» » » » Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера


Авторские права

Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера

Здесь можно скачать бесплатно "Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история, издательство Прогресс, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера
Рейтинг:
Название:
Цивилизации долины Нигера
Автор:
Издательство:
Прогресс
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизации долины Нигера"

Описание и краткое содержание "Цивилизации долины Нигера" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой популярный очерк истории крупнейших средневековых государств Западной Африки — Мали, Ганы и Сонгай, рассматриваются их связи со средиземноморскими культурами, история распространения ислама и торговли золотом. Вековые предания и легенды придают повествованию новизну и свежесть и по-своему заполняют пробелы в строгих исторических исследованиях. Книга охватывает период IX–XVII вв. и основана на богатом фактическом материале.






10

По другой версии легенды, помощником Диабе был раб по имени Сударо. — Прим. авт.

11

Для воссоединения на место прибыли, в частности, следующие основатели племен сонинке: основатель клана Сохо — Вагане Сохо; Диамера Сохона, который стал основателем клана Дьягурага; основатель клана Силла — Маха Думбе Силла; и Гумате Фаде, основатель клана Яресси. Клан Сохо расселился в Диаре, Диамера Сохона со своим кланом — в деревне Вега, лежащей в окрестностях Масины; власть его, как рассказывают, простиралась до Гессене в Бакуну; Маха Думбе Силла поселился в Губа и Яфера, неподалеку от Каматинга; Гумате Фаде — в деревне Фаллу, поблизости от Бередугу. — Прим. авт.

12

После Диабе царем Вагаду, согласно легендам, стал его брат Маган Тане, после которого на трон взошел Маган Тане Фанконте. После его смерти царем стал Маган Мамади, а затем Маган Кайа, во времена которого Вагаду, как говорят, было разрушено. — Прим. авт.

13

Такие совпадения в значительной мере могут быть объяснены позднейшим влиянием ислама, в догматике которого библейские персонажи занимают довольно заметное место. Иначе говоря, перед нами, так сказать, вторичная (или даже «ложная») традиция. — Прим. ред.

14

По версии гриота Диара Силла, которую сохранил Мамаду Сумаре и которую вместе с ним изучала Жермен Дитерлен, Динга жил сначала в Аравии. По роду занятий Динга был охотник и воин. По версии Силла, его первую жену звали Фатун Ганесси. Главным богатством Динги были три кувшина. В самом большом из них, называвшемся мама кубахе, хранился материал, из которого был сотворен мир. Этот самый важный кувшин всегда хранили в одном и том же месте. Кувшины поменьше Динга брал с собой в походы. Один из них был предназначен для вызывания дождя и грозы. Диара Силла рассказал далее, что, утратив право первородства, Тере-Кине поселился с 300 рабами в Тринга, где и женился. После смерти змея Вида и гибели Кумби от засухи сонинке переселились, по версии Диара Силла, на 200 км южнее, где построили город Кури. — Прим. авт.

15

Согласно такой стоимости золотого динара, основанной на исследованиях Р. Мони, уточненный размер долга составлял 196, 618 кг золота. — Прим. авт.

16

Ва Камисоко принимал участие в семинарах, которые проводились в 1970-х гг. в Нигере и Мали, и были посвящены древним царствам африканцев; участники семинаров имели уникальную возможность задавать вопросы непосредственно хранителям устной традиции. Отчеты об этих беседах убедительно показывают, какое огромное количество сведений могут держать в своей памяти гриоты. — Прим. авт.

17

Блеск двора Ганы в «Тарих ал-Фатташ» отчасти объясняется тем, что Кати сам происходил из древнего царства сонинке: по-человечески понятно, что он не хотел рисовать картину жизни своих предков и их царского двора слишком непритязательной. — Прим. авт.

18

Хронология, предложенная в этой главе, в основном та же, что дает в своем труде И. Спенсер Тримингем. См.: Triminghem J. A History of Islam in West Africa, London, 1962. — Прим. авт.

19

Иногда годом прихода к власти Сумангуру называют 1204 г.; сражение при Кирине, основываясь на различных расчетах, в литературе относят к 1230, 1235 и к 1240 гг. — Прим. авт.

20

По устной традиции областей Диома и Хамана первыми властителями Мали последовательно были: Билали Бунама, Давало, Латаль Калаби, Дамаль Калаби, Лахилатуль Калаби, которому наследовали его сыновья Калаби Бомба (он же Калаби Старший) и Калаби Дауман (или Калаби Младший). — Прим. авт.

21

Согласно преданиям, за Мамади Кани следовали его сыновья Кани, Симбон, Канинього Симбон (в списке Делафосса он значится как Кониниого Симбон), Симбомба и Симбон Бамарин, он же Бамаританьяки (в списке Делафосса-Маританьягеле). За ними следовали цари из потомков Симбона Бамарин в такой очередности: М'Бали Нене, Бело, Белоба Кон, Маган Кон Фата и, наконец, Сундиата. — Прим. авт.

