БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать бесплатно онлайн.
Мостиска
Мости'ска, город (с 1939), центр Мостисского района Львовской области УССР, на р. Сечня (бассейн Вислы), в 4 км от ж.-д. станции (Мостиска-1) на линии Львов — Варшава. Заводы: «Электрон» (филиал Львовского объединения), маслодельный, кирпичные; хлебокомбинат.
«Мостовая гигантов»
«Мостова'я гига'нтов», дорога гигантов, обнажённая после смыва верхнего пузырчатого слоя поверхность базальтовой (реже андезитовой) лавы, разбитой вертикальными трещинами отдельностей на 5-, 6-гранные призмы. Выпуклые вершины призм образуют как бы мостовую, вымощенную гигантской брусчаткой (0,5—1,5 м в поперечнике).
Мостовая цепь
Мостова'я цепь, мост электрический, электрический четырёхполюсник , к одной паре зажимов (полюсов) которого подключен источник питания, а к другой — нагрузка. Классическая М. ц. состоит из четырёх сопротивлений, соединённых последовательно в виде четырёхугольника (рис. ), причём точки а , b , c и d называются вершинами. Ветвь, содержащая источник питания UП , называется диагональю питания, а ветвь, содержащая сопротивление нагрузки ZH — диагональю нагрузки или указательной диагональю. Сопротивления Z1 , Z2 , Z3 и Z4 , включенные между двумя соседними вершинами, называются плечами М. ц. Диагонали М. ц., как мостики, соединяют две противолежащие вершины (диагональ нагрузки, например, ранее так и называлась — мост). Схема, представленная на рис. , известна в литературе как четырёхплечий мост, или мост Витстона (Уитстона).
Разность потенциалов в точках b и d и, следовательно, ток в диагонали нагрузки будут равны нулю при любых значениях эдс источника питания, если сопротивления плеч моста удовлетворяют равенству: Это равенство называется условием равновесия четырёхплечего моста. В М. ц. постоянного тока равновесие может быть достигнуто регулировкой одного из сопротивлений плеч. В М. ц. переменного тока условие равновесия связывает комплексные величины; это условие распадается на два равенства, каждое из которых связывает действительные числа — параметры плеч (сопротивления, индуктивности, ёмкости, частоту). Поэтому в общем случае для уравновешивания М. ц. переменного тока требуется регулировка по крайней мере двух параметров моста. Различают М. ц., равновесие которых зависит от частоты питающего напряжения, и М. ц., уравновешенные при любой частоте питания. Условие равновесия частотно-зависимых М. ц. в качестве одной из переменных величин содержит частоту питающего напряжения. На основе уравновешенных М. ц. создают главным образом устройства для измерения электрических сопротивлений, ёмкостей, индуктивностей — мосты измерительные ; в комплекте с первичными преобразователями параметрического типа они широко применяются для измерения неэлектрических величин (температуры, деформаций, ускорений и т. п.).
М. ц. в неуравновешенном режиме часто используется в качестве, например, преобразователя, выходная величина которого — ток или напряжение в диагонали нагрузки. М. ц. переменного тока могут работать также в режимах полуравновесия и квазиравновесия. Важная разновидность М. ц. — двойные трёхполюсники, которые применяются для защиты цепей от помех и наводок, главным образом на высоких частотах.
М. ц. широко распространены в различных устройствах электротехники и радиотехники. Примером использования М. ц. может служить параметрический стабилизатор напряжения — четырёхплечий мост с нелинейным сопротивлением в одном из плеч. В такой М. ц. напряжение на диагонали нагрузки мало зависит от колебаний питающего мост напряжения. Стабилизатор одинаково хорошо функционирует как на постоянном, так и на переменном токе. Др. примером может служить выпрямитель тока, собранный по схеме М. ц., являющийся преобразователем переменного тока в постоянный. М. ц. применяются в измерительной технике, автоматике, телемеханике, вычислительной технике и технике связи.
Лит.: Карандеев К. Б., Мостовые методы измерений, Киев, 1953; Белецкий А. Ф., Основы теории линейных электрических цепей, М., 1967; Смолов В. Б., Кантор Е. Л., Мостовые вычислительные устройства, Л., 1971; Основы электроизмерительной техники, М., 1972.
В. Н. Малиновский.
Схема четырёхплечего моста.
