Константин Станиславский - Письма 1886-1917

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Письма 1886-1917"
Описание и краткое содержание "Письма 1886-1917" читать бесплатно онлайн.
Седьмой и восьмой тома посвящены эпистолярному наследию Станиславского. В них публикуются избранные письма Станиславского к деятелям искусства, литературы и науки, а также к родным, друзьям и ученикам, начиная с юношеских лет и кончая последними годами его жизни. Широко представлена переписка Станиславского с крупнейшими писателями, художниками, актерами и режиссерами современного театра. Письма являются ценнейшим первоисточником для изучения творческой личности Станиславского, его эстетических воззрений и общественной деятельности. Они охватывают широкий круг вопросов теории и практики современного театра, раскрывают существо эстетических взглядов Станиславского. Большинство писем публикуется впервые.
14 "Между делом" - двухактная пьеса Д. Роветта, из репертуара Филармонического училища. В МХТ не шла.
15 "Король и поэт" - историческая пьеса в одном действии Теодора де Банвиля. Поставлена в МХТ не была.
16 "Провинциалка" И. С. Тургенева была поставлена Станиславский только в 1912 г. Он играл в этой пьесе роль графа Любина.
17 "Меншиков" – историческая пьеса В. Величко.
18 Шелапутинский театр - театр в Москве, называвшийся по имени владельца; обычно сдавался приезжим труппам.
19 Цензура придирчиво следила за тем, как исполняются роли царей на русской сцене. Судьба спектакля МХТ зависела от того, какому актеру будет поручена роль царя Федора. Шесть актеров – И. М. Москвин, A. И. Адашев (Платонов), В. А. Ланской, И. Ф. Кровский (Красовский), B. Э. Мейерхольд, И. А. Тихомиров – читали роль Федора Станиславскому. Лучшим исполнителем был признан И. М. Москвин.
20 Мейерхольд Всеволод Эмильевич – пришел в МХТ из музыкально-драматического училища Филармонии (класс Немировича-Данченко) и пробыл в нем до 1902 г. Роль царя Федора не играл. Был исполнителем роли Иоанна Грозного в трагедии А. К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного". Играл также в пьесах А. П. Чехова, Г. Гауптмана и др.
21 О. Л. Книппер, только что окончившая драматическое училище Филармонии, создала замечательный образ царицы Ирины. Второй исполнительницей этой роли была М. Г. Савицкая.
22 "Гувернер" - комедия В. Дьяченко, из репертуара Общества искусства и литературы.
23 Екатерина Николаевна - жена Вл. И. Немировича-Данченко (урожденная Корф).
57
Ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 21 июня 1898 г.
1 Дарский читал роль Шейлока.
2 Петров (Краевский) Евгений Алексеевич в 1898 г. окончил драматическое училище Филармонии по классу Вл. И. Немировича-Данченко. В труппу МХТ принят не был. Работал в провинциальных театрах.
3 Александр Акимович - Санин.
4 Л. В. Алеева (Недоброво) репетировала и исполняла роль Джессики в "Венецианском купце".
5 В. Э. Мейерхольд играл в "Венецианском купце" роль принца Арагонского.
6 И. М. Москвин исполнял в "Венецианском купце" роль Саларино. В "Самоуправцах" играл подьячего.
7 Чупров (Чириков) Сергей Владимирович пробыл в МХТ сезон 1898/99 г. Сыграл в "Венецианском купце" роль Гоббо-отца, в "Самоуправцах" – роль старого садовника Митрича, в "Трактирщице" был вторым исполнителем роли слуги Кавалера.
8 Аполлонский Роман Борисович (1865-1928) – артист Александрийского театра с 1881 г.
9 Ланской (Соляников) В. А. учился в Петербургском императорском театральном училище. В МХТ служил с 1898 по 1900 г. Исполнял роль Грациано в "Венецианском купце" и роль офицера Рыкова в "Самоуправцах".
10 В. В. Калужский (Лужский) играл роль Креона в "Антигоне" и роль принца Мароккского в "Венецианском купце".
11 Ланчеллот Гоббо – шут, слуга Шейлока.
12 Платонов (Адашев) А. И. репетировал и исполнял роль Бассанио в "Венецианском купце".
13 Манасевич Александр Федорович в 1898 г. был секретарем дирекции МХТ.
14 Рындзюнский Григорий Давыдович (1873-1937) – секретарь дирекции МХТ с 1898 по 1910 г.
15 Комедия Шекспира "Укрощение строптивой" шла в Малом театре с участием А. И. Южина (Петруччио) и Е. К. Лешковской (Катарина).
16 Роль Эллиды в драме Ибсена "Женщина с моря" (в дальнейших письмах часто "Эллида") Немирович-Данченко хотел поручить Роксановой. "Женщина с моря" поставлена не была.
