» » » » Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»


Авторские права

Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»

Здесь можно скачать бесплатно "Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Уч-Сумер, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»
Рейтинг:
Название:
«ТЕЛЕНГЕТЫ»
Издательство:
Уч-Сумер
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«ТЕЛЕНГЕТЫ»"

Описание и краткое содержание "«ТЕЛЕНГЕТЫ»" читать бесплатно онлайн.



От своих родителей, Тенгерекова Сергея Ивановича и Тенгерековой Лидии Николаевны в девичестве Сарбачаковой, я знал историю моего народа— теленгетов совсем иную, не такую какую нам преподносят до сей поры. Впервые официальное подтверждение истории моего народа теленгетов я нашел в трудах ученого тюрколога, профессора Уманского Алексея Павловича. Профессору Уманскому А.П. надо отдать должное, он всю свою сознательную жизнь посвятил восстановлению истории теленгетов 17— первой четверти 18 века. Его труды «Телеуты и русские в 17— 18 веках», «Телеуты и их соседи в 17— первой четверти 18 века» должны стать настольными книгами в каждой семье теленгета. Профессор Уманский А.П. одним из первых подверг ревизии труды академика Л.П. Потапова, он первый из отечественных историков на официальном уровне сказал о нас правду. В его трудах я впервые на официальном уровне нашел подтверждение той истории моего народа, которую поведали мне мои родители. Чтобы поведать вам историю теленгетов такой, какой мне преподнесли мои родители, мне пришлось в течение более двадцати лет вести по крупицам сбор и обработку материалов касающихся истории теленгетов.

На сегодняшний день я могу предложить моему читателю первую часть своей работы «Теленгеты до вхождения в состав Российской империи». В настоящее время мною готовится к печати вторая часть моей работы «Теленгеты под короной Российской империи».

Текст публикуется в авторской редакции.






Российские ученые тюркологи В.В. Радлов, Н.А. Аристов, советский тюрколог Л.П. Потапов в своих исследованиях по этнографии киргизов акцентируют внимание на общность сеока Мундус и Тёлёс у теленгетов (телеутов), алтайцев и киргизов. «О кости МУНДУС можно заметить еще, что она очень древняя, ибо встречается в нескольких поколениях кара-киргизов, в состав которых вошла конечно до Рождества Христова, когда кара-киргизы находились еще между Саянским хребтом и Тянь-шанем». Н.А. Аристов в своей работе «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей» определяет дату появления Мундусов на территории Киргизтана до Рождества Христова опираясь только на то, что сеок Мундус «встречается в нескольких поколениях кара-киргизов», не приводя другой аргументации опирающеся на конкретные исторические события и факты. Да, с момента переселения Мундусов с Юга Сибири джунгарским ханом Цэван Рабданом на территорию современной Республики Киргизстан на момент проводимых этнографических исследований Н.А. Аристовым родилось и выросло семь поколений Мундусов. Дату появления Мундусов на территории Киргизстана следует считать 1713 год— начало массового переселения Мундусов ханом Цэван Рабданом в Илийскую долину и на берега озера Исык-Куль.

С выходом небольшой части Мундусов в 1507 человек с территории современного Киргизстана на Усть-Каменогорскую крепость тайджи Бату-Менко обращается к коменданту крепости с письменным прошением о приеме мундусов в российское подданство. Профессор А.П. Уманский в своей работе «Телеуты и русские в 17— 18 веках» в определении даты подачи прошения тайджой Бату-Менко о принятии мундусов и его улусных люде допускает не точность, определяет дату 1757 годом. Также Потапов Л.П. в историко-этнографическом очерке «Этнический состав и происхождение алтайцев» допускает ряд непозволительных неточностей:

1) «Телеутский зайсан Бату-Мёнко прибыл к г. Кузнецку, прося о защите Тау-телеутских волостей». [124] Как было выше указано, тайджи Бату-Менко во-первых, вышел с мундусами не на Кузнецкую крепость, а на Усть-Каменогорскую; во— вторых, он не был тау-телеутским зайсаном и не мог просить о защите тау— телеутских волостей. Из источников известно, что Бату-Мёнко принадлежал к сеоку Мундус, а Мундусы все относились к ак теленгетам.