22

Ниань считает, правда не вполне уверенно, Аллакоя — Белоба Коном, из чего следовало бы, что Дьиги был бы той же личностью, что М'Бали Нене, а Хамана соответствовал бы Бело. — Прим. авт.

23

По местным поверьям, те несправедливости, которые претерпели матери, служат лучшим предзнаменованием блестящего будущего их детей и особенно сыновей. И поскольку судьба Сукулунг не могла быть хуже — ведь она, по легенде, была некрасивой, бедной, оставленной мужем, — то успехи ее сына должны были стать особенно блистательными. — Прим. авт.

24

Ва Камисоко, который в настоящее время представляет собой высший авторитет в вопросах устной традиции Западного Судана, считает, вопреки всем установившимся мнениям, что Сундиата правил 45 лет, а поскольку, по его же словам, умер он в 1258 г., то его правление началось в 1213 г.

В этих данных сомневаются даже те, кто в принципе доверяет знаниям этого знаменитого гриота. Большая и принципиальная дискуссия связана с той точностью, с которой Ва Камисоко говорит о жизни Сундиаты: на международном семинаре, который проходил в Бамако 27.1–1.2. 1975 г., Ва Камисоко заявил, что со смерти Сундиаты прошло 717 лет, один месяц и несколько дней! Некоторые из участников семинара выразили сомнение, может ли вообще устная традиция дать столь точные сведения. — Прим. авт.

25

Имя Сундиаты сложилось предположительно таким образом: Соголон Диата, Солон Диата — Со'он Дьята — Сундиата. Обычный способ написания имени — Сундиата, т. е. некая промежуточная форма между французским Сундьята и иногда употребляемым в английском Сунджата. — Прим. авт.

26

Здесь излагается версия гамбийского гриота Бамба Сусон о детстве Сундиаты, которая в известной мере отличается от чаще приводимой версии, согласно которой Данкаран Туман был старше Сундиаты и поэтому унаследовал корону отца. В таком случае хождение Сундиаты на четвереньках было бы следствием того, что он родился калекой. — Прим. авт.

27

В африканской традиции царей часто рисуют в физическом отношении более могучими, чем простые люди. Это характерно и для многих других культур. Рассказ о костылях Сундиаты содержится в песнях о Сундиате гамбийского гриота Банна Кануте. — Прим. авт.

28

Согласно другой легенде, будущего царя Мандинга искали, предлагая желающим примерить штаны. Кому они подойдут, кто сможет в этих штанах встать на ноги и ходить, тот и станет царем. Все братья Сундиаты примеряли эти штаны, но всем они были велики. Когда же настала очередь Сундиаты, штаны пришлись ему впору, хотя сначала их пришлось даже немного увеличить в размере! — Прим. авт.

29

Решение Сундиаты отказаться от всего наследства, кроме гриотов, очень четко указывает на ценностные нормы мандингского общества. Гриоты были хранителями знаний и навыков, а это было необходимо для того, кто собирался овладеть властью. Для Сундиаты содержание гриотов было связано с практическими трудностями, поскольку, отказавшись от остального наследства, он был беден. Гриоты же очень хорошо знали себе цену, поэтому они требовали от своего господина подарков и знаков внимания. Минимум, которого они ожидали, — это хлеб насущный, но и им обеспечить гриотов было не всегда легким делом для Сундиаты. — Прим. авт.

30

В устной традиции сохранились многочисленные рассказы о взаимоотношениях Сундиаты и Сумангуру в период до решающего сражения при Кирине. Одна легенда (в которой есть совпадения с евангельской историей о царе Ироде) повествует, что предсказатели сообщили Сумангуру сразу в начале беременности Соголон, что в Мандинге зачат ребенок, который однажды свергнет Сумангуру. Последний сразу велел запереть всех женщин Мандинга в городе, окруженном стенами, и держать их там семь лет. Мальчиков, которые там рождались, сразу предавали смерти. Но поскольку беременность Соголон длилась семь лет, Сундиата спасся. Позже, когда Сундиата показал свою силу и, как выяснилось, мог ходить, слухи о человеке, который свергнет Сумангуру, вновь оживились, и царь Coco заинтересовался мандингским царевичем, ушедшим в изгнание. — Прим. авт.

31

По некоторым сведениям, убежищем Сундиаты служила Нема. — Прим. авт.

32

Ср. с легендой о Вагаду — Прим. авт.

33

Данкаран Туман был не единственным царем, который отступил с пути царя Coco: устав от войн и вызываемых ими тяжелых жертв, вождь мандингов Барафинг-Бандиугу переселился со своей территории вместе со своими племенами далеко на западное побережье Африки, где основал царство, которое назвал своим именем. Это Бандиугу представляет собой, по мнению Ва Камисоко, малий-ское название современной Гамбии (и ее столицы) Банджули: Бандиугу — Бандиулу — Бандиул — Баньюл. — Прим. авт.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизации долины Нигера"

Книги похожие на "Цивилизации долины Нигера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ваккури Юха

Ваккури Юха - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера"

Отзывы читателей о книге "Цивилизации долины Нигера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.