Карл Юнг - Архетип и символ
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Архетип и символ"
Описание и краткое содержание "Архетип и символ" читать бесплатно онлайн.
Творческое наследие швейцарского ученого, основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга вызывает в нашей стране все возрастающий интерес. Данный однотомник сочинений этого автора издательство «Ренессанс» выпустило в серии «Страницы мировой философии». Эту книгу мы рассматриваем как пролог Собрания сочинений К. Г. Юнга, к работе над которым наше издательство уже приступило. Предполагается опубликовать 12 томов, куда войдут все основные произведения Юнга, его программные статьи, публицистика. Первые два тома выйдут в 1992 году.
Мы выражаем искреннюю благодарность за помощь и содействие в подготовке столь серьезного издания президенту Международной ассоциации аналитической психологии г-ну Т. Киршу, семье К. Г. Юнга, а также переводчику, тонкому знатоку творчества Юнга В. В. Зеленскому, активное участие которого сделало возможным реализацию настоящего проекта.
В. Савенков, директор издательства «Ренессанс»
15
Ср. Linda Feirz — David. Der Liebestraum des Poliphilo 1947.
52
Вilder und Symbole aus E.T.A. Hoffmans Marchen // Gestalltung des Unbewusten. 1950. S.239 К.
53
Я ссылаюсь здесь только на общедоступные литературные примеры вместо клинического материала. Для наших целей литературных примеров вполне достаточно.
54
Имеется в виду вообще встреча с содержаниями бессознательного. Она представляет собой главную задачу процесса интеграции.
55
Хорошим примером может служить маленькая книжечка: Schmalz G. Ostliche Weisheit und westliche Psychotherapie. 1951.
56
«Изображения и лары». Имеются в виду восковые изображения предков, и лары — духи—хранители домашнего очага в Древнем Риме.
57
Ср. Zur Phanomenologie des Geistes im Marchen // Psychologie und Erziehung, 1946.
58
Ср. мотив «старого короля» в алхимии.
59
Видимо, имеется в виду притча о работниках на винограднике и их плате («Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома…»). Матфей, XX, 1.
60
«Поимандрес» — первый трактат корпуса герметических произведений, религиозно—философских сочинений I-III вв. н.э., приписываемых Гермесу Трисмегисту (античный аналог египетского бога Тота). В трактате рассматриваются вопросы о творении вселенной и человека, соединении духа с материей после грехопадения, о пути спасения с помощью гнозиса.
61
«Пастух» «апостолического отца» Гермы (Гермеса), относится к первой половине VI в. В первой части трактата приводятся видения Гермы, а в двух последующих частях излагаются основные принципы христианской этики. Райцсшптайн понимает «Пастуха» Гермы как конкурирующий с «Поимандресом» христианский текст.
62
Имя «Люцифер», означающее на латыни «светоносный», «приноситель света», было эпитетом многих античных божеств, чаще всего Венеры — так называлась «утренняя звезда». Поскольку в латинском переводе Ветхого Завета данный эпитет применялся по отношению к вавилонскому царю, а в Евангелии от Луки говорится: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лука, X, 18), то имя Люцифер уже отцами церкви стало употребляться как синоним сатаны.
63
Аvalon Arthur. The Serpent Power Being the Shat-Chakre-Nirupana and Paduka-Panchaka. 1919.
64
Roussele E. Seelische Fuhrung im lebenden Taoismus // Eranos-Jahrbuch. 1933. S. 135 ff.
65
Таро — древнейшие гадальные карты (колода из 78 карт с символическими изображениями). Точное происхождение неизвестно (впервые были описаны в конце XVIII в.), но очевидно присутствие каббалистической и средневековой христианской символики. Существуют различные интерпретации Таро (астрологическая, алхимическая, магическая, мистическая). Юнг предложил свою интерпретацию, видя в Таро два аспекта борьбы человека против других и против самого себя: солнечный путь экстраверсии, рационального знания, действия; и лунный путь интроверсии, созерцания, интуиции. В изображениях карт Таро легко узнаются многие архетипы Юнга.
66
Вernoulli R. Zur Symbolik geometrischer Figuren und Zahlen // Eranos-Jahrbuch. 1934. S. 397 ff.
67
Альчерринга — «эра сновидений», стародавняя эпоха первотворения в мифологии австралийских племен Аранда.
