Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
3. Осознание конечности человеческого существования. Бытие человека как жизнь, смерть и бессмертие. Страх смерти и смысл жизни.
Проблемно-контрольные вопросы по теме
1. Что такое философская антропология?
2. Что означает термин "природа" в понятии "природа человека"? В чем сходство и различие понятий "природа человека" и "сущность человека"?
3. Что есть человек? Каковы его отличительные способности? Какова его сущность и назначение? Тождественны ли понятия "человек", "индивид", "личность"?
4. Способы существования бытия-в-мире. Как соотносятся понятия "жизнь" и "смерть"? В чем сходство и различие понятий "биологическое бессмертие человека" и "социальное бессмертие человека"? Может ли человек обрести бессмертие?
5. Как вы понимаете следующие выражения: Развивать человека в человеке (Н. Г. Чернышевский); Найти человека в человеке (Ф. М. Достоевский); Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке (Л. С. Выготский).
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях:
К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Соч. - Т. 42. С. 92 - 94, 162 - 163;
Ф. Энгельс. Диалектика природы // Соч. - Т. 20. - С. 486, 495.
Маркс о сущности человека как действительном фокусе общественных отношений. Почему человек, будучи по своему происхождению природным существом, не может быть им по своей сути? Какое значение вкладывает Маркс в определение природы как "неорганического тела" человека? Каково важнейшее качество человека, позволяющее ему отличаться от животного и выделяться из окружающей его природы? В чем заключается два основных различия между инстинктивной деятельностью животных и предметно-практической деятельностью человека? В чем проявляется родовая сущность человека? Сравните взгляд на родовую сущность человека в "Экономическо-философских рукописях 1844 г." с более поздним ее определением в "Тезисах о Фейербахе": "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений...".
М. Шелер // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 81 - 86
Что такое философская антропология у Шеллера? Какие задачи призвана решать эта философская дисциплина? Какое собственно человеческое качество делает возможным появление философской антропологии? Какое положение в мире, согласно Шеллеру, занимает человек? Какое исключительно человеческое свойство позволяет человеку занимать указанное место? Найдите существенное отличие в подходах к человеку философской антропологии Шеллера и "докантовской метафизики Запада", на которое указывает сам автор. Каковы основные идеи теистических идей о человеке, греческой концепции человека как homo sapiens, концепции homo faber, концепции человека как тупика жизни?
М. Хайдеггер. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993. - С. 116 - 120
Что означает появление в философии Нового времени понятия субъекта? Какова, по мнению автора, главная причина появления этой идеи в западноевропейской философии? Какую цель преследует философия Нового времени, выдвигая идею субъекта?
Вопросы и задания к текстам для индивидуальной
самостоятельной работы:
Л. Фейербах // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 33 - 40, 98 - 108
Каковы основные отличия человека от животного? Что такое человек и какова его сущность? В чем состоит предназначение человека? Что является основанием веры в бессмертие души? Что в действительности означает жизнь души после смерти тела? Как проявляется связь понятия Бога с понятием смерти? Какова диалектика жизни и смерти в бытии человека?
И. С. Кон. Открытие "Я". - М., 1978. - С. 146 - 186
Почему античный человек не был человеком в современном смысле этого слова? Что в наибольшей степени сдерживало и ограничивало его свободу? Какие новые возможности открывает христианская религия для сознания человеком своего "Я"? В каком плане осознает себя средневековый человек? Какие социально-экономические изменения, происходящие в эпоху Возрождения, делают человека более свободным, чем раньше?
П. Тейяр де Шарден // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 76 - 80
В чем сложность определения сущности человека в современной науке? Каково основное отличие психики человека от психики животного? Каков процесс эволюции человека? В чем сущность и содержание коэволюции биологического и психически-духовного в процессе генезиса человека? Отличие филогенеза от онтогенеза человеческого мышления.
Ф. Ницше. Так говорил Заратустра // Соч. - М., 1996. - Т. 2. - С. 8 13
Что такое Сверхчеловек у Ницше? Связаны ли "смерть Бога" и утверждение в мире сверхчеловека? Каким образом автор соотносит человека и сверхчеловека? На какие цели и идеалы, в отличие от человека, ориентирован сверхчеловек? Насколько эти идеалы вписываются в рамки ницшеанской "переоценки всех ценностей"? Есть ли в тексте персонаж, выступающий прообразом сверхчеловека? Почему люди смеялись над словами Заратустры?
