Эпиктет - Беседы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Беседы"
Описание и краткое содержание "Беседы" читать бесплатно онлайн.
398
…мальчишки… – παιδαρίου. Может быть: «мальчишки-раба»? Это слово у Эпиктета чаще употребляется в значении «дети», «детишки».
399
Гальба – кратковременный принцепс 68 – 69 гг. н. э. (после Нерона). В 69 г. он был убит. § 14 не связан с предыдущим текстом.
400
Это сравнение вызвано тем, что такие записи делались на навощенных дощечках.
401
Т. е. из школы.
402
Ксист – крытый портик при гимнасиях для упражнений в зимнее время и в плохую погоду.
403
Филосторг – упоминается только здесь. Судя по греческому имени, повидимому, вольноотпущенник (которого Эпиктет знал в Риме).
404
Сура – предполагают, что имеется в виду Марк Пальфурий Сура. При Нероне этот Сура вступил в борьбу с девушкой-лакедемонянкой, за что впоследствии Веспасиан исключил его из сената. Сура стал заниматься стоической философией, был оратором и поэтом (при Домициане он стал победителем, выступив оратором в Капитолийском состязании). При Домициане он был доносчиком (но Домициан не вернул его в сенат), поэтому следующий принцепс Нерва (96 – 98 гг. н. э.) казнил его.
405
Дальше считается пропуск в тексте, который дополняют: «Что это значит?» – «Отец ничего не дает мне». И еще другое дополнение к этому: «И больше ничего?» – «Ничего». – Следующее предложение испорчено.
406
…благо… – αγαθόν, конъектура. В рукописях: άπάτην («заблуждение»). Но если допустить, что в тексте пропуск, то смысл предложения, вероятно, такой: заблуждение относительно ложного есть зло, а знание о ложном, что оно ложно, есть благо.
407
Предлагается конъектура: «быть здоровым или быть больным».
408
Менекей – сын Креонта (брата Иокасты, ставшего царем Фив после гибели Этеокла и Полиника, см. примеч. 7 к II, 22). Он (тайком от отца) принес себя в жертву Аресу, что было по предсказанию условием спасения Фив во время осады их Полиником.
409
Отец Адмета – Ферет (см. примеч. 5 к II, 22).
410
He переведено рукописное чтение υπέρ άμφοτέρας (букв.: «над обеими», т. е. «выше рук»?) из-за неясности. Это, вероятно, название какого-то приема в борьбе (поднятие противника обеими руками вверх над собой?). В изданиях принята конъектура ύπερον αμφοτέραις – «Подними дубинку (?) обеими руками».
411
…смерти. – точнее: «(о том, чтобы мне) умереть». На полях одной рукописи: «не умереть».
412
Т. е. в школе.
413
См. примеч. 4 к III, 15.
414
Лесбий – лицо неизвестное.
415
По исправлению: «Сначала перевари их, тогда не станешь вот так изрыгать».
416
Элевсин – город в Аттике, в 20 км к северо-западу от Афин, с древним знаменитым святилищем Деметры. Помещение – οίκημα По всей видимости, здесь имеется в виду так называемый Телестёрион – построенное знаменитым архитектором Иктином во второй половине V в. до н. э. сооружение для совершения Элевсинских мистерий (культа Деметры, ее дочери Персефоны и Диониса-Иакха).
417
Верховный жрец (иерофант), факелоносец, глашатаи – главные священнослужители элевсинских мистерий.
418
…обряда очищения… – άγνείας, чтение у Аптона (см. в примеч. 2 к I, 7). В рукописях: υγιειας – «здоровья» (не принятое в изданиях). В первые дни мистерий были разные приготовления к главной части – жертвы, очищения, омовения, процессии и т. п. Но рукописное чтение не невозможно, поскольку жрец должен был быть без всяких телесных недостатков.
419
Верховным жрецом Элевсинских мистерий избирали из рода Эвмолпидов обычно пожилого и обладавшего звучным голосом. Вступая в должность, он менял свое прежнее имя на новое, священное, которое оставалось в тайне для непосвященных в мистерии, поэтому в документах его называют просто иерофантом. Он носил особую пурпурную одежду и повязку на длинных волосах и, вступив в должность, должен был соблюдать строгое целомудрие.
420
См., напр.: III, 22, §49, 72, 75.
421
Дропак – смолистое вещество, применявшееся для удаления волос.
422
В 338 г. до н. э. в сражении у Херонеи (в Беотии, в Средней Греции) македонский царь Филипп II одержал решительную победу над соединенными силами греков, и с этих пор Греция утратила самостоятельность. В этом сражении попало в плен две трети греческого войска. – См.: Диог. Л., VI, 43 (Диоген на вопрос Филиппа, кто он такой, ответил: «Лазутчик твоей ненасытности»). См. также: Плутарх, Как отличать льстеца от друга, 30 (70с).
423
См.: Платон, Клитофонт, 407а слл.
