» » » » Герхард Фоллмер - Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки


Авторские права

Герхард Фоллмер - Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки

Здесь можно скачать бесплатно "Герхард Фоллмер - Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки"

Описание и краткое содержание "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки" читать бесплатно онлайн.



Д-р физмат. и д-р филос. наук Герхард Фоллмер (р. 17.11.1943) является одним из основоположников нового междисциплинарного направления: эволюционной теории познания. Настоящая книга, впервые опубликованная в 1975 г., стала классическим произведением и многократно переиздавалась. Ясность, точность, информативность — отличительные черты этой книги и всех других работ автора.


Врождённые структуры познания

в контексте биологии, психологии, лингвистики,

философии и теории науки

С 12 схемами и 6 таблицами


Данное издание осуществлено при финансовой поддержке "Интер Национес", Бонн.


Перевод с немецкого и общая редакция: проф. А.В.Кезин


Моим родителям в благодарность






Резюме

Основная проблема теории познания — познаваемость мира. Причём исследованию подлежит не только то, как мы его познанаём, но прежде всего, как мы его можем познавать. Обычный ответ "потому что категории реальности и категории познания согласуются (по меньшей мере частично)" является плодотворным, но не полным, так как именно для этого согласования мы ищем обоснование.

Решение проблемы можно получить, если принять определённые исходные положения, которые, как представляется, являются основными постулатами научного познания вообще: гипотетический характер всех знаний о действительности; существование независимого от сознания, структурированного и взаимосвязанного мира; частичная познаваемость и объясняемость этого реального мира посредством восприятия, мышления и интерсубъективной науки (гипотетический реализм). Эти постулаты нельзя доказать; но имею тся аргументы, которые делают их очевидными. Если принимать, далее, теорию эволюции и её применимость к человеку, то отсюда следует:

Органы и поведение любого живого существа служат для его взаимодействия с реальным миром. Мозг может рассматриваться как орган обработки раздражений и регулирования физиологическими и психическими процессами, прежде всего познавательным процессом. Его структуры подлежат — поскольку они генетически обуловлены — биологической эволюции. Мутации и селекция ведут к приспособлению познавательных структур к реальным структурам. Возникающая при этом частичная изоморфия распространяется прежде всего на основополагающие и константные условия окружающего мира, если они важны для выживания. Приспособление совершенно не обязательно должно быть идеальным. Этим объясняются достижения и ограниченность нашего познавательного аппарата.

Тезис об эволюции познавательных способностей ("эволюционная теория познания") опирается на многочисленные результаты современных научных исследований. Это не только теория эволюции, но также генетика и молекулярная биология, физиология, этология и психология, лингвистика и антропология теория познания и теория науки.

С другой стороны, он стимулирует постановку многих философских вопросов в новой перспективе. Он ведёт к важной теоретико-познавательной позиции, согласно которой мы можем знать нечто не только о нас самих, но также и о мире (вещи-в-себе), так что объективное познание является возможным.

Этот тезис содействует решению вопроса об априорных синтетических суждениях. Человеческий дух уже в момент рождения не представляет собой неструктурированную tabula rasa. Определённые познавательные структуры являются врождёнными и поэтотому априорными и конститутивными для опыта; но филогенетически они являются приобретёнными и и в конечном счёте апостериорными. Рационализм и эмпиризм не образуют абсолютной противоположности, как они часто изображаются. В этих вопросах эволюционная теория познання превосходит Канта и делает возможной ревизию трансцедентальной философии.

Языковые способности также являются результатом эволюции, чем объясняются достоинства и границы языка. Язык не является ни простым инструментом передачи информации ни "домом бытия"; язык и познание находятся во взаимодействии, в котором они взаимообусловливают друг друга и модифицируются.

Наконец, эволюционная теория познания указывает на то, что наши познавательные способности приспособлены только к "миру средних размеров", к которому они приспосабливались в ходе эволюции. Этот факт делает осмысленной и необходимой критику познания и проясняет роль науки, которая расширяет познание. Объекты научного познания частично находятся вне макромира и мы не можем ожидать, что структуры и понятия нашего обыденного опыта будут там применимы.

Эволюционная теория познания в прооцессе подлинного коперниканского переворота сдвигает человека с его центральных позиций и делает его наблюдателем космических событитй, которые включают и его самого. Как наблюдатель он, конечно, не нейтрален, а наполнен "конструктивными диспозициями", т. е. врождёнными познавательными структурами. Наука, устремлённая к объективности в познании, ведёт одновременно к деантропоморфизации.