А. Шопенгауэр // МФ. - Ч. 2, - М., 1991. - С. 92 - 98
Почему автор утверждал, что жизнь есть страдание, хотя он, как и всякий здравомыслящий человек, не мог не знать, что в жизни есть место также и удовольствиям? Что, по Шопенгауэру, смертно и что бессмертно в человеке? Как автор объяснял причины и ошибочность страха смерти? Что составляет сущность мира, что скрывается за ней? В чем смысл жизни человека? И. Кант считал совесть показателем человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть есть результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает, по вашему мнению, природу человека?
Ж. П. Сартр // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 60 - 61
Как автор разрешает противоречие между стремлением индивида к свободе и стремлением общества установить социальный порядок? Остается ли человек социальным даже будучи свободным? Как бытие человека соотносится с "ничто"? Как автор понимает проблему "ничто"? Любовь как разрешение конфликта свободы и предметности в философии Сартра.
К. Леви-Стросс. Структурная антропология. - М., 1985. - С. 311 - 313
Правомочно ли появление антропологии как социальной науки? Какими проблемами занимается физическая антропология? Какова связь между физической антропологией и социальными науками?
Почему концепция Леви-Строса считается одной из форм радикального прорыва в изучении примитивных культур, в понимании природы духовно-практического освоения мира?
В. Н. Назаров. Философия в вопросах и ответах: Опыт философской пропедевтики. - Тула, 1996. - С. 114 - 115;
Б. Рассел // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 138 - 142
Почему смерть не является антиподом жизни? Как называется учение о смерти? В чем состоит предельный метафизический вопрос смерти? Может ли смерть быть побеждена? В чем смысл смерти? На чем основывается религиозная вера в бессмертие души?
В чем достоинство человека, не верящего в такое бессмертие?
К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология // Соч. - Т. 3. - С. 37;
К. Маркс. Критика гегелевской философии права // Соч. - Т. 1. - С. 242
Найдите в предлагаемых отрывках обоснования известного утверждения, что сущность человека не природная, а социальная. Какое значение вкладывает Маркс в определение природы как тела человека? Каково важнейшее качество человека, позволяющее ему отличаться от животного и выделяться из окружающей его природы? В чем заключаются два основных различия между инстинктивной деятельностью животных и предметно-практической производственной деятельностью человека? Можно ли считать человека марионеткой в руках общества?
Н. Ф. Федоров // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 121 - 126;
В. Ф. Купревич. Долголетие: реальность мечты // Лит. газета. - 1968. № 49
Какие нравственные идеи лежат в основе федоровского проекта победы над смертью? Каким образом осуществление проекта "общего дела" способствует преодолению распрей между людьми и установлению всеобщего братства? Почему в проектах Федорова оказались связанными воедино задача победы над смертью и задача выхода человека в космос? В каких соображениях проявился механицизм Федорова? Каким образом в идеях Федорова проявились древнеславянские представления о смерти? В чем смысл смерти как исторического явления? Возможно ли найти "элексир молодости"?
Ж. Маритен // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 271 - 276
Как автор рассматривает понятия: человек, субъект, существование, мир и бытие? Мыслит ли человек собственное личностное существование? Каким образом и благодаря каким способностям человек может постичь и себя и окружающий мир как мир субъектов?
М. Хайдеггер // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 71 - 76;
М. Ф. Вольтер // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 19 - 20
Что такое гуманизм, причины его происхождения, виды? В чем проявляется метафизическая сущность гуманизма? Гуманность и гуманизм: общее и различие. Что составляет бытие человека в мире? Каким образом феномен смерти помогает прояснить смысл бытия? Способность человека думать о своей смерти - это признак малодушия или смелости? Почему автор говорит, что для живущего человека смерть не "будет", а "есть"? Почему с точки зрения Вольтера, для обыденного сознания недоступны истинные представления о человеческой природе? Какие ошибки делают философы в постижении человеческой природы и в чем причины этих ошибок? Какова истинная методология познания природы человека?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.