» » » » Скандинавские саги - Сага о Сверрире


Авторские права

Скандинавские саги - Сага о Сверрире

Здесь можно скачать бесплатно " Скандинавские саги - Сага о Сверрире" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Европейская старинная литература, издательство Наука, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Скандинавские саги - Сага о Сверрире
Рейтинг:
Название:
Сага о Сверрире
Издательство:
Наука
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сага о Сверрире"

Описание и краткое содержание "Сага о Сверрире" читать бесплатно онлайн.



«Сага о Сверрире» принадлежит к числу «королевских саг», или «саг о конунгах», повествующих об истории средневековой Норвегии. Она рисует драматические события последней четверти 12 и первых лет 13 века, известные в научной литературе под названием «гражданских войн».






145

Утром в вознесение – 26 мая 1183 г.

146

собраться на домашний тинг – о «домашнем тинге» см. примеч. 72.

147

Йона сына Халлькеля – Йон сын Халлькеля – знатный лендрманн, женатый на дочери конунга Харальда Гилли и в свое время враждовавший с ярлом Эрлингом и конунгом Магнусом.

148

Эйстейн архиепископ прибыл в начале лета с запада из Англии – архиепископ Эйстейн находился в изгнании в Англии с 1180 г.

149

А Магнус конунг отправился тем летом на юг в Данию, к Вальдамару конунгу – в это время конунг Вальдемар уже скончался и Данией правил его сын Кнут.

150

жители Согна считают убитых ворами и злодеями и не собираются платить за них виру. – О выступлениях бондов против сюсломаннов см. статью «Сверрир в саге и в истории».

151

На нем было две сотни и восемьдесят человек – две «большие сотни» плюс 80 (т. е. 320 человек).

152

В четверг утром – 14 июня 1184 г.

153

Теперь надо рассказать… – вопреки традиции саг излагать ход событий в линейном времени, не возвращаясь вспять; в данном случае автор, прежде чем поведать о решающей битве при Фимрейте, в которой погиб конунг Магнус, обращается к фактам деятельности этого конунга в предшествовавшие месяцы (гл. 83–87).

154

на четвертый день пасхи – 4 апреля 1184 г.

155

В воскресенье после пасхальной недели – 8 апреля 1184 г.

156

Харальд сын Инги конунга – неизвестное лицо.

157

Об исландце Мани – М?ni значит «луна», «месяц». Сохранилось еще несколько стихов скальда Мани. Известно, что в 1213 г. он посетил Снорри Стурлусона.

158

князь державы… небесной – бог.

159

дорогой водорослей – морем.

160

Хорошо ты сочинил, Месяц! – играя именем Мани, конунг Магнус называет его Tungli – «месяц».

161

Халльдором Болтуном – Халльдор Болтун – исландский скальд первой половины XII в., сочинявший стихи в честь шведских, норвежских и датских конунгов. Его прозвище вызвано тем, что он сочинял длинные песни.

162

Ворог мира – муж.

163

вернулся к конунгу в среду – 13 июня 1184 г.

164

В четверг в полдень – 14 июня 1184 г.

165

столько воро?н, что каждый канат был покрыт ими. Люди никогда не видели раньше такого чуда – воро?ны, в изобилии усевшиеся на корабле Магнуса, – примета, предвещавшая несчастье. Тот же мотив находим в «Круге Земном». В «Саге о Харальде Суровом» рассказывается, что походу этого конунга в Англию, окончившемуся его гибелью, предшествовало немало неблагоприятных видений и снов. Так, один человек, находившийся на корабле конунга, видел во сне, что на носу каждого из конунговых кораблей сидит птица – это были орлы и во?роны.

166

Теперь надо рассказать о Сверрире конунге. В ту пятницу, когда дни жгли дома в Сокнадоле – 15 июня 1184 г. Повествование возвращается к тому моменту, на котором оно было остановлено в гл. 82.

167

на сей раз вы пошлете конунга в Хель – см. примеч. 96.

168

Мы не будем связывать наши корабли – о нововведениях Сверрира в боевой тактике см. статью «Сверрир в саге и в истории».

169

у Магнуса Манги сына Эйрика Стагбрелля – Магнус Манги был племянником ярла Оркнейских островов Рёгнвальда.

170

Тут конунг увидел… стал грести прочь и к берегу – английский историк Гаторн-Гарди (см. о нем статью «Сверрир в саге и в истории») толкует этот эпизод битвы при Фимрейте как проявление трусости Сверрира, в тяжелую минуту покинувшего свой главный корабль. Этому противоречит, как кажется, мужественное поведение Сверрира в других битвах.

171

Тем, кто слушает – саги были предназначены преимущественно для слушания, их или пересказывали, или читали вслух.