2) «Весьма известный телеутский зайсан Бату-Мёнко кочевал в Канской степи». [125] Во-первых, кочевья Бату-Мёнко находились в Илийской долине, где мундусы и их улусные люди джунгарским ханом Цэван Рабданом были выделены в отдельный теленгетский оток «алтайцы же оставались в калмыцком подданстве, составляя цзунгарский оток теленгет в 4 т. кибиток до 1756 г.». [126] Во главе теленгетского отока с начала переселения Мундусов в глубь Джунгарии (на территорию современного Киргизстана— И.Т.) стоял бывший хан теленгетов Шал Табынов, после его смерти оток возглавил тайджи Бату-Мёнко; во-вторых, если бы мундус Бату-Мёнко со своим улусом кочевал в Канских степях, то он обязательно был бы в числе теленгетских зайсанов, кочевья которых были расположены в горах Алтая и в прииртышье, участвовавших на переговорах с цинскими властями об условиях перехода в китайское подданство осенью 1755 года. [127] А также имя мундуса Бату-Мёнко не значится в прошении теленгетских зайсанов, чьи кочевья находились в горах Алтая и в прииртышье о добровольном принятии их с улусными людьми в Российское подданство. Имя мундуса Бату-Мёнко значится в переписных ведомостях принятых в подданство России составленных в Усть-Каменогорской крепости.

Сибирским губернатором Мятлевым было дано указание коменданту Усть-Каменогорской крепости капитану Трауенберху о приеме теленгетов и киргизов в подданство Российской империи. Этим же указом предписывалось провести перепись принимаемых людей и их скота. Из переписных ведомостей явствует, что в Российское подданство вступили теленгетские зайсаны Еркен-Кашка, Байсур— Бакши, Ангир Бекин и тайджи Бату-Мёнко. «При них осталось 1507 человек». [128] Из переписных ведомостей видно, что в подданство Российской империи были приняты из Абаковской ветви Конаевской ханской династии двое— тайджи Бату-Мёнко «Кокуев внук, Байхороков сын», Еркен-Кашка «Урган Жиранов Кукен Батуров внук», из Кашкай-Буруновской ветви: Ангир Бекин «Бойкенов внук». [129] У Бату-Мёнко Байгорокова при выходе на Усть-Каменогорскую крепость осталось 346 человек, у Ангира Бекина— 159 человек, и у Еркен-Кашка Жиранова 884 человека». [130] В Илийской долине по утвержденю зайсана Еркен-Кашка у него было в зайсанстве улусных людей пять тысяч человек. [131]

Указом Коллегии иностранных дел от 16 ноября 1756 года переселение принятых в подданство зенгорцев на Волгу было отложено на весну 1757 года. Российские новоподданые были обезоружены и расселены вдоль Колыванской линии на зимовку.

28 июля 1757 года из Бийска выступил «Большой Кош» из новоподданых Российской империи, проведших зимовку на Колыванской, Иртышской, Бийской и Кузнецкой линиях. Большой Кош из 3989 переселяемых человек сопровождался отрядом конвойных под предводительством майора Эдена по маршруту Омск-Тара-Ишим-крепость Звериноголовская на реке Тобол-река Куртамыш (в Курганской области— И.Т.). На реке Куртамыш Большой Кош был остановлен на зимовку. Переселение новоподданых русского царя сопровождалось массовой гибелью теленгетов, в том числе мундусов, которые составляли более половины Большого Коша. К началу зимовки Большой Кош поредел на 1362 человека. «В списке, составленном в декабре 1757 года… в оставшихся 864 семьях насчитывалось 2626 человек, бывших раннее, и 20 младенцев, родившихся в ноябре». [132] 22 октября 1758 года калмыцкий хан Дондук-Даши отправил письменное сообщение Российскому уполномоченному в Калмыцком ханстве генералу Спицыну о том, что прибыл Большой Кош в сопровождении его посланца Габуна гелюнга «пришедших в подданство ея величества зенгорских калмык привел… более осми сот семей, при которых имеется тысяча двести лошадей и тридцать четыре верблюда; кои калмыки им ханом… распределены по улусам». [133]

