БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать бесплатно онлайн.
Тенденции в развитии мостостроения. Современное направление в строительстве М. характеризуется повышением степени использования сборных конструкций и деталей заводского изготовления, внедрением индустриальных методов производства работ и механизации основных технологических процессов, дальнейшим развитием конструктивных систем М. и увеличением их максимальных пролётов.
При сооружении М. расширяется использование высокопрочных сталей и лёгких сплавов, применение сварки взамен клёпки; совершенствуются конструктивные формы пролётных строений за счёт применения жёстких листовых коробчатых конструкций. В железобетонном мостостроении всё большее значение приобретают применение тонкостенных конструкций из высокопрочных бетонов, унификация и типизация сборных элементов пролётных строений и опор, создание новых типов предварительно напряжённых конструкций, разработка типовых опалубок и монтажных агрегатов.
Лит.: Надёжин Б. М., Мосты и путепроводы в городах, М., 1964; Гибшман Е. Е., Проектирование деревянных мостов, М., 1965; его же, Проектирование металлических мостов, М., 1969; Евграфов Г. К., Богданов Н. Н., Проектирование мостов, М., 1966; Строительство мостов, М., 1966; Ильясевич С. А., Металлические коробчатые мосты, М., 1970; Назаренко Б. П., Железобетонные мосты, 2 изд., М., 1970.
Н. Н. Богданов, М. Е. Гибшман.
Архитектура мостов. Многие М. являются выдающимися памятниками зодчества и инженерного искусства. В наиболее распространённых до 2-й половины 19 в. каменные М. массивные устои и пролёты, созданные с затратами большого количества строительных материалов, зрительно воплощали представление об устойчивости, прочности и надёжности. В древнеримских М. было достигнуто единство архитектуры и инженерного искусства: выразительная архитектоника почти лишённой декора, массивной многоарочной конструкции придаёт М. характерное для древнеримских утилитарных построек выражение суровой мощи (мост Алькантара через ущелье р. Тахо в Испании, 98—106 н. э., строитель Гай Юлий Лацер). В конструкциях металлических М. максимально используются физико-механические свойства материала (металл хорошо воспринимает растягивающие усилия). Благодаря этому качеству металлические М. стали менее грузными по сравнению с каменными М. и приобрели важную художественную особенность — ажурность силуэта (М. через р. Дору в г. Порту в Португалии, 1881—85, инженер А. Г. Эйфель). Рациональные по инженерному и архитектурному решению металлические М. повлияли на стилистику архитектуры 20 в.
Большой пластической выразительностью обладают железобетонные М.: динамичность и зрительная лёгкость форм нередко придают своеобразное изящество крупным сооружениям (М. через р. Арв в Швейцарии, 1936, инженер Р. Майяр). Значительные размеры, крупные формы и своеобразный силуэт М. заметно влияют на архитектурный облик города (например, М. в Ленинграде, Праге, Будапеште). Поэтому конструктивное и архитектурно-пространственное решение городских М. должно быть найдено с учётом конкретных условий его расположения, окружающей природной и архитектурной среды. Особенно важной и сложной градостроительной задачей является поиск гармоничного сочетания силуэта, масштаба и конструктивного решения М. с давно сложившейся, нередко ценной в историко-художественном отношении застройкой старых городов. Примером удачного решения этих сложных проблем является мост Александра Невского через р. Неву в Ленинграде (1965, инженер А. С. Евдонин и др., архитектор Ю. И. Синица и др.): повторяя стелющийся над водой силуэт других невских мостов, он соразмерен масштабу реки и застройки её набережных.
Е. К. Иванова.
Мост через пролив Босфор (Турция). 1973.
Рис. 2. Системы мостов: а — с неразрезной балкой; б — балочно-консольная; в — арочная; г — комбинированная (безраспорная арка с затяжкой); д — рамная; е — рамно-подвесная; ж — висячая; з — вантовая; 1 — шарнир; 2 — арка; 3 — надарочное строение; 4 — затяжка; 5 — стойка; 6 — ригель; 7 — кабель; 8 — пилон; 9 — подвески; 10 — балка жёсткости; 11 — анкерная опора; 12 — ванты.
Мост через р. Енисей у Красноярска. 1960.
Мост через р. Св. Лаврентия (Канада). 1917.
Рис. 1. Схема моста: 1 — речное пролётное строение; 2 — береговые пролётные строения; 3 — проезд; 4 — быки; 5 — устои; 6 — опорные части.
