» » » » Антон Чхетиани - Туда и обратно или Китайский Тянь-Шань 2002

Антон Чхетиани - Туда и обратно или Китайский Тянь-Шань 2002

Здесь можно скачать бесплатно "Антон Чхетиани - Туда и обратно или Китайский Тянь-Шань 2002" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Туда и обратно или Китайский Тянь-Шань 2002

Описание книги "Туда и обратно или Китайский Тянь-Шань 2002"

Описание и краткое содержание "Туда и обратно или Китайский Тянь-Шань 2002" читать бесплатно онлайн.

22 июля

Ночью начался дождь. Он продолжается и утром. Толик и Давид, лежащие с боков палатки подмокли. Плотный дождь переходит в мокрый снег. Снег идет весь день. Идет и ночью. В 2 часа ночи он переходит опять в дождь, сопровождаемый слабой грозой. К утру все стихает.

23 июля

Встали в 6 утра и отправились на прогулку по окрестностям. Открылись замечательные виды на Главную и Восточную Победу и в целом вокруг.

Победа с западной ветви Чон-Терена после снегопада. & kartinki/tianshan2002/02.jpg

Тихо. Выходит солнышко. Мы подсушиваемся. Надо зашить палатку, немного лопнувшую сзади в местах крепления оттяжек. Дальше посмотрим.... Надо идти. Наконец разглядели седловину 5100 на ледник Томур. Склон с 2-мя мощными бергами. Наши планы практически определились. Уходим вверх по притоку и будем искать проход на плато под 6435.

Давид вкусно нас кормит рисом с мясом. Мы заклеиваем углы палатки. Посмотрим -- будет ли держать? С юга ползут облака. Над Победой висит увеличивающееся в размерах облако-шапка. Подсушившись, выходим в начале первого.

Сначала идем по гребню морены, бывшему позавчера зеленым. Сейчас месим влажный снег 20-30 см. На гребне появляется множество крупных камней, приходится их облазить и тогда мы спускаемся на ледник. Еще 35 минут. Идем медленно. Тропим уже 30-40 см. Уже хорошо виден ледопад в устье нужной нам ступени. Ледник стал сильно рваный. Через 40 минут мы опять выбираемся к более спокойному правому карману. Со скал над карманом периодически сходят лавины. Обедаем. 15.10. Очень жарко. Телефон не работает. После обеда мы продолжаем движение в кармане. Нам приходится прижиматься к склону и пересекать большой лавинный конус. Со скал неподалеку с регулярностью раз в 3 минуты сыпят лавины и ссыпаются в рантклюфт чуть выше нас. Однако, видны и следы лавин, переметнувшиеся за дырку щель рантклюфта. Ясно, что двигаться вдоль борта уже нет смысла -- впереди многочисленные лавинные конуса и черные разломы ледника. Между тем, на основном теле ледника уже просматривается ровная полоса по центру. Давид выходит вперед и находит аккуратный проход в этом направлении. Выйдя на ровное ледовое поле, в 7 вечера мы становимся на высоте 4018, немного не дотянув до развилки ветвей ледника. Над нами возвышается 6435 (Кошкар -- на китайских картах).

Пик 6435 - Кошкар.

Садится туман. Воду набираем в ледниковом ручье и ужинаем на улице. В 21.00 отбой.

24 июля

Вышли в 7 утра. Снег за ночь не схватился. Идем в направлении перевала на следующую к югу ветвь Чон-Терена, в верховьях которой мы побывали с Толиком и в устье, которой стояли пару дней назад.

К перевалу Божья Коровка (Д.Л.)

Пытались одеть снегоступы, но они стали сваливаться -- надо переделать и подогнать систему крепления. Все время тропим и в 12.00 останавливаемся в ледопаде на высоте 4258 на обед. Погода солнечная. Главная Победа уже спряталась за отрогом и мы наблюдаем Восточную и отрог, разделяющий ветви Чон-Терена. После обеда мы продолжаем подъем по простому ледопаду, однако скорость тропежки резко падает. Толик не выдерживает и говорит, что все мы неправильно тропим и последний переход протрапливает сам. Встали в 18.30 на высоте 4425 на правом борту ледника. Перевал спрятался за перегибом ледопада. Я сегодня дежурю. Появились проблемы с горелками. Приходится разбирать трубку и прочищать тросик.

25 июля

Сегодня был тяжелый день. Снег так и не схватился. Так что началась сплошная месиловка.

Тяжелая тропежка (Д.Л.).

К 12.30 мы дотропили до верхнего цирка и стали лагерем. Трещин было немного. Здесь немного покато и мы выкапываем площадку. Сегодня сильно помогли снегоступы. Мы не успели переделать их крепления - использовали так, но без них мы бы пропали. По прямой линии до предыдущего лагеря всего 400 метров! К вечеру натянуло тучи и пошел снег. Связи нет. Мы заняты креплениями снегоступов.

