» » » » Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла


Авторские права

Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла

Здесь можно скачать бесплатно "Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, издательство Государственное издательство художественной литературы, год 1955. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла
Рейтинг:
Название:
О мудрости вымысла
Издательство:
Государственное издательство художественной литературы
Год:
1955
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О мудрости вымысла"

Описание и краткое содержание "О мудрости вымысла" читать бесплатно онлайн.



Сулхан-Саба Орбелиани (1658—1725) — выдающийся грузинский писатель, ученый и политический деятель. Воспитатель царевича Вахтанга Левановича (в последствии Царь Вахтанг VI). "О мудрости вымысла" написана в восмидесятых годах XVII века. Сборник басен и новелл, объединенных общей фабулой.






Однажды ночью приснился царю прекрасный юноша, подобный льву мужеством и силой, статный, белолицый, румяный, стройный, как кипарис. Едва пробившийся ранний пушок вился, как гиацинт, оттеняя его невиданной красоты лицо так, что на него любо было смотреть. Он сказал царю:

— Бог да продлит дни твоего сына. Если ты не поручишь его мне — воля твоя, но никто не воспитает его лучше, чем я. Станешь меня искать — найдешь, не станешь — пеняй на себя.

Он дал в руки царю свое изображение, начертанное на пергаменте, и сказал;

— Ищи меня и найдешь, заклинаю твоей головою! И не стало его.

Царь проснулся и увидел; в руках у него пергамент, в покоях никого нет. Не найдя того юношу, царь опечалился так, как если бы умер его сын, и предался великой скорби. Вошел везир Седрак, увидел, что царь лежит в постели, снедаемый тяжкой печалью, и сказал:

— О царь, много уже лет пробыл я под твоим кровом и ни разу не видел таким печальным, да оградит тебя господь от всякой болезни!

Царь сказал ему:

— Не болен я, но мне снился сои, оттого я задумчив. Везир, не спрашивая о том, что приснилось царю, рассказал ему притчу:

2 ЖАДНЫЙ БЕДНЯК

Жил на свете бедняк, у которого не было ничего за душой. Приснилось ему, будто у него шестьдесят овец и он хочет их продать. Подошел какой-то человек и дал за каждую овцу по пяти кирманеули. Хозяин овец запросил по шести. В то время как они торговались, бедняк проснулся, и им овладело раскаяние. Он снова закрыл глаза и протянул руку купцу;

— Давай по два кирманеули, и я уступлю тебе овец, — сказал он.


— Однако кто мог ему дать серебра или кому и что мог он продать? Таково всякое сновидение. О царь, зачем тебе тревожиться из-за дьявольского наваждения?

Царь сказал:

— Мой сон не таков.

Рассказал везиру все и протянул ему пергамент. Удивился везпр красоте юноши и доложил царю так:

— Если тот человек не придет сам, разыскать его будет не легко, так как мы не знаем, откуда он родом, и он не назвал своего имени. Как же нам его найти? Ветра не удержать руками, ленивому не угнаться за своим взглядом. Человеку не избежать тон судьбы, какую предназначил ему господь…

Рассказал везир притчу:

3 СКУПОЙ БОГАЧ

Жил на свете богатый купец. Он собрал так много богатств, что и сам не знал, сколько у него сокровищниц. До самой старости он ие пил, не ел досыта и не одевался как следует.

Наконец, он сказал:

— Вот сколько я скопил, а теперь сяду, буду пировать, радоваться и расточать приобретенное.

Он подошел к одной из сокровищниц, она была заперта, и он не мог ее открыть. Подошел ко второй, к третьей, осмотрел все сокровищницы и ни одной не мог открыть.

Рассердился он н стал браниться. Из сокровищницы послышался голос:

— Кто ты, отворяющий дверь? Что тебе нужно? Богач назвал свое имя.

— Это мое добро, желаю его тратить… Оттуда послышалось:

— Если твое, то почему и сам доныне не пользовался и не давал пользоваться ни жене, ни детям? Все это принадлежит теперь плотнику Назару.

Купец обиделся и сказал:

— Я сделаю так, чтобы все пропало одинаково и для меня и для него.

Он взял в долг денег, велел притащить множество бревен и выдолбить их; положил в них все сокровища, заделал отверстия и бросил в реку Шаади. Л плотник тот был житель Багдада, где протекает Шаади. Вышел плотник ранним утром на берег реки: не пригонит ли кто плот? Видит, река несет сбившиеся в плот бревна, а человека на них нет. Он дал денег пловцам, те кинулись в воду, вытащили бревна и свалили их во дворе плотника.

Бывший богач следовал за бревнами, «Узнаю, кому пошлет их судьба», — думал он. Он пришел к плотнику во двор и спросил:

— Кто ты такой?

— Я плотник Назар, — ответил тот. Богач сказал плотнику:

— Возьми одно бревно и внеси его в дом. Когда втащили, он сказал:

— Расколи бревно топором, — что там внутри? Плотник, расколол бревно — посыпались жемчуг и драгоценные камни. Плотник оторопел. Тот человек сказал ему:

— Все бревна такие же, как то, которое ты видишь. Бог отобрал у меня и отдал тебе.

Плотник ответил:

— Да возвратит господь тебе же! Возьми их обратно. Богач не захотел брать.

— Возьми хоть половину, хоть четверть. Но тот нe взял ничего.

Плотник умолял:

— Bозьми хоть три хлеба на дорогу. Тот согласился.

