Константин Станиславский - Письма 1886-1917

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Письма 1886-1917"
Описание и краткое содержание "Письма 1886-1917" читать бесплатно онлайн.
Седьмой и восьмой тома посвящены эпистолярному наследию Станиславского. В них публикуются избранные письма Станиславского к деятелям искусства, литературы и науки, а также к родным, друзьям и ученикам, начиная с юношеских лет и кончая последними годами его жизни. Широко представлена переписка Станиславского с крупнейшими писателями, художниками, актерами и режиссерами современного театра. Письма являются ценнейшим первоисточником для изучения творческой личности Станиславского, его эстетических воззрений и общественной деятельности. Они охватывают широкий круг вопросов теории и практики современного театра, раскрывают существо эстетических взглядов Станиславского. Большинство писем публикуется впервые.
7 Прочитав три акта режиссерского плана "Чайки", Немирович-Данченко писал Станиславскому 2 сентября 1898 г.: "Многое бесподобно, до чего я не додумался бы. И смело, и интересно, и оживляет пьесу. Но кое-что, по-моему, должно резать общий тон и мешать тонкости настроения, которое и без того трудно поддержать". В письме от 12 сентября 1898 г.: "Ваша mise en scene вышла восхитительной. Чехов от нее в восторге. Отменили мы только две-три мелочи, касающиеся интерпретации Треплева. И то не я, а Чехов… Он быстро понял, как усиливает впечатление Ваша mise en scene".
8 "Московский листок" - реакционная газета.
9 Царь Федор, рассказывая о том, как Красильников запорол медведя, забывшись, обращается к митрополиту Дионисию: "Медведь к нему так близко подошел, так близко – вот как ты теперь, владыко, ко мне стоишь, а он шагнул вот этак, да изловчил рогатину, да разом вот так ее всадил ему в живот!" Комизм этой сцены пропадал, так как цензура вычеркнула роли духовных лиц – Варлаама и Дионисия (они были восстановлены лишь на гастролях МХТ в Европе в 1906 г.). Духовных лиц Станиславский заменил двумя столетними боярами. С одним из них и вел эту сцену царь Федор.
10 О цензурных сокращениях в пьесе см. в книге Б. Ростоцкого и Н. Чушкина "Царь Федор Иоаннович" на сцене МХТ", изд. ВТО, 1940, стр. 215-219.
11 Сперва Станиславский начинал спектакль "Царь Федор Иоаннович" увертюрой А. А. Ильинского. Вскоре он от этого отказался, так как пришел к заключению, что музыка в драматическом спектакле должна быть органически и непосредственно связана со сценическим действием. Например, в восьмой картине – "На мосту через Яузу" – исполнялась "Песня гусляра" А. Т. Гречанинова.
12 Щукин Я. В.- антрепренер, арендовавший в то время театральное здание в Каретном ряду ("Эрмитаж"), где начиналась деятельность МХТ; Мошнин - владелец этого здания.
13 Об участии М. П. Лилиной в создании костюмов для "Царя Федора Иоанновича" упоминается в дальнейшей переписке и в "Моей жизни в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 192, 216).
Григорьева (Николаева) Мария Петровна (1869-1941) – участница спектаклей Общества искусства и литературы, артистка МХТ с основания театра до конца своей жизни. Одновременно с 1898 по 1925 г. была заведующей костюмерной МХТ. Заслуженная артистка РСФСР.
60
В подлиннике на 5-й и 8-й страницах вырваны куски текста.
1 Письма Вл. И. Немировича-Данченко от 2 и 4 сентября 1898 г. (см. "Избранные письма", стр. 132-137).
2 Немирович-Данченко оценил режиссерский план "Чайки" такими словами: "Вот поразительный пример творческой интуиции Станиславского как режиссера. Станиславский, оставаясь все еще равнодушным к Чехову, прислал мне такой богатый, интересный, полный оригинальности и глубины материал для постановки "Чайки", что нельзя было не дивиться этой пламенной, гениальной фантазии" (см. "Чайка" в постановке Московского Художественного театра. Режиссерская партитура К. С. Станиславского", Л.-М., "Искусство", 1938, стр. 47-48).
3 "Я только боюсь некоторых подробностей,- предостерегал Немирович-Данченко в письме от 2 сентября 1898 г.- Ну, вот хоть бы "кваканье лягушек во время представления пьесы Треплева. Мне хочется, как раз наоборот, полной таинственной тишины".
4 Это ответ на признание Немировича-Данченко: "Мне трудно было вообще переделать свой план, но я уже вник в Ваш и сживаюсь с ним".
5 А. Л. Фессинг (Загаров), Б. М. Снегирев и упоминаемый далее Д. С. Мадаев - ученики Немировича-Данченко по драматическому классу Филармонии. "Ольгушка из Подьяческой" М. К. Северной – экзаменационный спектакль учеников Немировича-Данченко, состоявшийся 12 марта 1898 г. Можно предположить, что Станиславский видел этот спектакль.