68
Rulandus. Lexicon Alchemiae. 1612, s.v. meditatio.
69
Отсылаю к моим рассуждениям по этому вопросу в «Symbole der Wandlung», 1952.
70
Аion. 1951.
71
Рsychologie und Alchemie. 2 Aufl., 1952.
72
Юнг перечисляет ближневосточные культы, которые в начале нашей эры выступали как соперники христианства. Митраизм — религия римских легионеров и ряда «иллирийских» императоров III в.н.э. — была преобразованным культом иранского бога Митры: Аттис и Кибела — фригийские божества, вошедшие в греческую мифологию, основные фигуры оргиастического культа Великой Матери; Мани (нач. III в.н.э. — 273 г.) — основатель манихейства, синкретической религии, соединявшей в себе элементы зороастризма, христианства и гностицизма; Гермес Трисмегист — божество позднеантичного герметизма (именуемого иногда «языческим гнозисом»). Он имеет ряд черт египетского бога Тота — изобретателя наук и искусств, которому приписывается авторство тайных книг по магии, астрологии и алхимии. Поскольку для Юнга бессознательное современного человека воспроизводит архетипические образы, встречаемые в трудах гностиков и алхимиков II-IV вв, то все подавленные в свое время христианством религии представляют для него особый интерес — становится понятным содержание бессознательного современности.
73
Греческое слово «гордыня», обозначающее дерзость, наглость, вызов, встречается в текстах греческих философов, и характеризует нарушение божественной меры, гармонии какой-то частью, которая несет за это наказание со стороны целого. Гильгамеш — герой шумеро—аккадского эпоса (возможно, реальное лицо 27-26 вв. до н.э.). Этот эпический герой стремится обрести бессмертие, недостижимое для человека, в этом его «гордыня».
74
Бухман Франк (1878-1961) — американский лютеранский священник, посетил Индию и Дальний Восток. Основал в Англии «Оксфордскую группу»; в 50-е годы движение получило широкое распространение в высших кругах Англии.
75
Юнг неоднократно обращался к дионисийству Ницше, который не только противопоставлял Диониса Христу, но в последних своих, уже полубезумных, письмах отождествлял себя с Дионисом. Вопреки общепринятому диагнозу Юнг считал, что безумие Ницше связано не с прогрессирующим параличом, а с подъемом из глубин бессознательного расового архетипа, олицетворяемого воинственным германским богом Вотаном. Увлеченный классической филологией, Ницше отождествлял Вотана с античным Дионисом. Германский нацизм, прославлявший арийское язычество, был, по мнению Юнга, также связан с воздействием этого архетипа — Ницше стал пророком этих перемен в сознании немцев первой половины нашего века, но заплатил за это безумием.
76
Неканоническая логия, упоминаемая в «Гомилиях» Оршена, входит в гностическое «Евангелие от Фомы», открытое вместе с другими рукописями из Наг-Хаммади в конце 1945 г. В этом варианте логия звучит так: «Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и кто вдали меня, вдали от царствия» (См. Апокрифы древних христиан. М.,1989.0.259).
77
Quaternarium, или четверица, имеет долгую историю. Она присутствует не только в христианской иконологии и мистической спекуляции, но играет, пожалуй, еще большую роль в гностической философии, и с тех времен проходит через Средние века вплоть до XVIII в.
78
В учении древнегреческого философа Эмпедокла (V в. до н.э.) Бог представляет собой как бы идеальное состояние космического бытия. Идеальная форма пифагорейцев — шар — выражает законченность и совершенство. Эмпедокл называет божество Сфайросом, идеально закругленной всеобъемлющей сферой, самотождественной и равновеликой во всех своих точках. В диалоге Платона «Пир» говорится об андрогинах с «округлым телом» — «страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов», за что были разрезаны пополам Зевсом — так возникли мужчины и женщины, «половинки» прежнего целого, стремящиеся друг к другу.
79
Адам Кадмон — «Адам первоначальный», «изначальный человек». В иудаистской мистике первообраз духовного и материального мира. Как «небесный человек» он является образцом для творения «земного человека». Развитые в каббале представления об Адаме Кадмоне вошли в арабо-мусульманскую и христианскую алхимическую литературу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Архетип и символ"
Книги похожие на "Архетип и символ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл Юнг - Архетип и символ"
Отзывы читателей о книге "Архетип и символ", комментарии и мнения людей о произведении.