Мостовенко Павел Николаевич
Мостове'нко Павел Николаевич [10(22).5.1881 — 15.3.1938], участник революционного движения в России. Член Коммунистической партии с 1901. Родился в семье лесничего в Осинском уезде Пермской губернии. Будучи студентом Петербургской военно-медицинской академии, с 1899 участвовал в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса»; в 1901 арестован, выслан в Пермь. В 1903—17 член Нижегородского, Северного, Тверского, Московского комитетов РСДРП. Участник 1-й конференции РСДРП в Таммерфорсе (1905). Делегат 5-го съезда партии (1907). В 1917 член Петроградского совета, делегат 6-го съезда РСДРП (б); представитель Петроградского совета на Румынском фронте. В октябрьские дни 1917 кандидат в члены Московского ВРК, затем председатель Московского совета солдатских депутатов, член Президиума Моссовета. В 1918 на подпольной работе на Украине. В 1919 секретарь Уфимского губкома РКП (б), уполномоченный ВЦИК и ЦК РКП (б) по организации Башкирской АССР. В 1921—22 полпред РСФСР в Литве и Чехословакии. С 1923 на ответственной партийной, хозяйственной и административной работе [в 1925—1927 директор Промакадемии и член Северо-Западного бюро ЦК ВКП (б); в 1927—30 ректор МВТУ им. Н. Э. Баумана].
Лит.: Коротаева Л. В., П. Н. Мостовенко, в кн.: Революционеры Прикамья, Пермь, 1966; Герои Октября, М., 1967.
Мостович Владимир Яковлевич
Мосто'вич Владимир Яковлевич [8(20).4.1880, Рига, — 5.8.1935, Москва], советский учёный, специалист в области металлургии цветных металлов и золота, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1934). Родился в семье народного учителя. Окончил Рижский политехнический институт (1903). В 1903—31 преподавал в Томском технологическом институте (с 1912 профессор). С 1931 вёл лекционную и научную работу во Владикавказе (Орджоникидзе) в Горно-металлургическом институте (ныне — Северо-Кавказский горно-металлургический институт). Создал курс металлургии цветных и благородных металлов. Активно участвовал в разработке прогрессивных методов и совершенствовании технологии плавки меди при реконструкции уральских заводов в 1-й пятилетке (1929—32). Автор работ по теории медной и свинцовой плавок, селективной флотации медистых колчеданных и полиметаллических руд, металлургии цинка, никеля, пробирному искусству. Создал свою научную школу металлургов.
Соч.: Сб. трудов, т. 1, М. — Л., 1936; Пирометаллургия меди, М. — Л., 1944; Методика исследования золотосодержащих руд, 2 изд., Свердловск, 1955.
Лит.: Павлова О. И., Вклад В. Я. Мостовича в развитие цветной металлургии, в сб.: Из истории естествознания и техники Прибалтики, т. 4, Рига, 1972, с. 161—74.
Н. К. Ламан.
Мостовое полотно
Мостово'е полотно', верхнее строение железнодорожного пути на мосту, часть ж.-д. моста, непосредственно воспринимающая силовые воздействия от колёс подвижного состава и передающая их на конструкцию пролётного строения. Различают М. п. на балласте и на поперечинах. М. п. на балласте устраивают на малых мостах, путепроводах , железобетонных мостах , а также на мостах, расположенных на кривых участках пути или на уклоне. Путевые рельсы здесь прикрепляют к деревянным или железобетонным шпалам, уложенным на щебёночный балласт. М. п. на поперечинах делают преимущественно на металлических мостах; путевые рельсы прикрепляют к деревянным поперечинам (мостовым брусьям), уложенным на продольные или главные балки пролётного строения и соединённым с ними специальными (так называемыми лапчатыми) болтами. См. также Верхнее строение пути , Мост .
Н. Н. Богданов.
Мостовой кран
Мостово'й кран, подъёмный кран , имеющий металлоконструкцию ферменного или балочного типа, выполненную в виде опорного или подвесного моста. Мост перемещается по подкрановым рельсам вдоль пролёта цеха или открытой грузовой площадки. По мосту поперёк пролёта передвигается крановая тележка с грузозахватным приспособлением. Конструктивные разновидности М. к.: консольный, полукозловый, козловый краны и мостовой перегружатель.
Мостовой переход
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (МО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (МО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (МО)", комментарии и мнения людей о произведении.