6 Гастроли МХТ в Харькове и в Одессе в 1899 г. не состоялись.
7 Геннерт Иван Иванович – заведующий сценой МХТ с 1898 по 1905 г.
8 Музыка к спектаклю "Венецианский купец" была написана А. Ю. Симоном.
9 Карпаччо Витторе (1455?-1525) – итальянский художник, мастерски изображавший быт Венеции своего времени. Произведения Карпаччо послужили материалом для постановки "Венецианского купца".
10 Загаров (Фессинг) Александр Леонтьевич – актер МХТ с 1898 по 1904 г. В спектакле "Царь Федор Иоаннович" исполнял роль Старкова.
11 …набросок Дорна - см. письмо Немировича-Данченко от 4 сентября 1898 г. ("Избранные письма", стр. 135-136).
12 Станиславский наметил первоначально в режиссерском плане следующую мизансцену для Дорна: "Потягивается, потом от нечего делать становится на доску и с одного конца, балансируя, качаясь, проходит на другой конец качалки".
13 Декоратор К. Ф. Вальц нашел мастерскую для художников МХТ.
14 Александр Акимович - Шенберг (Санин).
61
Станиславский останавливался в Харькове по пути из Андреевки в Москву. Послано в Андреевку, где оставалась семья Станиславского. Дата, указана М. П. Лилиной.
1 Роль Тригорина была передана Станиславскому по желанию А. П. Чехова. Роль Дорна перешла к А. Л. Вишневскому.
В письме к Станиславскому от 12 сентября 1898 г. Немирович-Данченко писал: "Затем [Чехов] начал просить, чтобы Тригорина играли Вы. Я сказал, подойдет ли Тригорин крупный к его положению. Чехов ответил – "даже лучше". Вот видите, как я перед Вами виноват, что все отклонял от Вас эту роль. И вся труппа, оказывается, ждала, что Тригорина будете играть Вы" ("Избранные письма", стр. 141).
2 "Злая яма" – комедия в 3 действиях К. И. Фоломеева.
3 Об И. М. Шувалове см. прим. 4 к письму No 51.
62
Датируется по связи с предыдущим письмом.
1 Петипа Мариус Мариусович (1850-1919) – комедийный актер.
63
Датируется по хроникальной заметке в газете "Новости дня" от 19 сентября 1898 г.
1 Речь идет о знаменитой "народной сцене" спектакля "Царь Федор Иоаннович" ("На мосту через Яузу").
2 Чехов смотрел репетиции "Чайки" 9 и 11 сентября, репетицию "Царя Федора" – 15 сентября 1898 г. "Он нашел, что у нас на репетициях приятно, славная компания и отлично работает",- сообщал Немирович-Данченко Станиславскому 12 сентября 1898 г.
"У Немировича и Станиславского очень интересный театр",- писал A. П. Чехов Л. С. Мизиновой 21 сентября 1898 г. В тот же день он советовал П. Ф. Иорданову: "Если случится быть в Москве, то побывайте в театре "Эрмитаж", где ставят пьесы Станиславский и Вл. Немирович-Данченко. Mise en scene удивительные, еще небывалые в России" (А. П. Чехов, Полн. собр. соч. и писем, т. XVII, стр. 310, 311).
"Царь Федор Иоаннович" одновременно ставился в петербургском театре Литературно-художественного общества (театр Суворина). А. С. Суворин был на репетиции "Царя Федора Иоанновича" в МХТ вместе с П. Н. Орленевым, который готовил роль Федора, и К. И. Дестомб – исполнительницей роли Ирины в Петербурге.
"Все они с ума сошли от того, как Вы поставили "Федора",- рассказывал Немирович-Данченко Станиславскому.- Суворин называет Вас "гениальным".
…Вчера Суворин навязался придти на репетицию "Чайки" и удивился, как могла эта пьеса возбуждать насмешки в Петербурге. От сцены пьесы Треплева он прямо пришел в восторг, как и от всей mise en scene" ("Избранные письма", стр. 141 -142).
64*
Письма к С. И. Мамонтову печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ СССР, ф. 799, оп. 1, ед. хр. 236.
Мамонтов Савва Иванович (1841-1918) – крупный промышленник, меценат, знаток театра, музыки и живописи, сыгравший видную роль в развитии русского национального искусства. Горький находил, что Мамонтов "исключительно, завидно даровит". См. воспоминания Станиславского о С. И. Мамонтове в Собр. соч., т. 6, стр. 96-103. О Мамонтовском кружке, Мамонтовской опере, самом Мамонтове см. также "Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч. т. 1, стр. 83-86).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Письма 1886-1917"
Книги похожие на "Письма 1886-1917" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Станиславский - Письма 1886-1917"
Отзывы читателей о книге "Письма 1886-1917", комментарии и мнения людей о произведении.