» » » » Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера


Авторские права

Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера

Здесь можно скачать бесплатно "Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история, издательство Прогресс, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера
Рейтинг:
Название:
Цивилизации долины Нигера
Автор:
Издательство:
Прогресс
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизации долины Нигера"

Описание и краткое содержание "Цивилизации долины Нигера" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой популярный очерк истории крупнейших средневековых государств Западной Африки — Мали, Ганы и Сонгай, рассматриваются их связи со средиземноморскими культурами, история распространения ислама и торговли золотом. Вековые предания и легенды придают повествованию новизну и свежесть и по-своему заполняют пробелы в строгих исторических исследованиях. Книга охватывает период IX–XVII вв. и основана на богатом фактическом материале.






31

По некоторым сведениям, убежищем Сундиаты служила Нема. — Прим. авт.

32

Ср. с легендой о Вагаду — Прим. авт.

33

Данкаран Туман был не единственным царем, который отступил с пути царя Coco: устав от войн и вызываемых ими тяжелых жертв, вождь мандингов Барафинг-Бандиугу переселился со своей территории вместе со своими племенами далеко на западное побережье Африки, где основал царство, которое назвал своим именем. Это Бандиугу представляет собой, по мнению Ва Камисоко, малий-ское название современной Гамбии (и ее столицы) Банджули: Бандиугу — Бандиулу — Бандиул — Баньюл. — Прим. авт.

34

Верховную власть Сундиаты признали (среди прочих) вожди клана Камара-Табо Фран Камара, клана Траоре — Даманса Улани и его брат Уламба, вождь рода кузнецов из клана Коромба по имени Бана Факоли, который был сыном брата Сумангуру и хотел отомстить дяде за то, что тот увел его жену, а также вождь клана Конате-Сиара Куман Конате, и вождь племени Конде — Фаони Конде. — Прим. авт.

35

Легенды говорят вообще о «молодом Сундиате», хотя, по словам Ва Камисоко, ему было лет 45, когда он пришел к власти.

Этот же гриот сообщает, что правление Сундиаты продлилось столько же лет; конечно, это возможно, так как известно, что некоторые африканские цари доживали до глубокой старости; но не исключено, что эти цифры не следует понимать буквально.

Из племенных вождей против Сундиаты выступили, в частности, Дього Макан, Дьиги и Колен Маса Турукелен, однако полководец Сундиаты — Тирамахан Траоре — победил их. По одной легенде, он одержал победу потому, что подданные этих вождей слышали, что Сундиата обещал отменить рабство, и потому они не желали сражаться против него; по всей вероятности, это объяснение позднего происхождения.

Вуре-Вуре Соломани отказался признать Сундиату царем, но он переселился вместе со своими сторонниками из кланов Камара, Таравеле и Конате из старых мест обитания в район современного Мопти, где в наши дни живут догоны.

Не признал Сундиату своим сюзереном также Ниани Маса Кара Камара, царь Нианикурула, и это оказалось для последнего роковым. Легенда (в ней есть явные совпадения с историей о Сумангуру и его ненасытном сластолюбии) рассказывает, что Ниани был убит тем самым Факоли Думбиа, который покинул своего дядю Сумангуру из-за того, что тот похитил его жену. По преданию, у Ниани Маса Кара было 370 жен. Его любимой женой была Кенда Кала, которая, по легенде о Сумангуру, была поначалу именно женой Факоли. Кенда Кала не была, однако, довольна своим положением у Ниани и обещала Факоли убить своего мужа, если Факоли сделает ее любимой женой. Факоли уже обещал Сундиате убрать с его пути противящегося ему Ниани Маса Кара. Однажды ночью, когда Кенда Кала приготовила своему мужу купание и он снял панцирь, Факоли проскользнул в покои вождя, куда Кенда Кала заранее открыла 44 двери.

Когда коварная женщина намыливала мужа, она уронила в бассейн свое большое украшение. Факоли (по этому сигналу) вошел и поразил его стрелой в левый бок. Однако перед смертью старый царь успел предостеречь своего сына Маса Дан Ни Кама о коварстве женщин. Кенда Кала ожидала, что в награду она станет любимой женой Факоли, но он нисколько не думал об этом, поскольку был уверен, что при удобном случае Кенда Кала обманет и его, и он «убил ее как собаку».

Приведенная легенда, в которой обращают на себя внимание множество совпадений с легендой о Сумангуру, представляет хороший пример того, как народные песни и предания противоречат друг другу. По имеющимся версиям легенд невозможно создать никакой хронологии, которая объединяла бы их героев — Сумангуру, Факоли и Кенда Кала: герои меняются, а смысл легенд остается прежним.

Ва Камисоко перечисляет в пределах Мандинга 27 маленьких царьков: Тира Макан Таравеле, Мандинг Факоли Думбиа, Маса Денкаран Туман Конате (сводный брат Сундиаты), Танан Маса Конкон Камисоко, Ниани Маса Кара Камара, Сиби Нунанфаран Камара, Табу Нунанфаран Камара, Маса Дан Ни Кама, Френифо Камара, Басири Камандиан, Ниенкема Нунанфаран Камара, Бумболо Рамини, Канкун-Муса (он же Конго Муса), Колен Маса Турукелен, Кола Маса Ден Туруме, Белен Фака Белен, Дьиги Макан Дьиги, Финадугу Коман, Канкун Богори, Нан-Командиан, Барафинг-Бандиугу, Фадиги Думбиа, Сома Диоби Конате, Самала Бамба, Тафоу Мауса, Маса Бринбан и Вуре-Вуре Соломани. — Прим. авт.

