Эпиктет - Беседы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Беседы"
Описание и краткое содержание "Беседы" читать бесплатно онлайн.
316
Названия сочинений Эпикура (он написал около 300 книг), соответствующих разделению философии Эпикуром на канонику (учение о критерии истины), физику (учение о природе) и этику (учение о предпочитаемом и избегаемом, об образе жизни и цели жизни). См.: Диог. Л., X, 26 – 30.
317
См. примеч. 10 к I, 2.
318
Начало предсмертного письма Эпикура к Идоменею (ученику Эпикура). См.: Диог. Л., X, 22.
319
…‹вне›… – ‹έξω›, добавлено по конъектуре.
320
…выражений… – των ρημάτων, конъектура. В рукописях – θεωρημάτων («правил»).
321
Из поэмы Клеанта (см. в примеч. 2 к I, 17). В «Руководстве» (извлечениях из «Бесед Эпиктета»), гл. 53, приводится еще три стиха. Сохранился «Гимн Зевсу» Клеанта. См. еще: Сенека, Письма, 107.
322
Илиада, 11,25.
323
Непонятно, кто имеется в виду под «верховным жрецом». Может быть, судя по контексту, – Калхант, прорицатель и жрец, сопровождавший ахеян» (греков) в походе на Трою? Слово μονομάχοι, переведенное здесь «единоборцы», у Эпиктета обычно употребляется в значении «гладиаторы».
324
…ему… – Ахиллу. Мать Ахилла- Фетида, морская богиня (нереида), отец – Пелей, сын Эака (сына Зевса и Эгины, дочери речного бога Асопа) и Эн-деиды, дочери Скирона, царь Фтии (в Фессалии, в Северной Греции).
О камне Аякса и Гектора см. ссылку в примеч. 6 к II, 9.
325
См.: Илиада, IX. Феникс – воспитатель Ахилла.
326
См.: II, 12, 5 с примеч. 2.
327
…среди одного и того же рода… – εν τω αύτώ γένει. Предлагается конъектура εν τω αυτών γένει – «среди их рода» (?).
328
Полемон (афинянин) вел в молодости разгульную жизнь. Однажды он явился с пира пьяным к Ксенократу, главе Академии (IV в. до н. э.; он был учеником Платона), который наставил его на путь истины. Впоследствии Полемон стал знаменитым философом, после смерти Ксенократа возглавил Академию, с 315 по 266 гг. до н. э. (см.: Диог. Л., IV, 16; Лукиан. Дважды обвиненный, 16; Гораций , Сатиры, II, 3, 253 – 257.
329
Лаий – царь Фив, отец Эдипа. Дельфийский оракул Аполлона возвестил ему, что он умрет от сына, который родится у него от его жены Иокасты. Когда у него родился сын (Эдип), он велел оставить новорожденного на горе Киферон, но слуга передал ребенка коринфскому пастуху, который отдал его Полибу, царю Коринфа, усыновившему его. Повзрослев и пожелав узнать в Дельфах о своем происхождении, Эдип случайно встретился с Лаием, случайно убил его (не зная, что это его отец).
330
В преддверье храма Аполлона в Дельфах.
331
…своим божеством… – υπό του δαιμονίου. Точнее – «даймонием», личным духом-покровителем (см.: I, 14, 12 – 14), о котором Сократ говорил как о «внутреннем голосе», голосе бога внутри его (см., напр.: Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, I, 1,2 – 5; IV, 3, 12 и 13; IV, 8, 1; Апология Сократа, 12 и 13; Платон, Апология Сократа, 31 с – d, 40 а – с; Теаг, 128d; Федр, 242 b – с; Плутарх, О даймонии Сократа; Апулей, О боге Сократа).
332
См.: I, 9, 23 – 24 с примеч. I.
333
См. примеч. 10 к I, 2.
334
Т. е. богу, или природе.
335
Вероятно, приводятся слова Диогена, сказанные по такому же поводу: «…Разве ты можешь винить природу в том, что она создала тебя мужчиной, а не женщиной?» (см.: Афиней, XIII, 565с).
336
Одиссея, I, 37 – 39 (повеление богов Эгисту не убивать Агамемнона и не жениться на Клитемнестре, супруге Агамемнона). Аргоубийца- эпитет Гермеса, убившего Аргоса (Аргуса), неусыпное стоглазое чудовище.
337
См.: Платон, Алкивиад I, 131d.
338
См. примеч. 3 к I, 4.
339
…страхи… – φόβους, конъектура. В рукописях – φθόνους («зависть»).
340
…ложными рассуждениями. – ψευδόμενους (мн. ч.). Может быть, правильно: «Лжецами», т. е. парадоксами типа «Лжец» (так переводит Олдфазер)? См. примеч. 6 к II, 17. О предыдущих «рассуждениях» см.: I, 7.
341
Что считалось непристойным и оскорбительным.
342
См.: Диог. Л., VI, 34 – 35 (где говорится, что Диоген так показал оратора Демосфена).