Рис. 6. Навесной монтаж мостовых сквозных ферм.
Рис. 3. Пролётное строение со сплошными двутавровыми балками: 1 — главные балки; 2 — железобетонная плита проезжей части; 3 — покрытие проезда; 4 — тротуары; 5 — связи.
Москворецкий мост в Москве. 1938.
Мост через пролив Урато (Япония). 1972.
Мост через р. Волгу у Сызрани. 1879.
Рис. 7. Монтаж (замыкание пролёта) рамного моста.
Рис. 5. Перевозка на плаву секции моста.
Мост через р. Дон в г. Лебедяни. 1910.
Мост через р. Днепр у Днепропетровска. 1966.
Мост Тиберия в Римини (Италия). 14—21 гг.
Понте Веккьо во Флоренции (Италия). 14 в.
Мост через р. Влтава (Чехословакия). 1967.
Пилон Северинского моста через р. Рейн (ФРГ). 1960.
Рис. 4. Погружение опор — железобетонных оболочек — на строительстве моста.
Мост через р. Северн в Колбрукдейле (Англия). 1779.
Нагатинский мост в Москве. 1969.
Мост через оз. Маракайбо (Венесуэла). 1962.
Мост через р. Старый Днепр. 1952.
Мост через залив Килл-Ванн-Килл (США). 1931.
Мост через р. Делавэр в Честере (США). 1972.
Моста
Мо'ста, посёлок городского типа в Южском районе Ивановской области РСФСР, в 73 км к Ю.-В. от ж.-д. станции Шуя (на линии Иваново — Новки). Леспромхоз.
Мостаганем
Мостагане'м, город и порт на С.-З. Алжира, на побережье Средиземного моря, административный центр вилайи Мостаганем. 75,3 тыс. жителей (1966, перепись). Ж.-д. станция. Узел шоссейных дорог. Аэродром. Торгово-промышленный центр с.-х. района (вино, ранние овощи, цитрусовые, шерсть). Предприятия пищевой, табачной, металлообрабатывающей, цементной промышленности. Сетевязальное производство. Рыболовство.
Мостар
Мо'стар (Mostar), город в Югославии, в Социалистической Республике Босния и Герцеговина. 48 тыс. жителей (1971). Расположен в живописной местности в долине р. Неретва. Текстильная, табачная, пищевая промышленность. В районе М. — добыча бокситов. Основан в 15 в. Один из центров борьбы против турецкого (16—19 вв.) и австро-венгерского (конец 19 в. — 1918) ига.
Мостецкая забастовка 1932
Мо'стецкая забасто'вка 1932, крупнейшая забастовка горняков Северо-Чешского угольного бассейна (г. Мост), проходившая 23 марта — 20 апреля. Бастовавшие требовали прекращения увольнений и снижения зарплаты; улучшения системы страхования, охраны труда; свободы печати, собраний, демонстраций, деятельности профсоюзов. В ходе М. з. был создан единый рабочий фронт, органами которого являлись Центральный стачечный комитет, руководимый коммунистами (К. Готвальд, Я. Шверма, А. Запотоцкий), и стачечные комитеты на местах. М. з. поддержали безработные, крестьяне и др. слои населения. 13 апреля М. з. переросла в однодневную всеобщую забастовку трудящихся Мостецкой области, в ходе которой происходили столкновения бастующих с войсками и жандармерией. Окончилась частичной победой горняков (добились отмены приказов об увольнении и о снижении зарплаты).
Лит.: Zápotocký A., Šverma J., Hornická stávka, Praha, 1932.
Мостик
Мо'стик судовой, 1) ходовой, или капитанский, М. — возвышенная надстройка на верхней палубе судна, обеспечивающая круговой обзор; на М. размещаются установки и приборы, необходимые для управления судном на ходу, а также средства зрительной или звуковой сигнализации. 2) Переходной М. — переход (помост), расположенный над верхней палубой вдоль судна (обычно танкера ) и соединяющий судовые надстройки. Служит для безопасного передвижения команды во время шторма.
Мостиска
Мости'ска, город (с 1939), центр Мостисского района Львовской области УССР, на р. Сечня (бассейн Вислы), в 4 км от ж.-д. станции (Мостиска-1) на линии Львов — Варшава. Заводы: «Электрон» (филиал Львовского объединения), маслодельный, кирпичные; хлебокомбинат.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МО)", комментарии и мнения людей о произведении.