» » » » Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера


Авторские права

Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера

Здесь можно скачать бесплатно "Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история, издательство Прогресс, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера
Рейтинг:
Название:
Цивилизации долины Нигера
Автор:
Издательство:
Прогресс
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизации долины Нигера"

Описание и краткое содержание "Цивилизации долины Нигера" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой популярный очерк истории крупнейших средневековых государств Западной Африки — Мали, Ганы и Сонгай, рассматриваются их связи со средиземноморскими культурами, история распространения ислама и торговли золотом. Вековые предания и легенды придают повествованию новизну и свежесть и по-своему заполняют пробелы в строгих исторических исследованиях. Книга охватывает период IX–XVII вв. и основана на богатом фактическом материале.






110

Здесь также видно апологетическое отношение хрониста к аскии: упоминая, что Омар убил Тенгеллу, и добавляя несколько позже, что брат сонгайского царя отсек голову вождю фульбе и увез ее в Тендирму, хронист подчеркивает, что это произошло без ведома аскии. — Прим. авт.

111

Между прочим, Джон Ханвик сообщает, что Али правил до 1524 г. — Прим. авт.

112

Здесь речь идет о сравнительно позднем (с XIX в.) понимании топонима «Судан» как региона, где располагались города-государства хауса (т. е. нынешних южной части Республики Нигер и Северной Нигерии), в противоположность названию «Текрур», которым обозначалась практически вся территория к западу от него. — Прим. ред.

113

«Тарих ал-Фатташ» перечисляет имена следующих сыновей: аския Муса, уаней-фарма Муса Йонболо, корей-фарма Мори-Муса, курмина-фари Усман-Йубабо, Мори-Усман-Сакиди, Усман-Корей, Сулейман-Катенга, бенга-фарма Сулейман (Канкага), калиси-фарма Сулейман-Кондикойра, Омар-Кай, Омар-Туту, Омар-Йуйа, Букар-Гуро, Букар-Сонфоло, Букар-Кирин-Кирин, Али-Уайе, Али Косоли, бенга-фарма Али Кинданкангай, Мори-Мухаммед, Мухаммед-Гимби, Мухаммед-Кодира (последние двое известны также под именами Мухаммед-Дандума и Мухаммед эт-Тахир), фари-фарма Абдаллах, аския Исхак, аския Исмаил, Махмуд Думиа, Махмуд Данмаа, Махмуд-Букар, аския Дауд, Якуб, бенга-фарма Мухаммед (которого лучше знали под именем Хабиб-аллах), Халид, Ибрахим, бабели-фарма Фамао. К этим тридцати четырем хроника добавляет, что у аскии было «неисчислимое множество» других сыновей. — Прим. авт.

114

Ид ал-адха, праздник жертвы, связываемый с легендой о построении храма Каабы в Мекке библейским Авраамом и о получении им священного «черного камня», хранимого в этом храме, из рук архангела Гавриила. К этому празднику приурочивается время паломничества — хаджжа — в Мекку. — Прим. ред.

115

Во всяком случае, говоря об африканских животных, Лев Африканский склонен к преувеличению: он упоминает о десятиметровых львах, о громадных и ужасающих драконах. — Прим. авт.

116

Упоминание об «обеих» вводит в заблуждение, во всяком случае если Лев имеет в виду аскию, а не Томбукту-коя, т. е. начальника города, так как, по «Тарих ал-Фатташ», у аскии было 19 дочерей: Уэйза-Бани, Уэйза-Ум-Хани, Уэйза-Айша-Коро, Уэйза-Хафса, Айша-Бенкан, Айша-Коро, Бентьи, Хава-Адама, Амкура, Мага-Масина, Фураса-Маненко, Киборо, Фати-Коро, Хаудакой, Да-лал, Нана-Хасса, Фари-Дионди, Фати-Уэйза, Кара-Тутьшга. Уэйза — почетное имя, которое носили только высокопочитаемые женщины. — Прим. авт.

117

Канна — средневековая итальянская мера длины, варьировавшаяся от 2,10 м на Мальте до 2,646 м в Неаполе. — Прим. ред.

118

1300 фунтов=590,2 кг. — Прим. авт.

119

Согласно тексту «Тарих ал-Фатташ», вновь встреченных братьев было пятеро. — Прим. ред.

120

Если верить хронике, то Мухаммед Бенкан был весьма близким к народу повелителем: для тех времен было довольно редким, чтобы царь принимал во внимание чувства и ощущения народа. — Прим. авт.

121

«Рисале», точнее «Ар-Рисала» («Послание» или «Записка»), о которой идет речь, — это, скорее всего, не «книга исламских молитв», а богословский трактат суфийского теолога и мистика Абу-Касима Абд ал-Керима ал-Кушайри (986-1074). — Прим. ред.