Мундусы и теленгеты переселенные в «составе большого коша проживали среди калмыков компактно и сохраняли свой этноним вплоть до начала 20 века. Например, при переписи 1903 года в составе Хошеутовского улуса было зафиксировано 85 семей „ики-теленгитов“ и „бага-теленгитов“. П. Небольсин, посетивший Хошеутовский улус в середине 19 века, писал, что теленгиты этого улуса являются „чистыми дзюнгарцами“, т.е. бывшими поддаными Джунгарского ханства. [134]

Помимо Большого Коша вплоть до 1760 года шло переселение новоподданых в Калмыцкое ханство и крещенных новоподданых в город Ставрополь (ныне город Тольятти-И.Т.) построенный на левом берегу Волги специально для переселения окрещенных «калмыков». Российский Сенат своим указом от 6 июля 1757 года предписывал новокрещенным «зенгорцам» учинить особое попечение, лучшее, чем некрещенным. К началу 1760 года, по подсчетам Коллегии иностранных дел, численность принятых в подданство России составило «14 617 душ мужеска и женска пола… с малолетними, но будучи… на линиях и во время препровождения от оспы и других болезней многие померли». [135] В Калмыцкое ханство за этот период времени было переселено бывших «зюнгарцев» 2 047 кибиток, в город Ставраполь новокрещенных «зюнгарцев»— 1 765 душ мужска пола, кроме женскаго». [136]

Таким образом, потомки Абаковской и Кашкай-Буруновской ветвей Конаевской ханской династии мундусы: тайджи Бату-Мёнко, зайсаны Еркен-Кашка, Ангир Бекин вышедшие из Илийской долины на просторы родной Сибири с мундусами своих улусов и с частью мундусов улуса зайсана Буктуша Кумекова помимо своей воли оказались в Калмыцком ханстве и в городе Ставрополе.

Потомки Ентугаевской ветви Конаевской ханской династии мундусы: Буктуш и Диорбют Кумековы, Канзак Бектелев принявшие подданство Российской империи с частью мундусов и своих улусных людей, боясь переселения на Волгу, ушли скрытно с Бийской линии в горы Алтая, не отказываясь от подданства и уплаты ясака. «В списке высланных поименованы зайсаны Бурут Чекугалин, Кымык Яманаев, Кутук Кутайгулин, Церен Уруков и семейство умерших зайсанов Гулчугая и Омбы. Кроме того поименованные калмыки (мундусы— И.Т.) ведомства Буктуша, но ни его самого, ни его семьи в списке нет». [137]

По факту ухода ряда зайсанов и демичей со своими людьми с Бийской линии, калмыцкие эмиссары обвинили командующего Колывано-Кузнецкой военной линиии полковника де Гарригу в самовольном отпуске новоподданых в горы Алтая. Для расследования обстоятельств ухода теленгетов с линии, губернатор Сибири Мятлев прислал полковника Лорих, который по прибытии в Бийск потребовал вернуть на линию новоподданых и двоеданцев для отправки на Волгу. Летом 1757года из Бийской крепости в горы Алтая был отправлен специальный отряд под командованием поручика Заливина. Все попытки вывода мундусов, тодошей, тёлёсов, тонжанов и других теленгетских сеоков к Колывано-Кузнецкой военной линии не увенчались успехом из-за нежелания быть насильно переселенным с родных кочевий в чужие края.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«ТЕЛЕНГЕТЫ»"

Книги похожие на "«ТЕЛЕНГЕТЫ»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иннокентий Тенгереков

Иннокентий Тенгереков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иннокентий Тенгереков - «ТЕЛЕНГЕТЫ»"

Отзывы читателей о книге "«ТЕЛЕНГЕТЫ»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.