17 19 июня 1898 г. Немирович-Данченко писал Станиславскому о Москвине, который был его учеником по Филармонии: "Федор – Москвин, и никто лучше него… Он и умница и с сердцем, что так важно и чего, очевидно, нету у Красовского, и симпатичен при своей некрасивости. Расспросите у филармоничек, как он играл Ранка в "Норе", труднейшую роль, и как всех трогал. Москвин, Москвин. Заберите его, почитайте с ним, и Вы услышите и новые и трогательные интонации" ("Избранные письма", М., 1954, стр. 118).
Немирович-Данченко угадал в молодом Москвине талантливейшего исполнителя царя Федора. Эту роль Москвин играл на протяжении сорока семи лет.
18 Роль Богдана Курюкова в "Царе Федоре Иоанновиче" была одной из лучших в репертуаре А. Р. Артема. Мейерхольд эту роль не играл.
19 В. Ф. Грибунин играл Голубя-сына, А. П. Зонов – Голубя-отца.
20 Речь идет о декорации к последней картине спектакля "Царь Федор Иоаннович".
58
Ответ на письма Вл. И. Немировича-Данченко от 24 и 25 июня 1898 г.
Датируется по содержанию письма и по ответному письму Немировича-Данченко от 4 июля 1898 г.
1 Пьеса Г. Гауптмана "Ганнеле" была доведена до генеральной репетиции, но не была допущена к постановке духовной цензурой.
2 Роль Магды – в пьесе Г. Гауптмана "Потонувший колокол"; роль Мальволио – в комедии Шекспира "Двенадцатая ночь".
3 В. К. Якубенко и В. Ф. Грибунин опоздали к началу репетиций.
4 В. Э. Мейерхольд играл в "Самоуправцах" роль дворецкого.
5 Литвинов И. М. - цензор. К народным и общедоступным театрам цензура была особенно придирчива.
6 Станиславский опасался, что театр Корша и Малый театр выпустят спектакль "Царь Федор Иоаннович" раньше, чем Художественный. В театре Корша трагедия А. К. Толстого не ставилась, а в Малом театре в 1899 г. шла вторая часть трилогии – "Царь Борис".
Погожее В. П. - управляющий делами Дирекции императорских театров.
7 Платонов (Адашев) исполнял роль царя Федора лишь четыре раза в сезоне 1899/900 г.
59
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
Станиславский уехал в Андреевку Харьковской губернии – имение брата, Г. С. Алексеева, чтобы писать режиссерский план – "мизансцену" "Чайки". Немирович-Данченко в это время продолжал в Москве работу по подготовке первого сезона МХТ.
Написано в ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 24 августа 1898 г.
1 Репетиции МХТ в Пушкино закончились 23 августа. 3 сентября они были возобновлены в Москве в помещениях Охотничьего клуба и Филармонического училища.
2 Немирович-Данченко писал Станиславскому: "В "Федоре" Москвин растет с каждой репетицией и теперь так сжился с ролью, что может начать виртуозничать. Не перестает работать, всякого свежего человека очаровывает!" ("Ежегодник МХТ" за 1949-1950 гг., стр. 137).
3 Мария Александровна - Самарова; играла роль свахи Василисы Волоховой в "Царе Федоре Иоанновиче".
Е. М. Раевская была второй исполнительницей этой роли.
Немирович-Данченко писал, что роль Волоховой, которая трудно давалась М. А. Самаровой, "вдруг пошла лучше и лучше. Будет даже отлично. Она, очевидно, из тех, которые идут вперед медленно, но твердо. Я таких люблю. И Раевская репетировала несколько раз. И лучше, чем можно было ожидать. Не клеилось дело с Шаховским – Ланским".
4 О "Чайке" в письме Немировича-Данченко говорилось: "Все постепенно влюбляются в пьесу. Отлично читает Вишневский – Шамраев. Очень хорошо Мейерхольд – Треплева. С тоном Книппер – Аркадина. Недурно, но сбиваясь на Ганнеле, Петровская – Чайка. Без тона – Гандурина, Тихомиров и Раевская. Бились, говорили".
5 Платонов репетировал роль Тригорина.
6 Над ролью Дорна Станиславский начал работать по просьбе Немировича-Данченко, полагавшего, что эта роль требует большой "сценической опытности и выдержки". "Поэтому-то я и поручаю эту роль такому удивительному технику-актеру, как сам Алексеев",- сообщал он А. П. Чехову ("Избранные письма", стр. 138).
7 Прочитав три акта режиссерского плана "Чайки", Немирович-Данченко писал Станиславскому 2 сентября 1898 г.: "Многое бесподобно, до чего я не додумался бы. И смело, и интересно, и оживляет пьесу. Но кое-что, по-моему, должно резать общий тон и мешать тонкости настроения, которое и без того трудно поддержать". В письме от 12 сентября 1898 г.: "Ваша mise en scene вышла восхитительной. Чехов от нее в восторге. Отменили мы только две-три мелочи, касающиеся интерпретации Треплева. И то не я, а Чехов… Он быстро понял, как усиливает впечатление Ваша mise en scene".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Письма 1886-1917"
Книги похожие на "Письма 1886-1917" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Станиславский - Письма 1886-1917"
Отзывы читателей о книге "Письма 1886-1917", комментарии и мнения людей о произведении.