26 июля

Подъем дежурного (Володи) в 3 утра. Выходим в 05.40 и за 25 минут подходим к лавинным конусам под склонами 6435. Наш перевал в его восточном ребре. Здесь снимаем снегоступы и одеваем кошки. Конуса затвердевшие и идти удобно. Уклон 30-35 градусов. За 35 минут подходим к подножию перевального взлета (8.15). У перевала 2 выраженные седловины. Мы выбираем левую. Как нам кажется, к ней идет неявно выраженный снежно-ледовый гребень. Пересекаем бергшрунд. После, по постепенно укручивающемуся (от 35 до 50 градусов) снежно-ледовому склону, за неполных 5 веревок выходим на седловину (13.15). Снежный гребень оказался не слишком глубоким ветровым надувом. Последняя веревка была крутой -- больше 60 градусов. Здесь шел Толик. Фирменные снегоступы позволили аккуратно выйти наверх по стенке из перекристаллизованного снега. Мы бы просто здесь долго топтались на месте (но вылезли бы). Перевальный гребень узкий. Сразу без карниза начинается спуск на юг. Нам туда не надо. Мы собираемся теперь продолжить подъем по гребню к плато под вюжным склоном 6435. Снег не очень хороший лавиноопасный. Мы обедаем, усевшись в линию вдоль гребня на рюкзаки. Приближается фронт облаков. Толик первым в снегоступах очень аккуратно проходит по гребню под основание взлета на плато.

Вверх по гребню от к плато 5600.

Я также иду в снегоступах. Шагать нужно очень мягко, чтобы не порушить следы и не съехать в сторону. Мы собираемся на маленькой площадочке. Ребята начинают срубать склон, чтоб как-то поставить палатку. Я прохожу в снегоступах вверх еще веревку и закрепляю конец. Спускаюсь уже в пурге. Вдруг на мгновение приоткрывается Победа. Площадка маленькая. Поэтому ночевка полусидячая, полулежачая. Углы палатки подперты рюкзаками. Верхние оттяжки на ледорубе и ледобуре. Давид готовит ужин. Примуса опять капризничают. Ветер постепенно стихает, но затем усиливается и дует всю ночь. Стихло лишь с восходом солнца. Спали мы, тем не менее, нормально.

27 июля

Утром обнаружилось, что лопнула ткань у еще одного угла палатки. Нам открываются замечательные виды на восток Тянь-Шаня.

Панорама Тянь-Шаня.

Хорошо видна и наша вчерашняя линия подъема на перевал (мы его назвали Божья Коровка -- эти создания сопровождали нас всю дорогу и даже в ледовой зоне). Собираемся на узкой площадке. Это не слишком удобно, поэтому выходим по очереди с 09.00. Все в снегоступах. Я прохожу повешенную вчера веревку. Следы делать надо заново. Потом выходит Володя и скрывается за перегибом. Крутизна 35-40. Дальше вверх я прохожу еще веревку, но тут страховка уже не нужна.

Внизу перевал Божья Коровка.

Подходит Володя и так, меняя друг друга на тропежке, мы выходим на снежное поле уклоном в 15-20 градусов на высоте 5300. Толик и Давид подходят чуть позже к 12.00. Толик предлагает переночевать здесь и завтра пересекать плато к югу от в.6435. Вытаптываем площадку и располагаемся. Связи пока нет.

28 июля

Ночью немного шел снег, дул ветер. Была слабая гроза и грохотал крупный обвал с 6435.

Толик проснулся в 4 часа, приготовил манку и в 6.55 мы вышли.

С запада к Победе приближается фронт. Времени у нас немного. Мы двигаемся в связках. Ступени, плотный фирн 35-40 градусов. Работаем все. При обходе ледового разлома перед выходом на гребень, спускающийся с 6435 и отделяющий нас от плато появился лед. Погода уже портится. Гребень на высоте 5600 мы пересекли уже в отсутствии нормальной видимости и спускаемся на край плато ближе к ледопаду, ориентируясь по направлению скатывающихся из под ног снежков. На высоте 5510 уже в молоке ставим временно палатку и пережидаем. Если стихнет, то пойдем дальше. Нет -- останемся. Ребята уселись за преферанс. Идет мокрый снег и дует ветер. В начале шестого ветер разгоняет тучи и все внезапно открылось. За нашей спиной плато, постепенно повышающееся в сторону взлета перевала на Томур (на запад). Справа (с севера) пик Кошкар с ледопадом на высоте около 6000 и гребнем с выходами скал. С другой стороны (с юга) пик 6050. Внизу виден провал ледопада и гребень отрога с интересующей нас седловиной. Все очень красиво в зимних тонах. Под вечер удается связаться с Москвой!

29 июля

Встал в 4 утра. Подогрел чай. Вышли мы 6.30. Виды вокруг зимние. Идут два фронта. Один верхний выглядит как зимний. Второй более низкий и обычный. Любуемся пиком Военных Топографов с 2-мя южными контрфорсами. Хорошо смотрится пик 6571 на востоке. Двигаемся (в снегоступах) вправо под разломами на склоне вершины 6050. Затем влево и вниз. Входим в ледопад. Он сильно засыпан. Скоро вешаем веревку на катапульте через сброс и движемся в правой по ходу части ледопада.

Через сброс (Д.Л.).

На питье чая останавливаемся в 10.00. Сбросили уже 400 метров. Жарко. Все выше и ниже нас затянуло облаками. Над нами же светит солнце. После спуск идет сначала прямо вниз. Затем направо ближе к склонам. Для этого мы подходим к гигантскому сераку.

... мы подходим к гигантскому сераку

Из-под него, по склону без трещин, выходим в кулуар со следами лавин и обвалов, спускающийся сверху из под 6050, вдоль правого борта ледника.