Плотник пошел к жене и сказал:

— Испеки три больших хлеб;: и положи в них три драгоценных камня побольше. Может быть, возьмет их этот человек, да не погибнут у него с голоду жена и дети.

Жена послушалась, испекла хлебы, завернула в холст и отдала. Тот взял хлебы и ушел. По дороге видит — раскинут в пустыне шатер из козьих шкур. Подошел, а в нем бедный араб. Жена араба рожала. Соседи ушли на летние пастбища, а эти не могли последовать за ними. И не было у них ничего: ни постели, ни во что завернуть ребенка. Человек сжалился над нищетой араба, отдал ему хлебы и сказал:

— Поди в Багдад к плотнику Назару, поднеси ему эти хлебы Человек он богобоязненный, даст тебе колыбель и ткань, чтобы спеленать младенца.

Богач ушел. Араб отнес хлебы плотнику, плотник дал все, что тот попросил.

Пришел плотник к жене. отдал ей эти хлебы.

И рассказал жене притчу:

4 ЧЕЛОВЕК С РЕШЕТОМ

Сидел человек на берегу реки. В руках у него было решето. Он погружал решето в воду и, когда оно наполнялось, приговаривал:

— Kому бог дает — дает вот этак.

Затем поднимал решето и, когда вода вытекала, приговаривал:

— У кого отнимает — отнимает вот этак.

Бог послал нам счастье к самым дверям.

— О царь, если бог тебе предназначил этого человека, он приведет его к твоим дверям, иначе найти его трудно.

Рукхa сказал:

— Нет ни дождя, ни снега, зачем же ему стучаться в наши двери? Если мы не знаем, где он, откуда ему знать пашу страну! Пошлем человека и попытаемся разыскать его. "Разве попадала пища кому-нибудь в рот без помощи рук, разве облекался кто-нибудь в одежду, не пошевельнувшись?

Рассказал Рукха притчу:

5 НЕДОГАДЛИВЫЙ ПЛОВЕЦ

Пловца несло течением. Он кричал:

— Господи, помоги мне!

Товарищ сказал ему:

— Пошевели руками ~ и спасешься.

— Поищем и найдем его. Везир сказал евнуху;

— Ты весьма разумный человек. Если возможно без помощи бога сделать какое-нибудь дело, почему не попытаешься снова стать мужчиной, чтобы радоваться и наслаждаться женой и детьми? Рассказал везир притчу:

6 ЗЛОСЧАСТНЫЙ БОГАЧ

Был богатый купец, который не верил в бога. Он продал все свое имущество и купил зерно. «Если и будущем году плохо уродится хлеб, продам его втрое-вчетверо дороже», — думал он.

В следующем году был обильный урожай. Сноса скупил он его задешево, надеясь, что в будущем году удастся продать дороже. Но с каждым годом урожаи становились все обильнее и обильнее. Сгнило его зерно, и он потерял все свое имущество. Ничего у пего не осталось. Взял он драгоценности, какие только были у жены, и отправился во Францию. Продал их, занялся торговлей и снова па-жил несметные богатства. Из жадности он не воротился домой. Сел на корабль, рассчитывая нажить еще больше. Но на морс разыгралась буря, судно разбилось, и все его добро пошло ко дну. Сам он спасся на какой-то доске. Волной выбросило его на берег.

Сильно опечаленный, пришел он в один город. Разыскал владетеля той страны и рассказал ему обо всем, что с ним приключилось. Владетель сказал ему так:

— Если ты, будучи богачом, обеднел, поживи в течение года здесь, в моих владеньях, я назначу тебя управителем, и ты наживешь еще больше добра, чем у тебя было раньше.

Купец стал управителем. И тотчас же украл пшеницы и рису, боясь, что ему мало достанется.

К концу года купец приобрел огромное состояние и сказал:

— Дурно я поступил.

Стал он брать из своего амбара украденное зерно и ссыпать его в амбары господина. Люди увидели, как он шел ночью к амбарам своего господина, заподозрили в краже и дали знать хозяину. Тот разгневался, отнял у него нажитое добро и прогнал. Рыдая, удалился купец, подошел к берегу моря и видит: приближается судно, а на нем плывут десять купцов.

Он рассказал купцам о своих злоключениях. Тогда каждый из них подарил ему по драгоценному камню, и он ушел. Пять драгоценных камней он, завернув в тряпье, привязал к ляжке, пять сунул в рот. На пути ему повстречались три разбойника и заговорили с ним. Он не отозвался, потому что во рту у него были драгоценные камни. Разбойники приняли его за немого.

Один из них сказал:

— Ограбим его! Другой возразил:

— Что с него возьмешь? Третий сказал:

— Пословица говорит: двенадцать снимали с одного голого рубаху, да им не удалось.

Услыхав эти слова, купец рассмеялся и выронил изо рта два драгоценных камня. Они схватили его за глотку и отняли остальные три камня. Но тех пяти камней, которые он завернул в тряпье, разбойники не нашли. Желая продать камни, разбойники отправились в город. Повстречались им царские купцы, догадались, что это воры, отобрали камни, чтобы передать их в царскую казну, а разбойников обрекли смерти.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О мудрости вымысла"

Книги похожие на "О мудрости вымысла" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сулхан Саба Орбелиани

Сулхан Саба Орбелиани - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла"

Отзывы читателей о книге "О мудрости вымысла", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.