Н. Химичева - Финансовое право
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Финансовое право"
Описание и краткое содержание "Финансовое право" читать бесплатно онлайн.
5) отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством РФ по налогам и сборам со страховщиками по осуществлению контрольных функций за страховой деятельностью.
Поскольку в условиях рыночных отношений государство и предприятия становятся равноправными хозяйствующими субъектами, каждый из которых отвечает только по своим долгам, особенно остро ощущается необходимость использования страхования. Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объективно предопределяют необходимость защиты имущественных и личных интересов юридических и физических лиц путем создания страховых фондов.
Однако страхование является лишь одним из методов формирования объективно необходимых страховых фондов.
В Российской Федерации страховые фонды создаются также и другими методами: централизованным и децентрализованным.
Посредством централизованного метода создания страховых фондов осуществляется прямое выделение средств на эти цели из централизованных бюджетных средств или средств внебюджетных фондов. Так, в федеральном бюджете РФ ежегодно предусматриваются расходы на создание страховых фондов по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. За счет указанных средств, а также привлеченных внебюджетных средств формируется целевой финансовый резерв* для финансирования мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте. Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г., например, впервые предусмотрено создание федерального сельскохозяйственного резерва за счет 5% отчислений от общей суммы страховых сборов, поступивших от сельскохозяйственных товаропроизводителей по договорам страхования.**
></emphasis>
* Не следует смешивать с материальным резервом. См.: Федеральный закон «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 г. // СЗ РФ. 1995. № 1.Ст.3;1998.№ 7.Ст.798.
** СЗ РФ. 1997. №25. Ст. 3501.
В децентрализованном порядке образуются страховые фонды самими хозяйствующими субъектами. Фонды самострахования образуются для возмещения локального ущерба и ликвидации непредусмотренных убытков. Создание таких фондов осуществляется предприятиями в добровольном порядке, иногда — в обязательном. Так, в соответствии с законодательством обязательные резервные (страховые) фонды должны образовывать кредитные и страховые учреждения всех форм собственности.
Эти фонды используются хозяйствующими субъектами децентрализованно. На эти отношения, как и на социальное страхование, нормы Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не распространяются.
4.2.2. Виды страхования. Обязательное страхование
Страхование (в собственном смысле) в 1зависимости от объекта* страхования подразделяется на две основные отрасли — имущественное страхование и личное страхование. Объектом имуществевенного страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. ГК РФ относит к имущественному страхованию и страхование ответственности (ст. 929, 931, 932). В этом случае, в соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» объектом страхования (ответственности) выступают имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем вреда, причиненного им личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.
Объектом личного страхования выступают личные блага гражданина, связанные с его жизнью, здоровьем, трудоспособностью. При личном страховании объектом страхования могут быть как имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем и пр. самого страхователя, так и интересы, связанные с жизнью, здоровьем и пр. застрахованного лица, т.е. лица, в пользу которого страховщик заключает со страхователем договор.
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», как и ГК РФ (ст. 927), предусматривает две формы страхования: добровольную и обязательную. Первая осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования устанавливаются на основе законодательства. Конкретные же условия страхования устанавливаются при заключении отдельно взятого договора страхования. Порядок его заключения, исполнения и расторжения регулируется гражданским правом. Однако некоторые вопросы, в частности касающиеся порядка формирования и использования резерва предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, регулируются также и нормами финансового права.**
></emphasis>
* В некоторых учебниках этот критерий классификации называется «предметом страхования» (см. например: Советская финансовое право М.,1982. С. 274. )
** См., например: Примерное положение о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, утв. Росстрахнадзором18 января 1995 г.//Экономика и жизнь. 1995. № 5. С. 15.
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Оно может выступать в виде: обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета, и обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей.
И имущественное, и личное страхование могут выступать как в форме добровольного, так и обязательного страхования.
Гражданским законодательством (гл. 48 ГК РФ) определены общие правила осуществления обязательного страхования. В частности, установлено, что к обязательному страхованию (в силу закона) может относиться: во-первых, страхование жизни, здоровья, имущества других (третьих) лиц, определенных в законе на случай причинения им вреда, и во-вторых, страхование риска своей ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других (третьих) или нарушения договоров с другими лицами. Однако обязательное страхование собственной жизни или здоровья, в соответствии с п. 2 ст. 935 ГК РФ, не может быть возложено законом на гражданина.
Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими нормативными финансово-правовыми актами.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г. Правительству РФ поручено разработать проект Закона «Об основах проведения обязательного страхования в Российской Федерации», где будет определено его понятие, а также общие (в том числе — и обязательного государственного страхования) цели, задачи, принципы и условия проведения страхования в этой форме.
Однако до настоящего времени такой закон не принят, хотя он уже неоднократно обсуждался Федеральным Собранием РФ. При разработке проектов законов по вопросам обязательного страхования в соответствии с основными направлениями государственной политики в этой сфере должны обеспечиваться:
а) первоочередное правовое урегулирование видов обязательного страхования, направленных на защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод гражданина;
б) подтверждение проведения в Российской Федерации основных видов обязательного личного и имущественного страхования, установленных законодательными актами России и бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
в) сохранение, а при необходимости — увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования;
г) единство основных положений порядка и условий проведения обязательного страхования в Российской Федерации.*
></emphasis>
* САПП. 1994. № 15. Ст. 1174.
1 октября 1998 г. Правительством РФ принято постановление № 1139 «Об основных направлениях развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998—2000 годах,* где дан анализ современному состоянию национальной системы страхования, определены основные цели и задачи в этой сфере. Так, к важнейшим задачам развития национальной системы страхования отнесены: во-первых, обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования. В связи с этим установлено, что одним из приоритетных направлений деятельности страховых организаций является повышение минимального размера уставного капитала и его формирование за счет денежных средств, а также подготовка кадров страховщиков и развитие страховой науки; во-вторых, ключевым моментом развития системы страхования является проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг, заключающейся в оптимизации пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования, не допуская необоснованного и неупорядоченного введения новых видов обязательного страхования; и, наконец, в-третьих, к основным задачам в области страхования отнесено повышение эффективности методов государственного контроля страхового сектора экономики, предполагающее создание нормативных и организационных основ страхового надзора в РФ, разработку процедур финансового оздоровления страховых организаций, определение специальных требований к страховым организациям, совершенствование условий лицензирования страховой деятельности и работы по подбору руководящих кадров, а также создание дифференцированной системы санкций, за нарушение страховыми организациями финансового и иного законодательства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Финансовое право"
Книги похожие на "Финансовое право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Химичева - Финансовое право"
Отзывы читателей о книге "Финансовое право", комментарии и мнения людей о произведении.