» » » » Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»


Авторские права

Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»

Здесь можно скачать бесплатно "Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Уч-Сумер, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»
Рейтинг:
Название:
«ТЕЛЕНГЕТЫ»
Издательство:
Уч-Сумер
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«ТЕЛЕНГЕТЫ»"

Описание и краткое содержание "«ТЕЛЕНГЕТЫ»" читать бесплатно онлайн.



От своих родителей, Тенгерекова Сергея Ивановича и Тенгерековой Лидии Николаевны в девичестве Сарбачаковой, я знал историю моего народа— теленгетов совсем иную, не такую какую нам преподносят до сей поры. Впервые официальное подтверждение истории моего народа теленгетов я нашел в трудах ученого тюрколога, профессора Уманского Алексея Павловича. Профессору Уманскому А.П. надо отдать должное, он всю свою сознательную жизнь посвятил восстановлению истории теленгетов 17— первой четверти 18 века. Его труды «Телеуты и русские в 17— 18 веках», «Телеуты и их соседи в 17— первой четверти 18 века» должны стать настольными книгами в каждой семье теленгета. Профессор Уманский А.П. одним из первых подверг ревизии труды академика Л.П. Потапова, он первый из отечественных историков на официальном уровне сказал о нас правду. В его трудах я впервые на официальном уровне нашел подтверждение той истории моего народа, которую поведали мне мои родители. Чтобы поведать вам историю теленгетов такой, какой мне преподнесли мои родители, мне пришлось в течение более двадцати лет вести по крупицам сбор и обработку материалов касающихся истории теленгетов.

На сегодняшний день я могу предложить моему читателю первую часть своей работы «Теленгеты до вхождения в состав Российской империи». В настоящее время мною готовится к печати вторая часть моей работы «Теленгеты под короной Российской империи».

Текст публикуется в авторской редакции.






С началом карательной экспедиции китайского императора против повстанцев, зайсан мундусов Буктуш Кумеков, а также теленгетские зайсаны Бурут, Намыкай и Намык подтянули дючины своих зайсанств к устью реки Семы. Командующий Сибирскими войсками Крофт 24 мая 1756 года получает указ Коллегии иностранных дел датируемый от 2 мая 1756 года о приеме «Зенгорцев» в подданство России с обстоятельными условиями их приема. В указе сообщалось, что в случае отказа в приеме «зенгорцам» в предоставлении подданства, они будут захвачены китайскими войсками или перейдут в казахскую Среднюю орду. Поэтому необходимо принимать «зенгорцев» в подданство даже и в случаях отказа их от переселения на Волгу. При приеме «зенгорских» князей требовать от них в обязательном порядке выдачу аманатов, а у которых не имеется детей их близких родственников. Всех «зенгорцев» принятых в подданство России, кроме двоеданцев следовало постепенно перепровождать на Волгу в калмыцкие степи. Анологичный указ поступил и на имя Сибирского губернатора Мятлева, который во исполнение указа отослал копию командующему Колывано-Кузнецкой военной линией полковнику де Гарриге.

Наместники китайского императора, не дождавшись от теленгетских зайсанов добровольного принятия китайского подданства, в конце мая 1756 года дали распоряжение войскам захватить теленгетов до их выхода к русской военной линии.

В. Серебренников, вернувшись в Кузнецкую крепость 5 июня 1756 года, докладывал, что по сообщениям мундусского зайсана Буктуша Кумекова китайские передовые отряды под предводительством Ценгуньжаба находятся на реке Катунь в районе переправы Кур-Кечу, где готовят плоты для переправы на эту сторону.

31 мая 1756 года зайсан мундусов Буктуш Кумеков посылает своего брата в Бийск для переговоров с командующим Колывано-Кузнецкой военной линией, полковником де Гарригой. При встрече с командующим брат зайсана Буктуша Кумекова сообщил ему о том, что зайсан мундусов Буктуш переправился через Катунь со всеми своими улусными людьми и расположился от Бийской крепости в 60 верстах. Командующий Колывано-Кузнецкой военной линией, полковник де Гаррига разрешил зайсану Буктушу с его улусными людьми приблизиться к Бийской крепости на расстоянии до 25 верст, а также прибыть ему самому с тремя аманатами из своих детей и детей лучших людей о заключении договора перехода в подданство России.

ДОБРОВОЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ ТЕЛЕНГЕТОВ В СОСТАВ РОССИИ.

21 июня 1756 года для принятия Российского подданства прибыли в Бийскую крепость зайсаны Буктуш Кумеков, Намыкай Малаев, Бурут, Церен и демичи Менгош Сергеков из зайсанства зайсана Бокола, который решил принять китайское подданство. Зайсаны Буктуш, Намыкай, Бурут, Церен и демичи Менгош Сергеков были приведены к шерти и дали письменные обязательства на своем языке. От зайсана мундуса Буктуша в аманаты был взят его сын Тегедек, от зайсана Намыкая— сын Бору, от зайсана Бурута— сын Эльзиой, от зайсана Церена— сын Хурим, от демичи Менгоша— сын шуленги Табунаева Кидесек. [118] Новоподданые зайсаны от переселения на Волгу отказались. Полковник де Гаррига предложил им перейти в междуречье Иртыша и Оби, но командующий Сибирскими войсками Крофт не разрешил пропускать их на территорию, ссылаясь на указы правительства. Он предложил полковнику де Гарриге оставить новоподданых в близи Колывано-Кузнецкой военной линии до отправки на Волгу.

