БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать бесплатно онлайн.
В черте средневекового города, окруженного каменной стеной (12 в.; разрушена в 1743), — Большая мечеть Нур-ад-дина (или Джами аль-Кабир; 1170—72, реконструировалась в 12—19 вв.) с минаретом (12 в.; см. илл. ), медресе аль-Иззия (12 в.), руины дворца Кара-Сарай (13 в.), мавзолей имама Яхья (13 в.), мавзолей Аун-ад-дина (1247); христианские церкви: Мар Ахудеммех (восходит к 10 в.), Мар Шамун (13 в., реконструкция в 1936) и др. Вне городских стен — регулярно распланированные кварталы 20 в. (архитектор Р. Сквайр и др.). Близ М. — мечеть-мавзолей Наби Юнус (10 в., купол 14 в.).
Лит.: Mosul and its neighbouring district, 2 ed., Baghdad, 1956; Fiey J. М., Mossoul chrétienne, Beyrouth, 1959.
Минарет Большой мечети в Мосуле. 12 в.
«Мосфильм»
«Мосфи'льм», крупнейшая советская студия, одна из самых больших в мире. Создана в 1924 в Москве. В период становления выпускались художественные, научно-популярные, мультипликационные фильмы, с 1935 — только художественные. Значительный вклад в развитие советского киноискусства внесли работавшие ранее на «М.» режиссёры — А. П. Довженко, М. К. Калатозов, А. Л. Птушко, В. И. Пудовкин, И. А. Пырьев, М. И. Ромм, С. М. Эйзенштейн, К. К. Юдин, операторы — М. П. Магидсон, Э. К. Тиссэ, художники — В. В. Егоров, А. А. Уткин и др. На студии работают (1974): режиссёры — Г. В. Александров, А. А. Алов, В. П. Басов, С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, Г. Н. Данелия, Е. Л. Дзиган, А. Г. Зархи, Ю. Ю. Карасик, А. С. Кончаловский, А. Н. Митта, В. Н. Наумов, Ю. Н. Озеров, В. С. Ордынский, Ю. Я. Райзман, А. М. Роом, Г. Л. Рошаль, Э. А. Рязанов, А. А. Салтыков, С. И. Самсонов, А. С. Смирнов, Ю. И. Солнцева, А. Б. Столпер, В. П. Строева, И. В. Таланкин, А. А. Тарковский, Д. Я. Храбровицкий, М. М. Хуциев, Ю. С. Чулюкин, Г. Н. Чухрай, М. А. Швейцер, С. И. Юткевич, операторы — Н. М. Ардашников, Л. В. Косматов, Г. Н. Лавров, В. Н. Монахов (оператор и режиссёр), Н. В. Олоновский, А. А. Петрицкий, С. П. Урусевский (оператор и режиссёр), В. И. Юсов, художники — М. А. Богданов, Е. И. Куманьков, Г. А. Мясников, И. Н. Новодерёжкин, А. И. Пархоменко и др. Многие картины киностудии получили широкое признание в СССР и за рубежом. Лучшие фильмы 30—40-х гг.: «Петербургская ночь» (1934), «Весёлые ребята» (1934), «Мы из Кронштадта» (1936), «Партийный билет» (1936), «Последняя ночь» (1937), «Ленин в Октябре» (1937), «Александр Невский» (1938), «Ленин в 1918 году» (1939), «Суворов» (1941), «Машенька» (1942), «Секретарь райкома» (1942), «Кутузов» (1944), «Нашествие» (1945). В конце 40 — начале 70-х гг. значительными работами студии были: «Адмирал Нахимов» (1947), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Мичурин» (1949), «Сорок первый» (1956), «Летят журавли», «Сёстры» (оба в 1957), «Рассказы о Ленине», «Коммунист» (оба в 1958), «Серёжа» (1960), «Повесть пламенных лет» (1961), «Иваново детство», «Девять дней одного года» (оба в 1962), «Оптимистическая трагедия» (1963), «Живые и мёртвые» (1964), «Председатель» (1965), «Обыкновенный фашизм», «Ленин в Польше» (оба в 1966), киноэпопея «Война и мир» (1966—67), «Железный поток» (1967), «Твой современник», «Шестое июля», «Анна Каренина» (все три в 1968), «Братья Карамазовы» (1969), «Бег» (1970), «Белорусский вокзал» (1971), «Солярис», «Укрощение огня» (оба в 1972), «Это сладкое слово — свобода» (1973), «Калина красная» (1974). Крупнейшие работы «М.» удостоены Ленинской премии — «Поэма о море» (1959), «Судьба человека» (1960), «Баллада о солдате» (1961), «Освобождение» (1970—1971); около 40 фильмов отмечены Государственной премией СССР и РСФСР, свыше 100 фильмов получили премии на международных и всесоюзных кинофестивалях. При киностудии работает 6 творческих объединений. Производственная мощность «М.» около 40 фильмов в год. С 1945 при «М.» работает Театр-студия киноактёра. Киностудия награждена орденом Ленина (1939) и орденом Октябрьской Революции (1974).
О. В. Якубович.
