БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать бесплатно онлайн.
Мостовой переход
Мостово'й перехо'д, комплекс сооружений, возводимых при устройстве дороги над водотоком. В состав М. п. входят: собственно мост , насыпи подходов к нему, регуляционные сооружения (главным образом дамбы ), обеспечивающие плавный проток воды через отверстие моста без возникновения местных резких повышений скорости течения, берегоукрепительные сооружения (подпорные и ограждающие стенки, габионы и т. п.), предотвращающие размыв берегов и насыпей подходов. Выбор места М. п., определение величины отверстия моста, а также проектирование регуляционных и берегоукрепительных сооружений осуществляют на основании изысканий, включающих уточнение топографии района, изучение водного режима и сбор данных о свойствах грунтов русла.
Н. Н. Богданов.
Мостовской
Мостовско'й, посёлок городского типа в Лабинском районе Краснодарского края РСФСР, на левом берегу р. Лаба (приток р. Кубани). Ж.-д. станция на ветке Курганная — Шедок (линии Армавир — Туапсе). 13 тыс. жителей (1973). Мебельно-деревообрабатывающая фирма «Юг», лесокомбинат. Плодосовхоз.
Мостовщина
Мосто'вщина, 1) феодальная повинность, существовавшая на Руси с 11 в., впервые законодательно закреплённая в «Уставе Ярослава о мостах». Население города и деревни было обязано строить и ремонтировать дороги и мосты или платить «мостовые деньги». М. несло в основном феодально-зависимое население. 2) Пошлина с возов и товаров, провозимых по мостам. Право собирать М. принадлежало государству и феодалам в своих вотчинах и поместьях. Служилые люди, гонцы и иноземцы были освобождены от уплаты М. Упразднена в 1754.
Мосты
Мосты', см. Мост .
Мосты военные
Мосты' вое'нные, сооружения, служащие для переправы войск, боевой техники и транспорта через какое-либо препятствие (водную преграду, овраг, дорогу и т. п.) при передвижении их по дорогам и колонным путям на поле боя. М. в. бывают автодорожными, железнодорожными, пешеходными и совмещёнными, позволяющими одновременный пропуск автотранспорта и ж.-д. составов; возводятся силами инженерных, дорожных и железнодорожных войск из табельных средств, возимых войсками, или из местных материалов. Для М. в. важное значение имеет транспортабельность мостовых конструкций, позволяющая инженерным частям сопровождать войска и своевременно выдвигаться к преодолеваемым водным преградам, а также быстрота их возведения минимальными силами, приспособленность мостовых средств и конструкций к использованию на разнообразных по характеру преградах, минимальная разрушаемость от средств поражения, простота ремонта в полевых условиях. По типу опор различают М. в. наплавные, на жёстких опорах, комбинированные.
Наплавные М. в. могут быть в виде моста-ленты (рис. ), собираемого из металлических понтонов, барж, и на отдельных плавучих опорах (понтонах, баржах, плашкоутах, лодках и др.). Они позволяют возвести мостовой переход в короткие сроки, независимо от характера грунта и рельефа дна при глубине воды более 1 м . М. в. на жёстких опорах (деревянных, металлических, свайных и рамных) делятся на низководные, высоководные и подводные. Низководные М. в. (рис. ) имеют небольшие пролёты (4—6 м , редко 10—12 м ), допускают, как правило, одностороннее движение транспорта и рассчитаны на непродолжительный срок эксплуатации; возвышаются над горизонтом воды на 0,5—1 м . Высоководные М. в. (рис. ) имеют пролёты до 30 м и более, обеспечивают, как правило, двусторонний проезд автомобильного и односторонний проезд ж.-д. транспорта, рассчитаны на продолжительный срок эксплуатации, позволяют пропускать под мостом ледоход, паводок, речные суда. Разборные М. в. на жёстких опорах многократно используются в качестве тыловых мостов через водные преграды. Подводные М. в. имеют верх проезжей части ниже горизонта воды на 30—50 см , что обеспечивает повышенную живучесть при воздействии противника и затрудняет обнаружение моста средствами разведки. Комбинированные М. в. возводятся на реках, имеющих большую глубину и ширину, в них сочетаются жёсткие и плавучие опоры. Механизированные мосты (рис. ) используются для преодоления войсками узких препятствий и водных преград на поле боя и при движении войсковых колонн, возводятся с помощью мостоукладчиков.
