобы платившиеся им штрафы и денежные подати вносились полноценной монетой.

212

чтобы его сын был посвящен в конунги – имеется в виду закон о престолонаследии, принятый ярлом Эрлингом Кривым вместе с высшим духовенством в 1163 (1164) г.

213

законами, введенными конунгом Олавом Святым – ссылки на «Законы Олава Святого» – апелляция к старинному праву. При Олаве Святом в первой половине XI в. в Норвегии законы не записывались, т. к. письменность (не считая руническое письмо) появилась лишь в XII в.

214

божьи права должны всегда расти и никогда не уменьшаться. – В полемике между Сверриром и архиепископом Эйриком слышатся отзвуки борьбы между светской и церковное властью, которая развертывалась в Западной Европе со второй половины XI в. (борьба между империей и папством, спор из-за инвеституры).

215

он может оставаться в его дружине – см. примеч. 10.

216

но не имел больших доходов – имеются в виду вейцлы кормления (см. примеч. 11).

217

На следующую зиму – 1185 г.

218

к Кнуту конунгу – см. примеч. 181.

219

В то самое лето, когда скончался ярл – 1190 г.

220

на востоке в лесах собралась шайка – см. примеч. 205.

221

В драпе был такой стев – драпа – скальдическая песнь с припевом (стев).

222

Жезл меча – воин, здесь Торлейв Широкая Борода.

223

книгу законов трендов, которая называется Серый Гусь… книге Золотое Перо, которую велел написать архиепископ Эйстейн – «Серый Гусь» Магнуса Доброго неизвестен из других источников (это название впоследствии было дано сборнику исландских законов). Что касается «Золотого Пера» архиепископа Эйстейна, то, возможно, части его были включены в «Законы Фростатинга» – трандхеймский областной судебник XIII в., в котором имеется раздел о правах церкви, составленный под влиянием канонического права (каноническое право он и имел в виду, ссылаясь на «римский Божий Закон»). Названия «Серый Гусь» и «Золотое перо», как полагают, связаны с цветом переплетов этих сборников (так же как названия первых двух исландских историй Норвегии – «Красивая Кожа» и «Гнилая Кожа»).

224

тогда они управляли этими церквами и назначали в них священников. – Право возводить церкви в своих владениях и назначать в них священников (так называемое право «eigenkirche»), которым широко пользовались в Западной Европе в раннее средневековье, решительно оспаривалось папством, отстаивавшим независимость церкви от мирян и светских властей. В Норвегии право eigenkirche существовало довольно долго и священники подчас находились в полной зависимости от владельцев церквей.

225

вашим сюсломаннам… отбирать у них и еду, и пиво! – Архиепископ пытается использовать в собственных интересах противоречия между бондами и сюсломаннами, которых конунг Сверрир действительно нередко возвышал из мелкого люда и которые, располагая широкими административными полномочиями, притесняли местное население поборами.

226

Он там долго оставался и был желанным гостем. – На Дании архиепископ Эйрик обратился, к папе с жалобой на действия конунга Сверрира.

227

получил от Сверрира конунги лен и права лендрманна. – Один из немногих случаев, когда права лендрманна (lenzmannz r?tt) и обладание леном (len) выступают в норвежских памятниках в тесном сочетании, что указывает на определенное сближение социальных отношений в Норвегии с феодальным строем в более развитых странах континента Европы (см. примеч. 42).

228

Олав, зять Харальда ярла – Харальд – ярл Оркнейских островов.

229

Фюльгьи наших врагов носятся здесь вблизи – Фюльгья (fylgia) по древнескандинавским языческим верованиям, которые сохранялись частично и в христианскую эпоху, – двойник, дух, воплощение удачи или невезения, присущего данному роду или индивиду. Обычно фюльгья делается зримой перед смертью человека и принимает женский облик или облик животного. Под воздействием христианства представление о фюльгье сближалось с представлением об ангеле-хранителе.

230

Со смерти Магнуса конунга тогда прошло восемь лет – 1192 г.

231

Следующей весной – 1193 г.

232

отправляется в викингский поход на запад – походы викингов завершились в XI в., и заявление Халлькеля было не более чем уловкой: он отправился на Оркнейские острова с намерением объединиться с другими противниками Сверрира.

233

в начале великого поста – 1194 г.

234

В субботу перед вербным воскресеньем – 2 апреля 1194 г.

235

Утром – 3 апреля 1194 г.

236

Их корабли сновали туда и сюда… они привыкли прибегать к этой хитрости. – О новой тактике морского боя, применявшейся Сверриром, см. статью «Сверрир в саге и в истории».

237

Это была хорошая подмога. – Предполагается, что именно к сражению при Флорувагаре может быть приурочено следующее послание сына конунга Сигурда Лаварда, вырезанное им на рунической дощечке и адресованное неизвестному лицу в Бергене (имя адресата и часть надписи стерлись): «Сигурд Лавард шлет привет… от Господа и от себя. Конунг хотел бы получить твой военный корабль. Что касается вооружения… копья из железа, стоимостью в 18 локтей (домотканой материи), что я послал тебе с Йоном Эри. Просьба моя к тебе – пойти мне навстречу в этом деле. А если ты выполнишь мою волю, то взамен будешь иметь нашу истинную дружбу и ныне, и впредь». Появление боевого корабля из Бергена вполне могло быть ответом на просьбу Сигурда: выше говорится, что у конунга в это время не было больших кораблей. Дощечка была найдена в Бергене в 1963 г. во время археологических раскопок и расшифрована А. Листёлем (см.: Liest?l А. Соггespondence in Runes // Medieval Scandinavia, 1968. Vоl. 1).

238

поставили Муху Победы – «Муха Победы» – кеннинг ворона. По-видимому, на стяге Сверрира был изображен ворон.

239

Когда Сигурд Ярлов Сын услышал о битве, он повернул на юг и уплыл в Данию. – На самом деле Сигурд не поплыл прямиком на юг, в Данию, но перевалил через горы и пришел в Телемарк, где оставил в приходской церкви в Винье следующую надпись: «Сигурд ярлов сын вырезал эти руны в субботу после дня Ботольва (17 июня), когда он бежал сюда и не пожелал примириться со Сверриром, убийцей своего отца и братьев». (Цит. по кн.: Skard V. Norsk Sprakhistorie. Oslo; Bergen; Тroms?, 1973. Вd. 1. S. 82).

240

Папа отлучал Сверрира конунга от церкви, если он не предоставит архиепископу всего, что тот хочет и требует. – Папа Целестин III (1191–1198) в июне 1194 г. направил послание архиепископу Эйрику, подтверждающее все права и привилегии норвежской церкви; послание содержало угрозу церковного проклятия нарушителю. Однако это послание не достигло Норвегии до того, как Сверрир был коронован и помазан верными ему епископами (см. гл. 123).

241

Эйрику Слепому – архиепископ Эйрик ослеп (см. гл. 117).

242

Тогда приехал туда легат, посланник папы, со своими спутниками – И ничего не известно о папском легате в Скандинавских странах в 1194 г. В Дании легаты были в 1192 и 1196 гг.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сага о Сверрире"

Книги похожие на "Сага о Сверрире" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Скандинавские саги

Скандинавские саги - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Скандинавские саги - Сага о Сверрире"

Отзывы читателей о книге "Сага о Сверрире", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.