172

Запел кюриаль – Kyrie eleison – «Господи, помилуй» (католическая молитва).

173

не меньше восемнадцати сотен человек – т. е. 2160 человек (если считать на «большие сотни» по 120). По предположительным расчетам историков на стороне Магнуса в этой битве сражались 3200 воинов, а на стороне Сверрира – 1900 (из них 320 находились на Маринином Корабле). Число погибших, указанное в саге, явно завышено.

174

На следующий день – 16 июня 1184 г.

175

В следующее воскресенье – 24 июня 1184 г.

176

В следующий понедельник – 25 июня 1184 г.

177

Miserere … mе – «Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня» [Псалтирь 56 (55), 1–2

178

против моего брата Хакона – конунг Хакон Широкоплечий, сын конунга Сигурда Рот.

179

Через одну зиму – 1185 г.

180

дочери Эйрика конунга шведов – Эйрик Святой (ум. 1160).

181

Кнута конунга шведов – Кнут Эйрикссон (1167–1195).

182

Сигурд по прозвищу Лавард – см. примеч. 123.

183

другого звали Хакон – Хакон сын Сверрира – конунг в 1202–1204 гг.

184

Восстание кукольщиков – «кукольщики» (Kuflungar) от kufl – капюшон, монашеский куколь.

185

Через одну зиму после смерти Магнуса конунга – 1185 г.

186

ко дню Микьяля – день св. Михаила 29 сентября.

187

После пасхи в ту весну – 13 апреля 1186 г.

188

Немцы – немецкие купцы из прирейнских областей Германии.

189

один был гость, другой – челядинец конунга – о «гостях» и «слугах» конунга см. примеч. 32.

190

привозят с собой пшеницу и мед, муку или ткани – Норвегия с ее скудными почвами мало пригодными для хлебопашества, хронически страдала от недостатка зерна, которое ввозила из разных стран.

191

вывезти отсюда масло и сушеную треску – масло было одним из главных продуктов экспорта из скотоводческой Норвегии, так же как и рыба, которую ловили жители приморских районов, где сосредоточивалась значительная часть населения страны.

192

Воины должны быть в мирное время, как ягнята, а в немирье – свирепы, как львы – слова Сверрира прямо перекликаются с надписью на печати Сверрира: «Король Сверрир-Магнус, яростный, как лев, кроткий, как агнец».

193

Купцы и бонд…, по мере своих сил. – в рассуждениях Сверрира о воинах, купцах, бондах и «меньшом люде», которые должны, каждый на свой лад, выполнять присущие их социальной природе обязанности, находят отражение распространенные в ту эпоху в Европе представления о том, что увенчиваемое монархией общество состоит из разрядов, служащих благополучию целого. Однако развивавшие эту доктрину церковные деятели Англии и Франции подчеркивали первенствующую роль духовенства и монашества – пастырей, призванных печься о вверенных им душах. Сверрир же, который находился с церковью в, крайне напряженных отношениях, игнорирует духовное сословие и говорит, только о мирянах. В норвежском «Королевском зерцале», трактате, составленном при внуке Сверрира Хаконе сыне Хакона, обсуждаются наряду с другими сюжетами образ жизни и обязанности купцов и мореплавателей, дружинников конунга, судей и самого государя; раздел о духовенстве и бондах не сохранился в дошедшей до нас рукописи

194

в сваре Хлёкк – в битве (Хлёкк – валькирия).

195

Блакк – исландский скальд XII в. Висы Блакка известны только из «Саги о Сверрире».

196

птица ран – ворон.

197

зверю распри – волку.

198

пота Ран – крови.

199

после мессы Павла – день св. Павла 25 января 1188 г.

200

был выбран Эйрик епископ – архиепископ Эйрик, еще будучи ставангрским епископом, держал сторону конунга Магнуса и ярла Эрлинга.

201

и он в то же лето уехал из страны – новый архиепископ отправился в Рим, где он должен был быть рукоположен папой.

202

до мессы Микьяля – 29 сентября 1188 г.

203

крепость Сион – крепость в Нидаросе, которую приказал построить Сверрир.

204

Мы не можем сражаться с безголовыми людьми – в саге игра слов: hofu?lauss – «безголовый» и hof?ing – «хёвдинг», т. е. главарь.

205

На востоке в лесах – пограничная область между Норвегией и Швецией, где укрывались мятежные элементы и откуда выходило немало повстанческих отрядов на всем протяжении «гражданских войн». Характерно, что нередко против этих бунтовщиков выступали не только войска конунга, но сами бонды, опасавшиеся грабежей и насилия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сага о Сверрире"

Книги похожие на "Сага о Сверрире" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Скандинавские саги

Скандинавские саги - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Скандинавские саги - Сага о Сверрире"

Отзывы читателей о книге "Сага о Сверрире", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.