Сама эволюционная теория познания представляет собой шаг на этом пути.

Примечания

Примечания, наряду с дополнениями к тексту, содержат ссылки на вводную или специальную литературу. При этом год издания оригинала (прежде всего по отношению к переводной литературе) помещён в скобках.

Сокращения:

BI = Bibliographisches Institut. Mannheim

dtv = Deutscher Taschenbuch- Verlag. Munchen

rde = Rowohlts Deutche Enzyklopadie. Rowohlt. Reinbek bei Hamburg

TB = Taschenbuch

UP = University Press

WB = Wissenschaftliche Buchgesellschaft. Darmstadt

1 См. Schlick, M.: Raum und Zeit in der gegenwartigen Physik. Berlin 1917.- Cassirer, E.: Zur Einsteinischen Relativitatstheorie, erkenntnistheoretische Betrachtungen. Berlin 1921.- Carnap, R.: Der Raum. Kantstudien 27 (1922), Erganzunsgheft.- I проблеме пространства см. далее Poincare, 1914, часть 11. - Reichenbach, 1928.- Jammer, M.: Das Problem des Raumes. WB 1960 (1954).- Grunbaum, A.: Philosophical problems of space and time.- 2 издание. Reidel. Dordrecht 1973 (1963).

2 О метаматематике см. Lorenzen, P.: Metamathematik. BI 1962.- Stegmuller, W.: Unvollstandigkeit und Unentscheidbarkeit. Springer. Wien, New York. 3 издание 1973 (1959).- Der Begriff «Metamathematik» встречается уже в 1878 г. у Helmholtz (1968, 61).

3 Термин "наука о структурах" встречается уже у v.Weizsacker, 1971, 22.- Kraft называет математику наукой о порядках, Piaget (1974,50) — импликативной наукой. Обращение к изменениям понятия математики может дать представление о важнейших этапах её истории.

4 Литература о философских проблемах современной физики необозрима. Из числа важнейших немецких источников можно назвать:

Bavink, 1949.- Bohr, N.: Atomphysik und menschliche Erkenntnis. Vieweg. Braunschweig 1 1958, 11 1966.- Born, M.: Physik im Wandel meiner Zeit. Vieweg. Braunschweig 1966 (1957).- Bridgman,1932.- Buchel, W.: Philosophishe Probleme der Physik. Herder. Freiburg 1965.

Carnap, 1969.- Cassirer, E.: Zur modernen Physik. WB 1972 (= Zur Einsteinischen Relativitatstheorie, 1921. + Determinismus und Indeterminismus in der modernen Physik, 1936).

Duhem, P.: Zeit und Struktur der physikalischen Theorien. Meiner. Hamburg 1978 (La theorie physique: son objekt, sa structure, 1905).

Eddington, A. S.: Das Weltbild der Physik. Vieweg. Braunschweig 1931. Ders.: 1949.

George, V.: Philosophie und Physik. Duncker & Humblot. Berlin 1960

Heisenberg, W.: Das Naturbild der heutigen Physik. rde 1955.- ders.: Physik und Philosophie. Hirzel. Stuttgart 1974 (1959).

Jeans, J.: Physik und Philosophie. Rascher. Zurich 1944 (1943).- Juhos, B.: Die erkenntnislogischen Grundlagen der mod. Physik. Duncker & Humblot. Berlin 1967.

March, A.: Die physikalische Erkenntnis und ihre Grenzen. Viewig. Braunschweig 1964.- Ders.: Das neue Denken der modernen Physik, rde 1957.- Mittelstaedt, P.: Die Sprache der Physik. BI 1972.- Ders.: Philosophische Probleme der modernen Physik. BI 1972 (1963).

Pauli, W.: Aufsatze und Vortrage uber Physik und Erkenntnistheorie. Vieweg. Braunschweig 1961.- Planck,1970.

Reichenbach, 1928.- Ders.: Der Aufstieg der wissenschaftlichen Philosophie. Vieweg. Braunschweig 1968 (1951).

Schrodinger, E.: Was ist ein Naturgesetz? Oldenbourg. Munchen, Wien 1962.