424
Оба неизвестны. По-видимому, знаменитые атлеты или т. п. Вместо «Мирон» предлагается конъектура «Милон» (см. примеч. 12 к I, 2; о смерти Милона см.: Страбон, VI, 263).
425
Илиада, X, 15.
426
Там же, 91.
427
Там же, 94 – 95.
428
См. там же, XVIII, 289 (это говорится о Трое). – Слова «С телом? Нет» предлагается перенести сюда.
429
Ατυχής βασιλεύς ου γίνεται· ου μάλλον ή άτυχης θεός. По всей видимости, смысл заключается в том, что истинный царь не может быть несчастным, как не может быть несчастным бог. Царский скипетр вручался отцом сыну, а Агамемнон – потомок Зевса, поэтому он – «обладающий скипетром Зевса».
430
…без раба… – άδουλον, чтение у Аптона (см. в примеч. 2 к I, 7). В рукописях – δοϋλον («раб»). Ниже, в § 47, в рукописях читается άδουλος.
431
…а не просто… – так здесь переведено ή («или»; «чем»). Предлагается конъектура «и».
432
См.: Иероним, Против Иовиниана, II, 14.
433
Предложение неясно.
434
Кратет – из Фив, знаменитый киник (вторая половина IV в. до н. э. , точнее даты его жизни неизвестны), ученик Диогена Киника (см. примеч. 1 к I, 24; об Антисфене см. примеч. 3 к I, 17). Его учеником был Зенон, основатель Стой (см. в примеч. 2 к I, 17). Его учеником был и Метрокл из Маронеи (во Фракии), из богатой семьи, сестра которого Гиппархия влюбилась в Кратета и, отказавшись от всех женихов, стала его женой и вела вместе с ним кинический образ жизни (см.: Диог. Л., VI, 96 – 98) – см. ниже здесь, § 76. У Кратета и Гиппархии был сын Пасикл и, как кажется, дочь (см.: Диог. Л., VI, 93).
435
Переведено по рукописному чтению. В изданиях принят исправленный текст: вместо «у тебя будет огонь» (πυρ έξεις) – «ты перенесешь лихорадку» (πυρέξεις или πυρέξης), вместо «ты и помышляй» (και ένθυμήθητι) – «и ты помышляешь» (καιένθυμηθής)
436
…как имеющее главное значение… – προηγουμένως. См. примеч. 11 к I, 3.
437
См. примеч. 2 к III, 3.
438
Илиада, 11, 25.
439
Эпаминонд (ок. 418 – 362 гг. до н. э.)- вождь фиванской демократии, выдающийся государственный деятель, полководец, образованнейший человек, высшей задачей жизни которого было служение отечеству, в чем он и преуспел.
440
Илиада, XXII, 69 (о собаках). Название «киник» (κυνικός – «собачий») производят или от «Киносарг» («Белая собака» – холм с гимнасием, посвященным Гераклу, в Афинах), где учил основатель кинической школы Антисфен (см. примеч. 3 к I, 17), или от слова κύων («собака»). Уже Диоген, ученик Антисфена, называл себя «собакой» (см.: Диог. Л., VI, 33 и 60). Аристотель (Метафизика, 1043b 24) называет последователей Антисфена «антисфеновцами», а в «Реторике» (1411а 24) обозначает Диогена не по имени, а просто словом «Собака».
441
См.: Диог. Л., VI, 42. Ср.: Аристофан, Всадники, 32 – 34.
442
Македонский. Этот же рассказ (§ 92) см. у Теона, «Подготовительные упражнения», 5 (Rhetores Graeci, ed. L. Spengel. Leipzig. 1853- 1856, vol. II, p. 98).
443
Илиада, 11, 24.
444
Tам же, 25.
445
См. примеч. 13 к II, 23.
446
См. примеч. 6 к I, 4.
447
Бык – как предводитель стада. …царица пчел… – так по-гречески называется пчелиная матка.
448
См.: Илиада, VI, 490 – 492.
449
Там же, 492 – 493.
450
Текст испорчен.
451
Может быть, имеется в виду Дион из Прусы (в Вифинии, области Малой Азии), знаменитый оратор, философ и общественный деятель (ок. 40 – после 112 гг. н. э., современник Эпиктета), прозванный за свое красноречие «Хрисостом» («Златоуст»). Прибыв в Рим уже известным оратором, Дион стал заниматься философией, был учеником стоика Мусония Руфа, учителя Эпиктета (до этого Дион был противником философии, выступал с речью «Против философов» и с речью «Против Мусония Руфа», – эти его речи не сохранились). При Домициане он был изгнан из Рима, а в изгнании стал вести кинический образ жизни, подражая Диогену Кинику. После смерти Домициана (96 г.) вернулся из изгнания, был близок с Нервой и Траяном.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Беседы"
Книги похожие на "Беседы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эпиктет - Беседы"
Отзывы читателей о книге "Беседы", комментарии и мнения людей о произведении.