М. в. появились уже в армиях древних государств. Наиболее ранними были наплавные мосты на лёгких лодках, которые перевозились войсками (например, в Ассирии, Древнем Египте, Древней Греции). В 480 до н. э. во время греко-персидских войн персидская армия переправлялась через Дарданеллы по 2 наплавным мостам, собранным на гребных судах; длина каждого около 1200 м . В римской армии сооружались военные мосты на свайных опорах (например, через Рейн в 1 в. до н. э.). В средние века искусство мостостроения в Европе пришло в упадок и начало развиваться только с 14 в. В русской армии в 15—17 вв. неоднократно сооружались наплавные мосты через Волхов, Днепр, Дон и др. В начале 17 в. в нидерландской армии было введено мостовое имущество — понтонные парки (см. Понтонный парк ), которые затем распространились в др. европейских армиях (в России в начале 18 в.). Дальнейшим шагом в развитии М. в. стало возведение мостов из заранее заготовленных элементов (например, наплавной мост из плотов длиной около 1000 м через Северную бухту в Севастополе во время Крымской войны 1853—56). С развитием железных дорог стали строить военные ж.-д. мосты. В 1860-х гг. в России был изготовлен разборный металлический ж.-д. мост; в Германии, Франции и др. странах такие мосты появились в 70-х гг. Во время 1-й мировой войны 1914—18 в английской армии были созданы мосты для танков, с помощью которых они преодолевали препятствия на поле боя. В 1930-х гг. в СССР и др. странах получили развитие наплавные мосты из понтонных парков с цельнометаллическими понтонами и стальными прогонами повышенной прочности и большой грузоподъёмности, которые перевозились на специальных автомобилях. В ходе Великой Отечественной войны 1941—45 советские войска широко использовали низководные мосты, отличавшиеся простотой конструкции и составившие 85% общей протяжённости всех построенных мостов, а также наплавные мосты грузоподъёмностью до 60 т (выше грузоподъёмности наплавных мостов армий капиталистических стран). На широких реках (Днепр, Неман, Днестр, Висла, Одер и др.) возводились комбинированные или высоководные мосты, рассчитанные на длительную эксплуатацию. В послевоенные годы в вооруженных силах различных государств получили развитие мостовые и мостостроительные средства, предназначенные для возведения М. в. в короткие сроки. Значительный прогресс в этой области — создание в Советских Вооружённых Силах понтонно-мостового парка, в котором пролётное строение и опоры объединены в единую конструкцию — мост-ленту. Большое развитие получили механизированные мосты (танковые и мосты сопровождения войсковых колонн).
М. А. Козлов.
Мосты военные. Высоководный мост.
Мосты военные. Мост-лента.
Мосты военные. Механизированный мост.
Мосты военные. Низководный мост.
Мосты (город в Гродненской обл.)
Мосты', город (с 1955), центр Мостовского района Гродненской области БССР, на р. Неман, в 1 км от ж.-д. узла Мосты (линии на Гродно, Лиду, Волковыск-Центральный). 12,3 тыс. жителей (1973). Деревообрабатывающая, пищевая промышленность.
Мосул
Мосу'л, город на С. Ирака, на правом берегу р. Тигр. Административный центр мухафазы Найнава. 343 тыс. жителей (1968). Ж.-д. станция. Узел автомобильных дорог. Текстильная, пищевая, кожевенно-обувная, металлообрабатывающая промышленность. Торговля зерном, фруктами, скотом. В районе М. — добыча нефти (Айн-Зала и др.), цементный и асфальтовый заводы.
По некоторым данным, М. являлся пригородом древней Ниневии . В 641 был занят арабами и вошёл в состав Арабского халифата. Находясь на важнейших торговых путях, М. стал крупным торговым и ремесленным центром. В 10—12 вв. был столицей различных феодальных государств. В 1261 взят и разграблен монголами. С начала16 в. до 1918 (с небольшими перерывами) М. владели турки-османы; с 60-х гг. 19 в. — центр одноимённого вилайета Османской империи. После 1-й мировой войны 1914—18 был оккупирован английскими войсками: в 1920 вошёл в состав Ирака.
В черте средневекового города, окруженного каменной стеной (12 в.; разрушена в 1743), — Большая мечеть Нур-ад-дина (или Джами аль-Кабир; 1170—72, реконструировалась в 12—19 вв.) с минаретом (12 в.; см. илл. ), медресе аль-Иззия (12 в.), руины дворца Кара-Сарай (13 в.), мавзолей имама Яхья (13 в.), мавзолей Аун-ад-дина (1247); христианские церкви: Мар Ахудеммех (восходит к 10 в.), Мар Шамун (13 в., реконструкция в 1936) и др. Вне городских стен — регулярно распланированные кварталы 20 в. (архитектор Р. Сквайр и др.). Близ М. — мечеть-мавзолей Наби Юнус (10 в., купол 14 в.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МО)", комментарии и мнения людей о произведении.