36

Народ бобо расселен ныне как в Республике Буркина Фасо (Верхняя Вольта), так и в Республиках Мали и Кот д'Ивуар. — Прим. ред.

37

Сражение весьма напоминает единоборство Сундиаты и Сумангуру, в котором метаморфозы играли заметную роль. — Прим. авт.

38

Балафон — музыкальный инструмент, подобный ксилофону, имеет 16–19 ударных клавиш (брусочков?). По некоторым источникам, это был первый музыкальный инструмент, который стали употреблять гриоты-мандинго. — Прим. авт.

39

По версии предания о Сундиате, зафиксированной гвинейским ученым Дж. Т. Нианем, Бала Фасеке (Фасиги) Куяте был сыном Ньянкумана Дуа, гриота отца Сундиаты — Наре Фа Магана. — Прим. ред.

40

В других версиях Колонкан выступает под именем Ниякаланг Юма Сусо или Мениамба Суко. — Прим. авт.

41

По другим легендам, Сундиата гнался за Сумангуру до тех пор, пока тот не был вынужден спрятаться в пещере Куликоро, вход в которую он закрыл каменной плитой. — Прим. авт.

42

Выдвигалось предположение, что Фаринг Бурема Тункара, царь Мемы, который предоставил Сундиате убежище, мог быть на самом деле царем Ганы. — Прим. авт.

43

Новый год в Мали, согласно Ва Камисоко, начинался после сбора щавеля, то есть на рубеже декабря — января. — Прим. авт.

44

Начатые в 1965 г. работы польско-гвинейской археологической экспедиции под руководством Владислава Филиповяка позволили установить местоположение Ниани более или менее точно: на реке Санкарани, у границы Гвинеи и Мали. — Прим. ред.

45

Отсюда ясно, что Сундиата не отменял рабства, хотя Ва Камисоко и говорит об этом. — Прим. авт.

46

Браки с иноплеменницами в те времена считались — во всяком случае, среди старшего поколения — нежелательными. — Прим. авт.

47

Согласно Нианю, этот Абу Бакр был братом Сундиаты, и назначение его царем в условиях народного бедствия выглядит возможным. Ниань считает, что Бата Манде Бори был Абу Бакр II, правление которого Ш. Монтей относит к 1310–1312 гг. Если Бата Манде Бори был братом Сундиаты — или сыном его дочери, то данные традиции Ниани и Кангабы о том, что у Сундиаты был только один сын (Йереликон или манса Ули), подтверждаются. — Прим. авт.

48

Кажется более вероятным, что речь идет о внуке Сундиаты, хотя Делафосс и пишет, что манса Гао был в момент прихода к власти уже стар, а это говорит скорее о том, что он был сыном Сундиаты. Н. Левцион, изучавший родословное дерево Сундиаты, возможно, и прав, предполагая, что манса Ку — это тот же Гао, упоминаемый Ибн Халдуном. Тогда он был той личностью, которая в устной традиции Диомы звалась Ко Мамади; если же он был, как считает Левцион, сыном мансы Ули, то это подтверждают сведения устной традиции Ниани и Кангабы, что у Сундиаты был только один сын — Йереликон, он же манса Ули. — Прим. авт.

49

Ал-Омари, который писал свою хронику в 1342–1346 гг., очевидно, сам не встречался с мансой Мусой; среди его информаторов был, видимо, шейх Абу Сайд Усман ад-Дуккали, который, как известно, прожил в Мали 35 лет. Ибн Баттута путешествовал по Мали в 1352–1353 гг., то есть спустя 15 лет после окончания правления мансы Мусы. Ибн Халдуна часто считают наиболее авторитетным источником по истории Мали. Он объездил Северную Африку и реконструировал царские генеалогии Мали так хорошо, что и сегодня хронология этой страны по большей части основана на его сведениях. Наиболее сведущими его информаторами о мансе Мусе были ал-Хаджж Йунус, переводчик (может быть, посол Египта в Мали), и ал-Му'амар Абу Абдаллах ибн Хадиджа ал-Куми, который встретился с мансой в Гадамесе и даже примкнул к его свите, когда царь возвращался из хаджжа. Ибн Халдун родился в Тунисе в 1332 г., то есть за пять лет до конца правления мансы Мусы. Его исторические произведения, которые считаются самыми выдающимися для того времени, он писал в Египте в 1387–1400 гг. — Прим. авт.

50

Хроника «Тарих ал-Фатташ» говорит не о 80, а о 8 тысячах человек в составе свиты мансы Мусы; но даже такое число представляется преувеличенным по крайней мере втрое в сравнении с обычным размером каравана через Сахару. — Прим. ред.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизации долины Нигера"

Книги похожие на "Цивилизации долины Нигера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ваккури Юха

Ваккури Юха - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера"

Отзывы читателей о книге "Цивилизации долины Нигера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.