» » » » Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла


Авторские права

Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла

Здесь можно скачать бесплатно "Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, издательство Государственное издательство художественной литературы, год 1955. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла
Рейтинг:
Название:
О мудрости вымысла
Издательство:
Государственное издательство художественной литературы
Год:
1955
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О мудрости вымысла"

Описание и краткое содержание "О мудрости вымысла" читать бесплатно онлайн.



Сулхан-Саба Орбелиани (1658—1725) — выдающийся грузинский писатель, ученый и политический деятель. Воспитатель царевича Вахтанга Левановича (в последствии Царь Вахтанг VI). "О мудрости вымысла" написана в восмидесятых годах XVII века. Сборник басен и новелл, объединенных общей фабулой.






Пришел купец в город и вынул свои камни, чтобы продать их. Те же самые царские люди увидели его, отобрали камни и повели на казнь. Но тут же оказались те купцы, что подарили ему камин. Он взмолился к ним:

— Из тех десяти камней, которые вы мне подарили, пять отняли разбойники, остальные пять — эти люди, да еще хотят меня казнить.

Купцы поклялись, что они подарили ему эти камни, не дали казнить и донесли обо всем царю. Царь приказал:

— Поскольку ему пришлось испытать столько бедствий, поставлю его начальником моего казнохранилища.

Поручили ему казну.

Однажды искривился ключ от казнохранилища. Он не захотел потратить двух грошей на кузнеца, чтобы тот исправил ключ, — сам взял камень, приложил ключ к стене и ударил камнем. Ио стена оказалась всего в один кирпич. Она обрушилась, и открылись покои царских жен. Пришли евнухи, доложили царю, схватили того человека и выкололи ему оба глаза.


— Эту притчу я рассказал тебе к тому, что собственными силами, если бог не поможет, человеку не добиться удачи, и напрасны все его труды; надо просить помощи у бога.

Царь согласился:

— Ты сказал превосходно, что и подобает такому мудрецу, как ты. У тебя и у Рукхи всегда есть о чем побеседовать. А теперь прикажи воинам сесть на колей, я тоже сяду на своего мерина, поищем красивые и приятные места и поохотимся с неделю.

Когда витязи узнали, что царь отправляется на охоту, собралось столько войска, что под его тяжестью прогибалась земля.

Старики приплясывали, точно юноши:

— Удостоиться бы чести идти рядом с царем!

А юноши вели себя, как зрелые мужи:

— Хотя бы царь повелел и нас взять с собою! Вот какая охватила всех радость!

Восемь дней они охотились. Побили многое множество дичи. Повернули обратно и прибыли в одно место, где рос прекрасный кипарис. У корней его били ключи, луга были усеяны цветами, Тот, кто это видел, забывал о печалях. Под деревом, в тени, спал юноша; тут же был привязан оседланный конь.

Окликнули юношу. Подошел царь и, увидев eгo, поклялся, что юноша похож лицом на образ, начертанный на пергаменте.

Все дивились красоте юноши. Юноша встал, приветствовал царя, воздал ему великую хвалу и поцеловал руку — Царь приказал ему сесть на коня и взял его с собою. Стал расспрашивать, откуда он родом, кто он и куда держит путь.

Юноша доложил царю:

— Не знаю, откуда я родом. Что осмелюсь сказать царю? Знаю одно, зовут меня Леоном. Отец мой умер, когда мать еще носила меня, а мать умерла в час моего рождения. Я рос, скитаясь по свету.

Рукха сказал Леону:

— Клянусь головою царя, тебе выпала весьма злая судьба!

Леон взглянул на него, понял, что это евнух, и ответил:

— Ты прав. Если бы мне выпала счастливая судьба, я бы сегодня с тобой не встретился. Но вот у тебя так завидная судьба! Если ты мужчина, где твои борода и усы? Если ты женщина, где твои длинные косы? Если ты юноша, где мощь Твоей длани? Если ты девушка, дай мне прижаться к прекрасным твоим персям. Если ты мужчина, все равно члены твои утратили силу- Если ты женщина, ты все равно не можешь родить. Злосчастный! Ты бессилен выполнить то, что предназначено тебе природой. Если и удастся тебе склонить к себе женщину, ты передаешь ее другим. Злосчастный! Ты не можешь исполнить назначение мужчины, и не приведи господь приравнять к тебе даже блудницу. Там, где слово евнуха что-нибудь решает, там жене не быть женою своего мужа. Рассказал Леон притчу:

7 ЕВНУХ ИЗ ХАЛЛАБА

Жил в городе Халабе вельможа, и был у него очень преданный евнух. Был у него и другой раб, который и лицом и статью походил на евнуха. Рабы очень любили друг друга. Они поладили между собой, и евнух пристал к жене своего господина, говоря:

— Я знаю, господин хочет отпустить тебя и жениться на другой. Подумай, как помочь делу!

Женщина слаба умом. Он ввел ее в заблуждение и сделал так, что ее любовь к мужу сменилась ненавистью.

Женщина сказала евнуху:

— Если ты желаешь мне добра, скажи, как мне лучше поступить, что сделать, если муж меня бросит?

