Герхард Фоллмер - Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки"
Описание и краткое содержание "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки" читать бесплатно онлайн.
Д-р физмат. и д-р филос. наук Герхард Фоллмер (р. 17.11.1943) является одним из основоположников нового междисциплинарного направления: эволюционной теории познания. Настоящая книга, впервые опубликованная в 1975 г., стала классическим произведением и многократно переиздавалась. Ясность, точность, информативность — отличительные черты этой книги и всех других работ автора.
Врождённые структуры познания
в контексте биологии, психологии, лингвистики,
философии и теории науки
С 12 схемами и 6 таблицами
Данное издание осуществлено при финансовой поддержке "Интер Национес", Бонн.
Перевод с немецкого и общая редакция: проф. А.В.Кезин
Моим родителям в благодарность
d) Конструктивные достижения наших познавательных структур: на примере цветового круга, глубинного и образного восприятия мы видели, что субъективным структурам восприятия присуще конститутивное познавательное значение.(см. стр. 45 Оно должно быть исследовано применительно к другим формам восприятия и другим способам познания. При этом должна быть уточнена каузальная теория восприятия (см. постулат взаимодействия, стр. 31)(127).
e) Психологические корреляты: глава "Сознание и мозг" (стр. 86–90) даёт краткий обзор таких связей. К этому принадлежит также обозначенная на стр. 182 проблема пространственно-временных представлений. Уже теперь об этом известно много больше. Но более полная предметная информация является необходимой предпосылкой для любых подходов к проблеме тело-душа. — Соответственно, постулат функции мозга (стр. 31) поддерживается эволюционой теорией познания не только как психологическая аксиома, но даже как тезис о тождестве(128).
f) Врождённые структуры познания: наличие таких структур продемонстрировано применительно к восприятию цвета, пространства. образов (см. стр.93). Но эволюционная теория познания утверждает, что не только восприятие, но также и общие структуры познаания могут быть врождёнными(129). здесь находится важнейшее поле эмпирической проверки (см. стр. 115).
g) Роль восприятия и интуиции в научном познании: хотя наглядность не является критерием правильности теории, она играет неоспоримую роль в открытиях или предположениях о взаимосвязях. Здесь следует ожидать ещё плодотворных подходов особенно от гештальтпсихологии.(130)
Основные направления в теории познания
h) Геометрия и опыт или проблема пространства: различение между реальным пространством, пространством созерцания, психологическими и абстрактными математическими пространствами (см. стр.12) благодаря эволюционной теории познания получает глубокую интерпретацию и обоснование: мы обладаем врождённым, приспособленным к реальным отношениям аппаратом. Этот аппарат делает возможным и одновременно ограничивает наши пространственные представления; он определяет то, что может быть наглядным. В микро- и мега- областях пространственные структуры мира могут отклоняться от наглядных представлений о пространстве(131).
i) Взаимодействие познания и теории познания: оно должно быть исследовано не только исторически, но и систематически(132). С одной стороны, мы охарактеризовали теорию познания как метадисциплину (стр.112), с другой стороны подчеркнули (стр. 2, 114), что также конкретнонаучное познание может вносить существенныё вклад в теорию познания. Но главное, познание и теория познания должны согласолвываться. Это взаимодействие может быть описано как род прямой связи.
j) Развитие эволюционной теории познания в полноценную теорию: Наша работа предлагает обзор основных идей, главных аргументов и важнейших приложений эволюционной теории познания. Установленные рамки должны быть восполнены точными теориями(133). Прежде всего это относится к разработке обоснованной биологически и психологически категориальной системы человеческого опыта (стр. 130), разделению объективных и субъективных структур познания (стр. 125), уточнению понятия "частичная изоморфия" (стр. 119), формулировке эмпирически проверяемой гипотезы о врождённых структурах познания (стр. 115) и гипотезы о их филогенетическом развитии.
k) Проективная теория познания: на стр. 122–126 мы дали очерк проективной теории познания, которая основана на гипотетическом реализме и согласуется с результатами современной физики. Такая теория подходит также для науки в качестве теоретического понятия(134) (стр. 155). Так как соотношение познания и действительности она описывает в статике, она принципиально независима от эволюционной теории познания; однако благодаря последней она хорошо обосновывается.
Проективная теория познания при этом должна определить своё отношение к операционализму и конвенционализму (см. стр. 16, 156).
l) Эволюционная теория познания и трансцедентальная философия(135). Для представителей эволюционной теории познания позиция трансцедентальной философии основана на некритичной идентификации опыта и теоретического познания. (см. стр. 41, 121, 130). Напротив, трансцедентальный философ пытается критиковать эволюционную теорию познания как недостаточно радикальную, противоречивую, циркулярную. Обе позиции должны быть уточнены в плане их соотношения. При этом разъяснение в h) является существенной предпосылкой и поддержкой гипотетико-реалистической и эволюционной точки зрения.