122

Альфа Кати — представитель второго поколения авторов хроники «Тарих ал-Фатташ», потомок современника аскии Мухаммеда — Махмуда Кати. — Прим. ред.

123

На самом деле назначение Мухаммеда Бенкан за четыре года до этого на должность курмина-фари означало уже выбор преемника. — Прим. авт.

124

Согласно «Тарих ал-Фатташ», у аскии Дауда был 61 ребенок, из которых более половины умерло молодыми. Из десяти его сыновей некоторые стали со временем царями Сонгай. Кроме того, у аскии Дауда были сыновья, которые никогда не стали правителями, но которые занимали высокие должности. Из дочерей аскии Дауда «Тарих ал-Фатташ» упоминает следующих: Касу (жену дженне-коя Мана-Бала), Арахаму-Рарауей, Биту (жену магшарен-коя), Ариао (мать кади Боцо, имевшего должность в Лоло), Сафию (жену Сиди Салима эл-Аснуни), Аматуллах (жену эл-Катиба Дараме), Айшу Кимаре (жену автора «Тарих ал-Фатташ» Махмуда Кати, которая умерла в Томбукту, так что кади «не успел коснуться ее»), Алаймату и Уэйзу Умм-Хани. — Прим. авт.

125

Попав в плен, Бубу Марьяма предпочел жизнь изгнанника в Гао возвращению на родину. После Бубу Марьяма правителем Масины стал Хамаду-Амина. — Прим. авт.

126

Бани — «хороший», «нежный». — Прим. авт.

127

У автора «Тарих ал-Фатташ» Махмуда Кати были личные счеты с Алу: тот ухитрился присвоить себе пашенные угодья, которые Кати получил от аскии Дауда. — Прим. авт.

128

По «Тарих ал-Фатташ», от царского дворца каждый день уходили в разные страны примерно сто шпионов, которые, возвратись, рассказывали властителю, что происходит в какой части царства. Не исключено, что даже упоминаемые в хронике интриганы были на жалованье у царя. — Прим. авт.

129

Делафосс называет Садика баламой Садиком Тункара. — Прим. авт.

130

Как развивалось налогообложение в Тегаззе и как распределялись собранные суммы между царем Сонгай и султаном Марокко, до сих пор окончательно не установлено. — Прим. авт.

131

Суданские хроники ничего не сообщают о наличии у марокканцев иного огнестрельного оружия, кроме мушкетов. Что касается «инженеров», то речь явно идет не о саперах в нашем понимании, а об обслуживающем персонале, включая и ремесленников. — Прим. ред.

132

По «Тарих ас-Судан» Джудару подчинялись в качестве младших начальников Мустафа эт-Турки, Мустафа бен Аскер, Ахмед эл-Харузи, Ахмед бен эл-Хаддад эл-Мари, Ахмед бен Атива, Аммар ал-Фета, Ахмед бен Юсеф, Али бен Мустафа, Бу-Шейба эл-Амри и Бу-Гейта ал-Амри. — Прим. авт.

133

Возможно, что Исхаку представлялось, что армия Марокко неизбежно растает, пересекая Сахару; можно полагать, что он боялся, что разрушение водопойных мест может гибельно повлиять на караванную торговлю через Сахару. — Прим. авт.

134

Предполагается, что Исхак мог рассчитывать, что Джудар выйдет (после пересечения Сахары) около Валаты, и хотел встретить его по возможности дальше от столицы. — Прим. авт.

135

Тондиби (букв. «Черная скала») — местность на левом берегу Нигера примерно в 45 км к северу от Гао. — Прим. ред.

136

По другим сведениям, марокканцы с помощью нескольких выстрелов заставили стадо остановиться и повернуть вспять. Это было полной неожиданностью для войск Исхака и привело их менее дисциплинированные подразделения в смятение. — Прим. авт.

137

«Тарих ал-Фатташ» упоминает наряду с отрядом суна еще многих военачальников сонгайской армии, которые покрыли себя славой в этом неравном сражении. Брат Исхака балама Мухаммед-Гао, сын аскии Омар, корей-фарма Алу и барвй-кой Табакахи, согласно хронике, бросались в самые жаркие места боя. — Прим. авт.

138

Мухаммед-Гао не был «убит на месте»: захватив в плен, его доставили вместе с его приближенными в Гао и около месяца держали в заточении. Только после этого пленных перебили в качестве репрессалии за нападение сонгаев на марокканские отряды. — Прим. ред.

139

Сиди Махмуд — имеется в виду кадий Махмуд ибн Омар ибн Мухаммед Акит, чьи сыновья были кадиями в Томбукту на всем протяжении XVI в. — Прим. ред.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизации долины Нигера"

Книги похожие на "Цивилизации долины Нигера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ваккури Юха

Ваккури Юха - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ваккури Юха - Цивилизации долины Нигера"

Отзывы читателей о книге "Цивилизации долины Нигера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.