После бегства нойена Амыр-Саны в Средний жус казахов. Теленгетский тайджи Бату-Менко собрал мундусских зайсанов с их улусными людьми, и вместе с енисейскими киргизами, мингатами направился на Юг Сибири к границам России, чтобы принять российское подданство и вернуться в свои родные кочевья, в которых они проживали до вступления в Джунгарское ханство. При переходе из Илийской долины к Колывано-Кузнецкой военной линии тайджи Бату-Менко, зайсаны мундусов со своими улусными людьми имели три сражения с китайскими военными отрядами. В последнем сражении с китайцами мундусы со своими улусными людьми были разбиты и рассеяны. Так по рассказу Бока, сына демичи Еркея Менкина, желающие вступить в подданство России шли от озера Железного «месяца с три, у реки Уллю (Или) переправились и имели с китайцами и колмаками баталию, и после оной шли дней шесть и паки при урочище Алтына Меля, да при урочище Акбус реки и Калмутагая с теми же китайцами имели три баталии и при последней китайцы всех их разбили». [119] Из 70 тысяч мундусов и их улусных людей только 1507 человек во главе с теленгетским тайджи Бату-Менко и тремя зайсанами пробились к Усть-Каменогорской крепости. Вместе с мундусами к военной линии вышел и киргизский зайсан Кошка-Гурбан со 168 киргизами. Основная часть мундусов и ряд теленгетских сеоков остались в пределах современной республики Киргизстан и в районе Чёрного Иртыша современной территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики.

Об этом периоде времени, Н.А. Аристов в своей работе «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей», сообщает, что: «… в 1757 году, киргизы эти с находящимися на Или мингатами и теленгутами пошли было к Алтаю, но были разгромлены и частично попали в Россию, — пристав к калмыкам Церина, с которыми вышли на Сибирскую границу и перепровождены отсюда на Волгу к торгоутам…». [120] (В своей работе Н.А. Аристов допустил неточность в определении даты 1757 год, мундусы вышли на Усть-Каменогорскую крепость с территории современного Киргизстана в 1756 году 7-8 октября— И.Т.).

Оставшиеся мундусы и тёлёсы на территории современного Киргизтана совместно с енисейскими киргизами, волею судьбы, приняли участие в этногенезе современного киргизского народа.

Отец тюркологии, российский ученый— путешественник Радлов В.В. в своем научном труде «Из Сибири» сообщает: «Тип кара-киргизов, безусловно, иной, чем у казаков. Это особенно бросилось мне в глаза при моем первом посещении кара-киргизов…, которых я встретил в 1862 году на реке Каркара. Лица кара-киргизов очень напомнили мне лица алтайских горных калмыков и телеутов». [121] Во время путешествия по территории Киргизии В.В. Радлов зафиксировал у киргизов наличность сеока Мундус. «Число кара-киргизов, должно быть очень велико. Они делятся на две группы: онг (правые) и сол (левые). Онг делятся на шесть племен:…

2. Племя сары— багыш (желтые лоси), кочующие на севере и востоке Исиккёля… Мне назвали следующие названия родов сары— багыш: сару, каба, монгулдур, шыкманат, саяк, ассык, Дёлёс, конграт, Мундус, кытай и етиген. (Прошу обратить особое внимание на роды Дёлёс и Мундус, очень многочисленные и у алтайцев.)…

3.Племя солту кочует к югу от реки Шу и было раньше подданным Коканда; теперь оно относится к Токмакскому району. У солту мне назвали следующие роды: етиген, кучу, сару, монгулдур, кытай, Мундус, ассык.

4. Племя эдигена у реки Андижан в 1869 г., когда я был на Исикёле, еще было подданным Коканда. Мне назвали здесь восемь родов: Дёлёс, сару, конграт, монгулдур, Мундус, саяк, каба и шыкманат…

Группа сол гораздо малочисленней, чем онг, они кочуют у реки Талас и состоят из следующих родов: сару, беш берен, Мундус, тёнгтёрюп, кучу, кюркюрен, етиген… по данным знакомых мне манапов, все киргизские роды включая и те, что являются подданными Коканда и Китая, насчитывают до 80 000 кибиток, что означало бы население свыше полумиллиона». [122]

В своих исследованиях по этнографии кара— киргизов, Аристов Н.А. отмечает, что сеок Мундус у кара-киргизов по численности людей находится на третьем по счету месте: «первое место по своей распространяемости занимает 1) кость сару… вторая по распространяемости будет 2) кость каба…, следующая 3) кость МУНДУС существует поныне у алтайцев;». [123]

Российские ученые тюркологи В.В. Радлов, Н.А. Аристов, советский тюрколог Л.П. Потапов в своих исследованиях по этнографии киргизов акцентируют внимание на общность сеока Мундус и Тёлёс у теленгетов (телеутов), алтайцев и киргизов. «О кости МУНДУС можно заметить еще, что она очень древняя, ибо встречается в нескольких поколениях кара-киргизов, в состав которых вошла конечно до Рождества Христова, когда кара-киргизы находились еще между Саянским хребтом и Тянь-шанем». Н.А. Аристов в своей работе «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей» определяет дату появления Мундусов на территории Киргизтана до Рождества Христова опираясь только на то, что сеок Мундус «встречается в нескольких поколениях кара-киргизов», не приводя другой аргументации опирающеся на конкретные исторические события и факты. Да, с момента переселения Мундусов с Юга Сибири джунгарским ханом Цэван Рабданом на территорию современной Республики Киргизстан на момент проводимых этнографических исследований Н.А. Аристовым родилось и выросло семь поколений Мундусов. Дату появления Мундусов на территории Киргизстана следует считать 1713 год— начало массового переселения Мундусов ханом Цэван Рабданом в Илийскую долину и на берега озера Исык-Куль.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«ТЕЛЕНГЕТЫ»"

Книги похожие на "«ТЕЛЕНГЕТЫ»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иннокентий Тенгереков

Иннокентий Тенгереков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»"

Отзывы читателей о книге "«ТЕЛЕНГЕТЫ»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.