Weizsacker,C.F. v.: Zum Weltbild der Physik. Hirzel. Stuttgart 1970 (1943).- Ders.: 1971.- Weyl, H.: Philosophie der mathematik und Naturwissenschaft. Oldenbourg. Munchen 1966 (1928).

5 К важнейшим произведениям Маха относятся: Die Geschichte und die Wurzel des Satzes von der Erhaltung der Arbeit. Calve Prag 1872.- Mach 1073.- Die Prinzipien der Warmelehre historisch-kritisch entwickelt. Bahrt. Leipzig 1896.- Erkenntnis und Irrtum — Skizzen zur Psychologie der Forschung. WB 1968 (1905).

О Махе см.:Heller, K.D.: Ernst Mach — Wegbereiter der modernen Physik. Springer 1964.- Bradley, J.: Machs Philosophie der Naturwisseschaft. Hirzel. Stuttgart 1974 (Machs philosophy of science,1971). — Критика имеется, напр., у Bunge, V.: Machs Beitrag zur Grundlegung der Mechanik. Pilosophia Naturalis 11 (1969) 189–203.- Cohen,R.S./Seeger.R.J. (Hrsg.): Ernst Mach, physizist and philosopher. Boston Stadies in the Philosophy of Science. Reidel. Dordrecht 1970.

6 Главными теоретико-научными произведениями Пуанкаре являются следующие: Poincare, 1914.- Der Wert der Wissenschaft. Teubner. Leipzig 1906 (1905).- Wisseschaft und Methode.- WB 1973 (1908).- Letzte Gedanken,1913 (1912).

7 О конструктивной логике см. Lorenzen, P.: Methodisches Denken. Suhrkamp. Frakfurt 1974 (1969).- Kamlah, W./ Lorenzen,P.: Logische Propadeutik. BI 1967. - Lorenzen, P./ Schwemmer, O: Konstruktive Logik, Ethik und Wissenschaftstheorie. BI 1973.- Lorenzen, P. (Hrsg.): Dialogische Logik. WB 1975.

8 Прежде всего Helmholtz, H.v.: Die Tatsachen in der Wahrnehmung. WB 1969 (1878). — Оценка теории иероглифов Гельмгольца с точки зрения диалектического материализма содержится в сборнике Horz, H./Wollgast, S. (Hrsg.): Helmholtz — philosophische Vortrage und Aufsatze. Akademie-Verlag. Berlin 1971.

9 Напр., Jung,C.G.: Instinkt und Unbewustes. In: Uber die Energetik der Seele.1928,185–199.- Seifert,1965. — Критический анализ предлагает Balmer, H.H.: Die Archetypentheorie von C.G.Jung. Springer. Berlin,Heidelberg,New York 1972.

10 О структурализме см., напр., Schiwy,G.: Der franzosische Strukturalismus. rde 1969 (со списком литературы)ю- Ders.: Neue Aspekte des Strukturalismus. dtv 1973.- Jaeggi,U.: Ordnung und Chaos. Frankfurt 1968.

11 См. Levi-Stross,C.: Le triangle culinarie. In: L' Are 26 (1965) 19–29. Также 1971, 100 и далее. — Хотя аргументация Леви-Стросса не всегда убедительна, кулинарный треугольник не только академическая шутка. Фактически он показал, что распределение и приготовление пищи повсюду заботливо структурируется. См. также Leach, 1971,30–38.

12 См. Weisgerber, L.: Die Zusammenhange zwischen Muttersprache, Denken und Handeln. Z. f.dt. Bildung 6(1930).- Ders.- Vom Weltbild der deutschen Sprache (два тома). Schwann. Dusseldorf 1953/1954.- Ders.- Grundformen sprachlicher Weltgestaltung. Koln, Opladen 1963.- Ders.: Die sprachliche Gestaltung der Welt. Schwann. Dusseldorf 1962.

13 См.: Chomsky, 1970, 58, 76 и далее, 87 и далее, 96. Принцип А-через-А гласит: если трансформационное правило относится к звену предложения типа А и если цепь элементов, к которым применяется правило, содержит два таких звена, из которых одно включено в другое, тогда правило работает только по отношению к большему из звеньев. (Nach Lyons, 1971, 127)

14 По Albert, H.: Traktat uber kritische Vernunft. Mohr. Tubingen 1968, 13.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки"

Книги похожие на "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Герхард Фоллмер

Герхард Фоллмер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Герхард Фоллмер - Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки"

Отзывы читателей о книге "Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.