Евнух ответил ей:

— Я дам тебе лекарство, натри ему ноги, и он сразу умрет, а у меня есть приятель, человек красивый и хороший, выходи за него замуж, и будешь госпожой над ним.

Соблазнилась женщина, убила своего супруга, вышла замуж за того человека и отдала ему все свое состояние.

— Эту притчу я рассказал тебе, чтобы показать, что всякий, кто подобен тебе, способен и на худшее, так как не знает страха перед господином и стыда перед людьми.

Тогда везир сказал Леону:

— Меня очень радует твоя приятная речь и пленяют твоя благовоспитанность и твое поведение, А теперь идем, послужи царю, будешь главою везиров и выше меня. И царь будет почитать тебя, как брата.

Леон сказал везиру Седраку:

— Ты наставляешь меня, как отец любимого сына, я так и сделаю. Но выслушай меня…

И рассказал Леон притчу:

8 ВЕЗИР ИНДИЙСКОГО ЦАРЯ

Отец моего отца был, как я слышал, старейшим из пяти везиров индийского царя. Этого старейшего везира царь очень любил — больше, чем самого себя. Остальные четыре везира стали враждовать с ним. Они говорили:

— Что нам с ним делать, царь прислушивается к его словам, следует его советам, а пас уже ни о чем не спрашивает.

Составили заговор.

На рассвете один из них пришел к царю и сказал:

— Минувшею ночью я видел во сне вашего отца, великого царя, повелителя Индии, Он приказал доложить вам, что решил призвать к себе великого везира. «Есть у меня к нему кое-какие дела, — сказал он, я их скоро улажу и отпущу его обратно».

Пришел второй везир и поведал парю о таком же сновидении, будто он в некоем необычайно прекрасном месте видел его отца и будто тот зовет к себе везира с тем, что вскоре отпустит его обратно. Третий и четвертый везиры

поведали то же самое, как было между ними условлено.

Царь удивился, но не разгадал их враждебного замысла. Он подумал: «Если бы это сказал только один, могло бы быть ложью. По всем приснился один и тот же сон, нет сомнений, что это правда».

Царь призвал к себе старого везира и рассказал ему все. Везир понял, что это козни его врагов. Но что было Делать? Сказать царю — было бы хуже. Он ответил:

— Умоляю ваше царское величество, позвольте мне сделать так, чтобы при моем сожжении не потрудились ни чужой вол, ни чужой работник. Не хочу предстать грешником перед блаженнейшим царем. Дай сорок дней сроку, чтобы я мог приготовить дрова и все необходимое. Я заплачу за все сам и с радостью отбуду к великому царю.

Дали везиру сорок дней сроку. Он доверился четырем преданным рабам. Они привели двух землекопов. Прорыли подземный ход от везирова дома до площади за городом, пробили ход на площадь, сложили над ним огромную кучу дров наподобие холма и оставили посередине отверстие, через которое можно было спуститься вниз.

Когда истекли сорок дней, везир пришел к царю и сказал:

— Да пожалует царь взглянуть на сожжение своего раба, отбывающего к его отцу.

Вышли посмотреть царь и весь народ. Везир взошел на костер. Навалили вокруг щепок, облили нефтью и подожгли.

Когда дым поднялся высоко, везир влез в отверстие, прошел через подземный ход и возвратился в свой дом. Дрова сгорели, пепел развеяли, не нашли даже костей. Ход в подземелье был доверху забит золой. Везир в течение двадцати дней скрывался в своем доме. Затем он облачился в белые одежды, взял в руки посох и на рассвете отправился в царский дворец. Царю дали знать о его прибытии. Царь вскочил с ложа, вышел во двор, обнял и поцеловал везира, полагая, что тот возвратился с того света.

Стал расспрашивать о своем отце и как везир странствовал туда и обратно. Везир доложил ему о рае, наговорил много всяких небылиц, и ложь его была прекраснее подлинной правды.

Затем он сказал:

— Все дела, какие были у твоего отца, я выполнил. А теперь он приказал прибыть тем четырем везирам — он их тоже скоро отпустит, у него и к ним кое-какие дела.

Если поверили сну, то как было не поверить тому, кто в яви возвратился с того света? Позвали везиров, царь приказал им отправиться в путь. Не догадались они прибегнуть к той хитрой уловке. Кинули их в огонь, и они сгорели. Сами придумали, сами же и поплатились за свою выдумку.


— Эту притчу, отец Седрак, я рассказал тебе к тому, что всякий человек завистлив, и я опасаюсь, как бы впоследствии везиры царя не стали со мною враждовать и строить козни.

Царю понравилась приятная речь юноши. Он возрадовался к сказал ему:

— Если ты послушаешься и последуешь за мною, я дам тебе все, чего пожелаешь, кроме царства моего.

Рассказал Рукха притчу:

9 НАБОЖНЫЙ ЗЛОДЕЙ

Жил некий человек, творивший много всякого зла, и при этом великий богомолец. В свободное от злодеяний время он молился и плакал. Явился к нему ангел и сказал:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О мудрости вымысла"

Книги похожие на "О мудрости вымысла" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сулхан Саба Орбелиани

Сулхан Саба Орбелиани - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла"

Отзывы читателей о книге "О мудрости вымысла", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.