Мосхи
Мо'схи (Móschoi), название в древнегреческих источниках грузинского племени месхов, жившего в юго-западной Грузии (см. Месхети ). Оно, возможно, имело связь с племенным названием мушков. В 1 в. до н. э. — 1 в. н. э. М. локализуются в области Месхийского горного хребта, в пограничной местности между Иберией, Арменией и Колхидой.
Мосьцицкий Игнацы
Мосьци'цкий (Mościcki) Игнацы (1.12.1867, Межанув, близ Плоцка, — 2.10.1946, Версуа, Швейцария), польский политический деятель и учёный-химик. С 1892 член Заграничного союза польских социалистов. Сотрудничал с Ю. Пилсудским, по рекомендации которого был избран президентом Польши (с 1 июня 1926). Годы пребывания М. на посту президента (до сентября 1939) отмечены укреплением «санационного» режима . М. был одним из проводников внешнеполитического курса, направленного на создание антисоветского блока. После вторжения немецко-фашистских войск в Польшу в ночь на 18 сентября 1939 бежал в Румынию, где объявил о своей отставке; из Румынии выехал в Швейцарию.
М. — профессор химической технологии и электрохимии (с 1912). Разрабатывал методы получения азотной кислоты, изучал проблемы нефтедобычи, очистки нефти и др.
МОТ
МОТ, см. Международная организация труда .
Моталка
Мота'лка в прокатном производстве, машина для свёртывания прокатанного металла в рулоны (широкополосная сталь) или сматывания в бунты (сортовой прокат — круг, квадрат, узкая полоса и катанка). М. обеспечивает поточность производства и высокую производительность станов.
Мотальная машина
Мота'льная маши'на в текстильной промышленности, машина для перемотки пряжи (и нитей). В зависимости от назначения различают осново- и уточномотальные машины. Основомотальные машины по характеру строения получаемой паковки пряжи делятся на машины параллельной и крестовой намотки. При параллельной намотке нить навивается на двухфланцевую катушку по винтовой линии с малым углом подъёма; при крестовой намотке — на бесфланцевую паковку-бобину с большим углом подъёма винтовой линии. Наиболее распространены М. м. крестовой намотки, более производительные и образующие паковку, удобную для последующих процессов перематывания и крашения пряжи.
Мотеруэлл
Мо'теруэлл (Motherwell), город в Великобритании, в Шотландии (графство Ланарк). 74,2 тыс. жителей (1971). Входит в состав конурбации Глазго. Металлургия, тяжёлое машиностроение. Близ М. — угледобыча.
Мотес Курт
Мо'тес (Mothes) Курт (р. 3.11.1900, Плауэн), немецкий биохимик (ГДР), член Германской АН в Берлине, президент Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» в Галле, иностранный член АН СССР и Лондонского королевского общества (1971). Окончил Лейпцигский университет (1925). Профессор Кёнигсбергского университета (1935—45) и университета в Галле (с 1950). Заведующий отделом биохимии Института по изучению культурных растений в Гатерслебене (1949—57), директор Института ботаники университета в Галле (1958—60) и Института биохимии растений Германской АН, там же (1958—65). Основные работы в области биохимии алкалоидов, азотистого обмена и регуляторов роста растений, в том числе цитокининов.
Соч.: Zur Problematik der gegenwärtigen Biologie, Lpz., 1967; Biosynthese der Alkaloide, B., 1969; в рус. пер. — Некоторые замечания о цитокининах, «Физиология растений», 1972, т. 19, в. 5, с. 1011—22.
Лит.: Beiträge zur Biochemie und Physiologie von Naturstoffen. Festschrift Kurt Mothes zum 65 Geburtstag, Jena, 1965.
А. Н. Шамин.
Мотет
Моте'т (франц. motet, уменьшительное от mot — слово, изречение, заповедь), жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции. Первоначально М. представлял собой двухголосное музыкальное произведение, в котором к голосу, основанному на напевах католической службы (см. Григорианский хорал ), присоединялся новый голос. Этот голос получил название М., которое перешло и на всё произведение. Позднее появились 3-голосные и 4-голосные М. Голоса, добавленные в них к основному, были мелодически более богатыми. Их подтекстовка, вначале варьировавшая подтекстовку основного голоса, приобретала всё большую самостоятельность; появились М., в которых сочетались религиозные и светские юмористические, шуточные тексты, тексты на разных языках. Партия основного голоса нередко поручалась инструменталисту. В дальнейшем в М. начинают применяться имитация и каноническое изложение (см. Канон ). С 15 в. М. называется любое вокальное произведение, более развитое и торжественное сравнительно с песней. В 16 в. в мотетах О. Лассо, Дж. Габриели, Палестрины вырабатывается стиль чисто вокальной (без привлечения инструментов) хоровой полифонии. Во французском М. 16 в. господствует хоральный склад. В Италии в 17 в. возникает сольный М. с генерал-басом. Вершина развития жанра — мотеты И. С. Баха, углубившего тип хорового М. и приблизившего его к кантате .
В 19 в. М. культивируется как хоровое произведение на текст серьёзного характера, порой включающий религиозные мотивы (Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Брукнер, М. Регер, Ш. Гуно и др.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МО)", комментарии и мнения людей о произведении.