343
Криний- философ стоической школы. Предполагают, что он был учеником Архедема (см. примеч. 4 к II, 4), и относят его ко второй половине II в. до н. э. Его упоминает еще только Диоген Лаертский (VII, 62, 68, 71, 76) в своих ссылках на его сочинения (или сочинение?) по стоической логике.
344
См.: I,7.
345
…учителя борьбы… – άλείπτου. См. примеч. 6 к II, 12.
346
См., напр.: II, 14, 8; III, 2, 4; IV, 6, 26.
347
…дух… находятся… – το πνεύμα, εφ ου εισιν. См. примеч. 5 к II, 1.
348
Эпир – западная часть Северной Греции. Завоеванные Римом Македония и Греция были превращены в римскую провинцию Македонию. При разделе провинций между Августом и сенатом в 27 г. до н. э. вся Греция к югу от Македонии была превращена в отдельную (сенатскую) провинцию с названием Ахайа, управлявшуюся проконсулом или пропретором с помощью легатов и квесторов (которых назначал сенат). Но принцепсы вмешивались и в дела сенатских провинций. Впоследствии Эпир был выделен в отдельную провинцию (время точно неизвестно), управлявшуюся прокуратором цезаря (во всех этих вопросах много неясного). Сайм (см. указ. соч. в примеч. к «Письму Арриана», с. 186) предполагает, что прокуратор Эпира, с которым беседует здесь Эпиктет, идентичен с Гнеем Корнелием Пульхром, прокуратором Эпира при Траяне (98 – 117 гг. н. э.). Главным городом Эпира был Никополь (см. примеч. 2 к I, 9). См. еще примеч. 1 к III,7.
349
…школу… – добавлено в переводе (по содержанию главы).
350
См.: Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, I, 6, 8 – 14. Ср.: Платон, Протагор, 318 слл.
351
См.: Элиан, Пестрые рассказы, IX, 7.
352
См.: Платон, Теетет, 150с – 151b; Протагор, 310е слл.; Ксенофонт, Экономика, 3, 14. Ср. также: Максим Тирский, 38, 4b. – Протагор и Гиппий – одни из основателей софистической философии (V в. до н. э.).
353
…обыкновенный ум… – κοινός νους (букв.: «общий ум»), т. е. ум обыкновенного нормального человека, здравомыслие, здравый смысл.
354
Вероятно, пословица. См.: Диог. Л., IV, 47 («Невозможно… нежный сыр крючком притянуть»).
355
Корректор (греч. διορθωτής = лат. corrector) свободных городов (полисов)- первоначально чрезвычайный, впоследствии постоянный уполномоченный цезаря, из числа сенаторов, для упорядочения состояния свободных городов в римских сенатских провинциях (корректоры действовали независимо от управляющих провинциями проконсулов). Первый вообще известный такой корректор – Секст Квинтилий Валерий Максим, который был послан Траяном ок. 108 г. н. э. в Ахайю (см. адресованное ему письмо Плиния Младшего, VIII, 24), который в 98 или 99 г. был квестором в провинции Вифиния-Понт (см. там же, и ср. «Панегирик Траяну» Плиния Младшего, § 70). Его одноименный сын начал свою сенаторскую карьеру квестором провинции Ахайи (как видно из этих «Бесед», он в молодости сопровождал своего отца в этой провинции). Полагают, что Максим, корректор-собеседник Эпиктета (см. ниже, § 3 и § 10), идентичен с корректором Секстом Квинтилием Валерием Максимом (хотя здесь много неясного). Никополь, имевший статус свободного города (см. примеч. 2 к I, 9 и IV, 1, 14 с примеч. 3), был главным городом Эпира. Эпир в это время был уже, по-видимому, отдельной провинцией, не входящей в Ахайю (см. примеч. 1 к IV, 4), а Валерий Максим был корректором провинции Ахайи. Можно предположить, что полномочия корректора Ахайи распространялись и на свободные города Эпира (или корректор Ахайи Максим только что прибыл в Грецию, в Никополь, и посетил Эпиктета).
356
Кассиопа – мыс и гавань на севере острова Коркиры (напротив Эпира); был еще город в Эпире, недалеко от Никополя (обычно он называется Кассопа), была и гавань с таким названием в Эпире.
357
…с сыном, сопровождая его – μετά του υιού προπεμπων. Так переводят, но это сочетание необычно и неясно. Может быть: «в сопровождении сына»? (См. выше, примеч. 1.)
358
…духовных… – добавлено по конъектуре (из схолий).
359
…дружеские связи… – φιλίας. В изданиях принята конъектура φίλας («подруги», «подружки»).
360
…в державном городе… – εν ήγεμονούση πάλει. По-видимому, имеется в виду «в столице» Римской империи (Риме).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Беседы"
Книги похожие на "Беседы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эпиктет - Беседы"
Отзывы читателей о книге "Беседы", комментарии и мнения людей о произведении.