Основные направление в теории науки
m) Предпосылки научного познания: постулаты, приведённые на стр. 28–34 являются попыткой сформулировать такие прдпосылки эксплицитно. Они должны уточняться далее и проверяться на предмет согласованности и общезначимости(136).
n) Семантика эмпирических наук: вопросы значения научных понятий (вне математики) объяснены ещё недостаточно. Сюда относится также связь математического формализма с эмпирией или вопрос о том, почему математика вообще соответствует реальному миру(137).
o) Связь между эволюцией познавательных способностей, когнитивным развитием индивида и эволюцией науки: на эту связь было указано на стр. 173. Некоторые возможные вопросы таковы:(138)
Насколько далеко можно проводить аналогию между восприятием и процессом научного исследования мира. Аналогом являются, например, ошибки восприятия и ошибки теории; имеется аналогия между константностью восприятия и инвариантностью (поиски абсолютов) в науке.
Как относится индивидуальное обучение к научному процессу? В обоих областях большую роль играет человеческое любопытство; но различие состоит в том, что получение информации в науке кумулятивно, в то время как каждый индивидуум должен начинать «сначала».
Можно ли сравнивать эволюцию науки с биологической эволюцией? Имеются ли, например, «мутации» и «селекция» в научных гипотезах и теориях? Каким образом ложные гипотезы заменяются другими? Осуществляется ли это посредством переубеждения или посредством вымирания их сторонников?
Какие струкруры являются общими для трёх указанных методов получения информации? Речь может идти, например, о гипотетическом характере знания, тенденции к объективированию или обучении посредством проб и ошибок.
p) Предпосылки возникновения современной науки: эта проблема является предметом многих отличных исследований; она относится, так сказать, к репертуару любого историка культуры (см. стр122). Но она должна быть освещена с точки зрения эволюционной теории познания: какие биологические и психологические факторы обусловили возникновение и рост научного познания?
Основные направления в лингвистике и философии языка:
q) Проблема языковых универсалий: при этом должен быть разъяснен не только вопрос о наличии структур, общих всем языкам, но и вопрос об обусловленности этих структур врождённым языковым механизмом, как это утверждает Хомский (стр. 146). Желательным было бы сопоставление аргументов за и против "врождённых идей" в философии языка. Одновременно эти гипотезы должны быть существенно уточнены.
r) Эволюция языка и языковых способностей: эту проблему легко сформулировать, однако не очень ясно как конкретно подойти к её решению (см. главу "Эволюция языка", стр. 150–152). Возникающие здесь вопросы аналогичны вопросам об эволюции познавательных способностей (j) и возможно только совместно с ними могут обсуждаться.
s) Лингвистика и семиотика: если различные системы коммуникации (напр., язык пчёл, речь, азбуку Морзе) расположить друг подле друга, то выяснится, что может (или должна) иметься дисциплина, которая исследует такие системы путём сравнения, чтобы придти к общим представлениям о возможных языковых структурах и о психологических и социальных проблемах употребления знаков. Этой метанаукой о различных знаковых системах является семиотика (с частными дисциплинами синтактика, семантика, прагматика). Связь между лингвистикой, семиотикой и теорией познания должна быть исследована более обстоятеольно(139).
t) Конститутивные для познания достижения языка: то, что язык является тем компонентом, который оказывает влияние на познание, является общепризнанным (см. стр. 144, 146). Но вопрос о том, каков его вес, является дискуссионным. Также и здесь семиотика могла бы быть связующей нитью между лингвистикой и теорией познания.
Большинство этих вопросов в существенной мере интердисциплинарны. Это делает их, правда, особенно интересными, но усложняет возможность их разрешения. Было бы приятно, если бы настоящая книга побудила некоторых исследователей, возможно в союзе с другими, заняться этими проблемами — и ещё лучше — решить их.
Резюме
Основная проблема теории познания — познаваемость мира. Причём исследованию подлежит не только то, как мы его познанаём, но прежде всего, как мы его можем познавать. Обычный ответ "потому что категории реальности и категории познания согласуются (по меньшей мере частично)" является плодотворным, но не полным, так как именно для этого согласования мы ищем обоснование.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки"
Книги похожие на "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Герхард Фоллмер - Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки"
Отзывы читателей о книге "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки", комментарии и мнения людей о произведении.